Резолютивная часть решения оглашена 19 сентября 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 сентября 2022 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание - заместителя руководителя Псковского УФАС России "_" - заместителя председателя Комиссии,
Членов комиссии:
главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС "_" - член комиссии,
главного государственного инспектора "_" - член комиссии,
при участии представителя Заказчика - "_" (доверенность N б/н от 15.09.2022),
в отсутствие представителя ООО "Проксима Строй", уведомленного о дате и времени рассмотрения сведений надлежащим образом,
рассмотрев сведения с использованием системы видеоконференц-связи Администрации Псковского района (далее - Заказчик) в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Проксима Строй" (адрес: 199034 Санкт-Петербург 17-я линия В.О. дом 4-6 литер В офис А-208-3; 034; ИНН 7801333364), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на строительство модульной станции очистки питьевой воды в д. Родина Псковского района Псковской области (номер извещения 0157300006922000001),
УСТАНОВИЛА:
12 сентября 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Проксима Строй" (адрес: 199034 Санкт-Петербург 17-я линия В.О. дом 4-6 литер В офис А-208-3; 034; ИНН 7801333364), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на строительство модульной станции очистки питьевой воды в д. Родина Псковского района Псковской области (номер извещения 0157300006922000001).
Рассмотрение сведений состоялось 19 сентября 2022 года в 14 часов 00 минут.
Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0157300006922000001 о проведении электронного аукциона - 03.02.2022.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 77 260 000,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ".
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.02.2022 N ИЭА1, участие приняли две заявки, по итогу победителем признано ООО "Проксима Строй" (далее - Общество) с ценой 73 397 000,00 рублей.
5) 04.03.2022 между Заказчиком и Обществом заключен контракт N 01573000069220000010001 на строительство модульной станции очистки питьевой воды в д. Родина Псковского района Псковской области, со сроком исполнения - 31.12.2023.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по строительству объекта капитального строительства: "Строительство модульной станции очистки питьевой воды в д. Родина Псковского района Псковской области" (далее - Объект) в соответствий с Техническим заданием (Описанием объекта закупки), включающем Ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (Приложение N 1 к Контракту), проектной и рабочей документацией, графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к Контракту), сметой контракта (Приложение N 3 к Контракту) и Перечнем видов и объемов работ, которые Подрядчик обязуется выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц, своевременно сдать результат работ Заказчику.
Согласно пункту 2.1 Контракта, сроки выполнения работ по Объекту:
Начало выполнения работ - с даты подписания Контракта;
Окончание выполнения работ - 21.11.2023 г. (с учетом срока приемки законченного строительством объекта Заказчиком).
17.03.2022 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо (Исх. N 483 от 17.03.2022) о предоставлении списка лиц, участвующих в освидетельствовании скрытых работ.
31.03.2022 (Исх. N 1243) Заказчиком представлены лица - "_" и "_".
29.04.2022 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо (Исх. N 469 от 29.04.2022) об увеличении размера аванса до 50 % и необходимости предусмотрения казначейского сопровождения контракта.
30.05.2022 (Исх. N 1947) Заказчик сообщил, что не усматривает оснований для изменения размера авансового платежа, кроме того указал, что контракт исполняется на условиях извещения, в связи с чем невозможно установление казначейского сопровождения контракта.
17.05.2022 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо (Исх. N 484 от 17.05.2022) в части возникновения неточностей в проекте при расчете арматуры каркасов - фиксаторов при устройстве плиты.
Поскольку Подрядчиком в период с 06.06.2022 г. по 10.06.2022 г. без уведомления Заказчика были остановлены работы на объекте, 15.06.2022 г. в адрес Подрядчика Заказчиком была направлена письмом (исх. N 2167 от 10.06.2022 г.) Претензия о выявленной приостановке работ и необходимости их возобновления.
В адрес Подрядчика Заказчиком 05.08.2022 года была направлена Претензия (исх. N 3583 от 05.08.2022 г.) об отставании от графика производства работ и о необходимости нарастить темп выполнения работ и устранить отставание от графика.
По итогам проведенного 22.08.2022 мониторинга Объекта, Подрядчику была направлена Претензия (исх.N3922 от 23.08.2022 г.) о выявленном отставании от утвержденного графика производства работ по объекту строительства с указанием нарушений, допущенных Подрядчиком при производстве работ и требованием в срок до 29.08.2022 начать работы и устранить замечания.
Однако до настоящего времени работы по Контракту Подрядчиком не возобновлены и замечания по Объекту не устранены.
В связи с невыполнением ООО "Проксима строй" обусловленных Контрактом обязательств, 30.08.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе ФАС России в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с подпунктом "б" пунктом 13 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Изучив представленные документы, заслушав пояснения стороны, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 15.1. контракта, установлено, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в связи с отказом стороны контракта от его исполнения по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством и в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчик в праве в одностороннем внесудебном уведомительном порядке расторгнуть Контракт в следующих случаях:
- при существенном нарушении Контракта.
- нарушение Подрядчиком срока начала производства работ более чем на 10 рабочих дней с даты заключения Контракта или выполнения Работ с нарушением сроков выполнения этапов работ, предусмотренных графиком выполнения работ, более чем на 10 рабочих дней.
- наличие более 2 (двух) обоснованных замечаний к технологии работ, организации процесса работ,
- если во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена в срок или надлежащим образом, и Подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика
- приостановление необходимой для исполнения Контракта деятельности Подрядчика в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; прекращение действия свидетельства саморегулируемой организации о допуске Подрядчика к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; издание, прекращение или приостановление действия актов государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающих Подрядчика права / возможности исполнения Контракта;
- проведения ликвидации Подрядчика либо принятия судом решения о признании Подрядчика банкротом и об открытии конкурсного производства,
- в иных случаях, предусмотренных статьей 95 ФЗ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В перечисленных случаях Стороны признают, что Заказчик в значительной мере лишается того, на что вправе был рассчитывать при заключении Контракта.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Сведения в отношении ООО "Проксима Строй" поступили в Псковское УФАС 12.09.2022 в регламентированный Законом срок.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Псковского УФАС России отмечает, что после получения претензий Подрядчиком не были устранены нарушения сроков, предусмотренных Графиком выполнения работ. Подрядчиком не были предприняты меры по активизации строительного процесса. В связи с чем, Комиссия Псковского УФАС России полагает, что данные обстоятельства не могли принципиально повлиять на процесс осуществления работ по контракту.
Также в ходе рассмотрения сведений установлено, что Заказчиком в адрес Общества перечислен аванс в размере 7 339 700 рублей, в свою очередь, фактически работы выполнены лишь на 412 000 рублей.
Из смысла ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Поэтому неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности и инициативности (например, по вопросу надлежащего изучения условий контракта, последствий их несоблюдения) ООО "Проксима строй" при ведении предпринимательской деятельности и при вступлении в отношения по выполнению работ в рамках заключенного контракта ложатся на ООО "Проксима строй".
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 2, 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что ООО "Проксима строй" не была проявлена должная осмотрительность, какая от него требовалась по характеру его обязательств по своевременному исполнению условий контракта. Общество было заранее ознакомлено с требованиями извещения о закупке, что позволяло в полной мере надлежащим образом оценить свои возможности по исполнению условий контракта и необходимости участия в закупке.
Лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, в случае совершения им действий (бездействия), в том числе, приведших к неисполнению обязательств по заключенному контракту.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
Данное недобросовестное поведение Общества повлекло негативные последствия для Заказчика, в виде нарушения деятельности Учреждения, выразившегося в нарушении учебного процесса студентов с необходимым оборудованием, не поставленного до настоящего времени и затрудняющую поставку в настоящее время в связи санкциями недружественных стран.
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку Общество не осознает последствия срыва исполнения контрактов для государственных и муниципальных заказчиков и действует неосмотрительно при участии в торгах.
В результате осуществления проверки факта одностороннего расторжения Заказчиком контракта, установлено, что Заказчик имел право на одностороннее расторжение контракта, Заказчиком соблюдена процедура одностороннего расторжения контракта. Сведения, подтверждающие надлежащее исполнение ООО "Проксима строй" условий контракта, в материалах дела отсутствуют. Также ООО "Проксима строй" не было представлено доказательств, подтверждающих невозможность исполнения контракта надлежащим образом, и свидетельствующих о том, что ненадлежащее исполнение контракта ООО "Проксима строй" было связано с действиями Заказчика
При таких обстоятельствах, учитывая неисполнение Обществом обязательств по контракту, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений в отношении ООО "Проксима строй", поданных Заказчиком, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (22.09.2024) следующие сведения о подрядчике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: ООО "Проксима строй";
- место нахождения: 199034 Санкт-Петербург 17-я линия В.О. дом 4-6 литер В офис А-208-3; 034;
- идентификационный номер налогоплательщика /код причины постановки на учет: ИНН 7801333364);
- сведения об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя): Петров Никита Валентинович.
- ИНН участника: 782611101800;
- дата проведения электронного аукциона: 15.02.2022;
- объект закупки: строительство модульной станции очистки питьевой воды в д. Родина Псковского района Псковской области (номер извещения 0157300006922000001);
- цена контракта - 73 397 000,00 рублей;
- срок выполнения работ: до 31 декабря 2023 года.
2. Направить вышеуказанную информацию о недобросовестном поставщике в ФАС России посредством единой информационной системы.
3. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 22 сентября 2022 г. N РНП 060/06/95-369/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022