Резолютивная часть решения оглашена 14 сентября 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 15 сентября 2022 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского У ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи общества с
2
ограниченной ответственностью "Лидер" на извещение электронного аукциона на поставку многофункционального устройства (МФУ) (номер извещения: 0357200017022000234) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
02.09.2022 Заказчиком объявлен электронный аукцион на поставку многофункционального устройства (МФУ) (номер извещения: 0357200017022000234).
Извещение N0357200017022000234 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет 02.09.2022 08:58.
Начальная (максимальная) цена контракта - 232 500,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе
12.09.2022 10:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
07.09.2022 года (вх.N897-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 14.09.2022 года в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N 897-з от 07.09.2022).
Определенным заказчиком в описании объекта закупки аукционной документации требованиям к характеристикам закупаемого товара, а именно "Ресурс фотобарабана - 100 000 страниц и наличие картридера", соответствует продукция только одного производителя - "KYOCERA", что ограничивает круг участников торгов.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения от 13.09.2022 г. N969, в материалах дела):
Характеристика ресурса фотобарабана определена Заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в связи с его потребностями. В ходе рассмотрения Комиссией поданной жалобы Заказчик пояснил, что использование характеристик к товару, в том числе характеристики ресурс фотобарабана равным 100 000 страниц, сформированы с учетом потребностей Заказчика. Заказчик исходил из объема работы и необходимости использования МФУ отделами приемного покоя, приемной главного врача, отделением статистики, также исходя из объема пациентов и объема документооборота. Предлагаемый Заявителем показатель равный 30 000 страниц не отвечает потребностям Заказчика, что также не свидетельствует о том, что предлагаемый Заявителем товар является идентичным и/или однородным товаром. Предложенный Заявителем в запросе ресурс фотобарабана в >= 30000 страниц, является иным ухудшенным, занижающим показатели текущей эксплуатации и следствие влекущим за собой несение бюджетом дополнительных расходов приобретение запасных частей в виде фотобарабана по достижению показателей печати 30 000 страниц. Заказчик отмечает, что при замене каждого фото барабана кроме финансовых затрат, Заказчик будет нести также и временные затраты.
Кроме того, объектом закупки является поставка МФУ, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что не ограничивает конкуренцию среди поставщиков. Следовательно, по мнению Заказчика, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
В результате рассмотрения жалобы установлено:
3
Частями 1 и 2 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как установлено частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, в соответствии с частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Из пункта 4 Правил следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г", "е" - "з" пункта
4
10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В пункте 5 Правил указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В приложении к извещению "Описание объекта закупки" определено, что к поставке требуется: Многофункциональное устройство (МФУ) КТРУ: 26.20.18.000-00000069.
В разделе "Описание товара, работы, услуги" КТРУ по товару МФУ (26.20.18.000- 00000069) определен запрет на указание дополнительных характеристик. Таким образом, заказчику при описании объекта закупки предоставлено право применения или неприменения характеристик, установленных в позиции 26.20.18.000-00000069 КТРУ.
В том числе, по наименованию характеристики "Ресурс фотобарабана, страниц", предусмотрена возможность выбора значений характеристики:
5
<10000 >10000 > 20000
> 30000
> 80000 >90000 > 100000
Количество печати страниц Изменяемая заказчиком в месяц (выбор одного)
Согласно "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, заказчик при описании объекта закупки установил характеристику "Ресурс фотобарабана, страниц" с показателем: > 90000, с учетом внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона от 06.09.2022.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждается, что заказчиком при описании объекта использованы положения позиции 26.20.18.000-00000069 КТРУ, в соответствии с требованиями Правил и Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, действия заказчика при описании объекта закупки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 11017/10, от 29 января 2013 года N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок для государственных и муниципальных нужд, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 304-КГ14-3003.
Комиссией Псковского У ФАС отмечается, что требования к предлагаемому к поставке товару сформированы Заказчиком исходя из потребности оснащения отделений Заказчика (отдел приемного покоя, приемная главного врача, отделение статистики и т.д.), средствами МФУ в целях осуществления эффективной работы отделений в рамках единой системы медицинского обслуживания.
При формировании требования о наличии у товара МФУ характеристики "Ресурс фотобарабана, страниц" с показателем: > 90000 Заказчик руководствовался
необходимостью получения максимально качественного товара с наименьшим показателем энергозатратности, учитывая большой объем документооборота в отделениях приемного
6
покоя, приемной главного врача, отделений статистики, связанных с ведением историей болезни пациентов, выдачей амбулаторных карт, выдачей медицинских справок и медицинских карт, входящей и исходящей корреспонденцией, в том числе по запросам государственных органов.
При этом возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться как ограничение количества потенциальных участников данной закупки.
Кроме того, необходимо отметить, что объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление (производство), в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель такого товара. Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, документацией не ограничены. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми заказчиком характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, то есть потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, а в компетенцию антимонопольного органа не входит вмешательство в определение потребности государственного заказчика.
При этом довод Заявителя о возможности экономии бюджетных средств документально не подтвержден. Согласно представленной в жалобе модели МФУ с использованием формата А4, скоростью печати - 40, ресурс месячный - 80000, ресурс фотобарабана: Lexmark MX4311adw - 40000, Pantum BM5100ADN - 30000, F+Imaging M40adn-40000, Xerox WorkCentre 3345 - 30000, Brother DCP-L5500DN -50000, KYOCERA ECOSYS M2040dn - 100000 стоимость данных МФУ не указана. Сведений о затратах на обслуживание указанных МФУ Комиссии не представлены.
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы выборочно, по средствам системы Интернет, запрошена стоимость МФУ Xerox WorkCentre 3345. Согласно сетям интернета стоимость МФУ Xerox WorkCentre 3345 составила 77 685 рублей, что превышает установленную наименьшую стоимость за единицу товара, и в совокупности превышает установленную НМЦК.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского У ФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушения положений Закона о контрактной системе при формировании объекта закупки.
Таким образом, жалоба ООО "Лидер" является необоснованной.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной
антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
7
1. Признать жалобу ООО "Лидер" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в
течение трех месяцев в установленном законом порядке.
/'
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 15 сентября 2022 г. N 060/06/33-363/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2022