Резолютивная часть решения оглашена "13" сентября 2022 г.
В полном объеме решение изготовлено "16" сентября 2022 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии представителей:
Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ УПРДОР Москва-Волгоград) - ,
ООО "Нова-проект" (далее - Общество, Подрядчик) - ,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от 25.08.2022 от исполнения контракта от 09.03.2022 N 30/22 на разработку проектной документации: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 876+000 - км 883+500, Волгоградская область", заключенного по итогам открытого конкурса в электронной форме N 0364100001822000016, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" (вх. от 07.09.2022 N 1381-ЭП/22) о направлении сведений об ООО "Нова-проект" (656006, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Малахова, д.140, кв. 263, ИНН 2460092692) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 25.08.2022 от исполнения контракта от 09.03.2022 N 30/22 на разработку проектной документации: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 876+000 - км 883+500, Волгоградская область", заключенного по итогам открытого конкурса в электронной форме N 0364100001822000016 по причине существенного нарушения условий контракта.
Заказчик сообщил обстоятельства неисполнения ООО "Нова-проект" заключенного контракта 09.03.2022 N 30/22 и обоснования причин его расторжения, представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.2 контракта Заказчик 25.08.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
ООО "Нова-проект" представило в Тамбовское УФАС России письменные пояснения в опровержение позиции Заказчика по рассматриваемой ситуации (вх. от 09.09.2022 N 1455-ЭП/22).
Рассмотрение дела назначено на 12.09.2022. В связи с объявленным перерывом рассмотрение продолжилось 13.09.2022.
Представитель Общества в ходе рассмотрения дела пояснил следующее.
Общество полагает, что односторонний отказ от исполнения контракта является необоснованным и незаконным.
Общество считает, что довод Заказчика о нарушении Подрядчиком требований, содержащихся в п. 17.1 Задания на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации по объекту (приложение N 1 к контракту) (далее - Задание) в части размещения знаков, позволяющих вынести на местность ось проектируемого сооружения, и репера высотных отметок за пределами полосы отвода автомобильной дороги, а не вдоль границы участка ремонтных работ в полосе отвода, несостоятелен в виду следующего:
- полевые работы по инженерно-геодезическим изысканием были выполнены в строгом соответствии с нормативной документацией, детализированным заданием и программой на выполнение работ, которые были утверждены Заказчиком 11 апреля 2022 года (часть 1 статьи 259 ГК РФ);
- на первичной приемке полевых работ работы были приняты (исх. N 271/22 от 19 мая 2022 года);
- пункт 17.1. Задания противоречит положениям Программы на проведение инженерно-геодезических работ и относится к строительству, о чем Заказчик был уведомлен письмом исх. N 292/22 от 26 мая 2022 года, наше предложение о необходимости привести в соответствие указанные документы было отклонено (исх. N 312/22 от 07 июня 2022 года).;
- после завершения полевых работ, 21 июля 2022 года Заказчику были направлены отчеты по инженерным изысканиям и обследованию участка автомобильной дороги (N 377/22 от 21 июля 2022 года), от рассмотрения которых Заказчик необоснованно отказался (N 01- 05/06-386/22 от 01 августа 2022 года);
- после приемки работ (19 мая 2022 года), в адрес Общества были направлены отказы от подписания акта ОГС (N 01-05/07-1504 от 25 мая 2022 года).
В рамках выполнения работ по контракту - разработке проектной документации, была создана опорная геодезическая сеть (далее - ОГС). Понятие ОГС раскрывается в пункте 3.12 ГОСТа Р 59865-2022. Национальный стандарт Российской Федерации "Дороги автомобильные общего пользования. Сети геодезические для проектирования и строительства. Общие требования", утверждённого и введённого в действие Приказом Росстандарта от 10 марта 2022 года N 124-ст (далее - ГОСТ Р 59865-2022): "опорная геодезическая сеть (ОГС): Геодезическая сеть пунктов долговременного закрепления, создаваемая в процессе проведения инженерных изысканий на стадии разработки проектной документации силами проектной организации или привлеченной организацией, имеющей допуск к данным видам работ, и служащая геодезической основой для обоснования проектной подготовки строительства, выполнения топографических съемок, обеспечения других видов изысканий, а также выполнения стационарных геодезических работ и исследований.
При этом пункт 17.1 Задания вопреки требованиям вышеуказанного ГОСТа говорит о ГРО, определение которого также содержится в п. 3.14 ГОСТ Р 59865-2022: "геодезическая разбивочная основа, (ГРО) - геодезическая сеть пунктов долговременного закрепления, создаваемая на основе генерального плана и стройгенплана объекта строительства в подготовительный период силами генерального подрядчика (застройщика) или привлеченной организацией, имеющей допуск к данным видам работ от пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети, каркасной сети, опорной геодезической сети в непосредственной близости от строительной площадки для проведения полного цикла строительства автомобильной дороги".
Согласно разделу 6 и пункту 6.5 названного ГОСТа ОГС следует создавать с учётом:
- обеспечения сохранности и устойчивости знаков, закрепляющих пункты ОГС;
- выбора местоположения для возможности их использования в качестве ГРО на стадии строительно-монтажных работ;
- геологических, температурных, динамических процессов и других воздействий в районе строительства, которые могут оказать неблагоприятное влияние на сохранность и стабильность положения пунктов.
Из чего следует, что пункты ОГС имеют отличия от пунктов ГРО по требованиям ГОСТа Р 59865-2022 и могут располагаться не только на границе полосы отвода, как пункты ГРО, но и в иных местах, удовлетворяющим требованиям раздела 6.
Расположение знаков в полосе отвода, согласно пункту 17.1 Задания не даёт гарантии сохранности знаков, поскольку полоса отвода располагается в большей части в непосредственной близости к подошве существующей дороги. Знаки могут быть уничтожены при подготовительных работах при начале строительства, а также при зимнем содержании дороги.
При этом предложение Общества о приведении в соответствие с требованиями ГОСТа Р 59865-2022 Задания было отклонено.
На основании изложенного ООО "Нова-проект" считает, что отсутствуют основания для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель Заказчик на рассмотрении дела пояснил, в том числе, следующее.
Пунктом 17.1 Задания на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 876+000 - км 883+500, Волгоградская область" (далее - Задание), являющегося неотъемлемой частью Контракта, предусмотрено, что знаки, позволяющие вынести на местность ось проектируемого сооружения, и репера высотных отметок (далее - знаки) должны быть установлены вдоль границы участка ремонтных работ в полосе отвода.
Пунктом 4.2.3 Контракта предусмотрена обязанность Подрядчика обеспечить качество выполняемых работ в соответствии с условиями настоящего Контракта и всех приложений к нему, при этом согласно п. 4.2.11 Контракта, Подрядчик обязан устранить за свой счет в установленный заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по контракту, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ подрядчиком. В случае, если заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены подрядчиком в срок не позднее 30 (тридцати) дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах).
Письмом от 25.05.2022 N01-05/07-1504 Подрядчик был уведомлен, что по результатам рассмотрения дополнительно представленного плана полосы отвода участков автомобильной дороги выявлено, что знаки установлены за пределами полосы отвода автомобильной дороги, в связи с чем Подрядчику было отказано в их приемке до устранения указанных нарушений.
Письмом от 03.06.2022 N01-05/07-1631 Подрядчик повторно был проинформирован о необходимости установки знаков вдоль границы участка ремонтных работ в полосе отвода.
05.08.2022 Подрядчику было выдано предписание N05.08.2022/1 о необходимости исправления выявленных нарушений в части размещения знаков за пределами полосы отвода автомобильной дороги в срок до 14.08.2022.
Вместе с тем, в установленный срок указанное нарушение требований п. 17.1 Задания об установлении знаков вдоль границы участка ремонтных работ в полосе отвода устранено не было, в связи с чем 25.08.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано и размещено Заказчиком в единой информационной системе. Указанное решение автоматически с использованием единой информационной системы направлено Подрядчику, в связи с чем в соответствии с п. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе подрядчик считается надлежаще уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта. В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, не устранено, в связи с чем у Заказчика отсутствовали основания для его отмены и решение вступило в силу 05.09.2022.
Допущенные ООО "Нова-проект" отступления от условий государственного контракта являются существенными, пояснил представитель Заказчика, в силу следующих обстоятельств.
1. В соответствии с п. 6.5 ГОСТ Р 59865-2022 ОГС следует создавать с учетом обеспечения сохранности и устойчивости знаков, закрепляющих пункты ОГС.
Обязанность по обеспечению сохранности указанных знаков возложена на Заказчика, так как согласно п. 6.12 ГОСТ Р 59865-2022 в ходе передачи проектным институтом результатов инженерно-геодезических изысканий заказчику необходимо осуществить передачу ему пунктов сети ОГС на сохранность.
Следовательно, условия обеспечения сохранности знаков определяются не подрядчиком, а заказчиком как лицом, ответственным за ее обеспечение, и их соблюдение имеет принципиальное значение.
Требование заказчика о размещении всех знаков в полосе отвода направлено на обеспечение их сохранности, поскольку:
- заказчику на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки, размещенные только в границах полосы отвода автомобильной дороги, тогда как земельные участки, расположенные в границах придорожных полос (территорий, прилегающих с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороге на ширине 75 м для автомобильной дороги II категории), не принадлежат Заказчику и могут находиться в собственности любых физических или юридических лиц, на которых не распространяется обязанность по обеспечению сохранности установленных знаков;
- согласно ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе, запрещаются: выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков; выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог. Указанные ограничения позволяют, в том числе, обеспечить сохранность знаков ОГС, тогда как режим использования придорожных полос аналогичных ограничений не предусматривает.
Следовательно, в случае размещения знаков за пределами полосы отвода Заказчик не сможет осуществлять контроль за наличием знаков, а также обеспечить их сохранность на период до выполнения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги.
Отсутствие знаков, в свою очередь, сделает невозможным реализацию обязанности заказчика по обеспечению условий реализации проектных решений, в частности, обязанности передачи подрядчику до начала выполнения строительно-монтажных работ знаков, установленных в ходе проектирования.
2. Указанное отступление влияет на достижение основной задачи выполнения работ, являющихся предметом контракта - разработку и обоснование проектных решений, обеспечивающих комплекс работ по замене или восстановлению конструктивных элементов участка дороги, выполнение которых осуществляется без изменения установленных допустимых значений и технических характеристик категории дороги, в пределах полосы отвода автомобильной дороги, поскольку:
- согласно п. 4.3 ГОСТ Р 59865-2022 созданная ОГС при выполнении инженерно-геодезических изысканий закладывает проектную точность относительно заданной системы координат и высот;
- согласно п. 3.12 ГОСТ Р 59865-2022 ОГС служит геодезической основой для обоснования проектной подготовки строительства;
- согласно п. 3.14 ГОСТ Р 59865-2022 ГРО создается от пунктов ОГС;
- согласно п. 6.1 ГОСТ Р 59865-2022 ОГС должна проектироваться с учетом ее последующего использования при геодезическом обеспечении строительства и эксплуатации объекта. Закрепленные пункты должны входить в состав ГРО для последующих проектов строительства, реконструкций, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог;
- согласно п. 6.5 ГОСТ Р 59865-2022 ОГС следует создавать с учетом выбора местоположения для возможности их использования в качестве ГРО на стадии строительно-монтажных работ;
- согласно п. 15.1.1 Задания на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации ее разработка начинается с выполнения инженерных изысканий, предусматривающих, согласно п. 10 Задания, составление ведомости углов поворота, закрепления трассы, реперов. Также п. 5.1.3 СП 47.13330.2016 создание ОГС включено в состав инженерно-геодезических изысканий в качестве работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Согласно п. 9.3, 9.4 ГОСТ 32836-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования" достаточность выполнения инженерных изысканий в составе проектной документации следует оценивать на соответствие _ техническому заданию _, по актам приемки заказчиком (застройщиком) технических отчетов по ИИ, при этом соответствие выполнения топографо-геодезических изысканий нормативным требованиям оценивается, в том числе, по построению опорных геодезических сетей.
3. Довод ООО "Нова-проект" о том, что требование Заказчика о размещении всех знаков в границах полосы отвода противоречит требованиям ГОСТ Р 59865-2022 не соответствует действительности, поскольку указанным ГОСТ не установлен запрет на размещение ОГС в пределах полосы отвода автомобильной дороги, что не оспаривается Подрядчиком, как и не оспаривается факт технической возможности такой установки.
4. ООО "Нова-проект" игнорируются императивные требования:
- ч. 2 ст. 759 ГК РФ о том, что подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика;
- п. 4.15 ГОСТ 32836-2014 о том, что исполнители инженерных изысканий имеют право устанавливать (закладывать) геодезические пункты (центры) в соответствии с условиями, предусмотренными в договоре (контракте) с заказчиком (застройщиком).
Кроме того, представитель Заказчика отметил, что Подрядчик не обращался к Заказчику за согласованием отступления от требования п. 17.1 Задания при выполнении работ по контракту. Согласно ч. 2 статьи 759 ГК РФ Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия Заказчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 09.03.2022 N 30/22 на разработку проектной документации: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 876+000 - км 883+500, Волгоградская область", заключенного с ООО "Нова-проект", рассмотрев материалы закупки и письменные пояснения сторон, заслушав устные пояснения представителей Заказчика и Общества, а также, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
По итогам открытого конкурса в электронной форме N 0364100001822000016 между Заказчиком и Подрядчиком 09.03.2022 был заключен контракт на разработку проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 876+000 - км 883+500, Волгоградская область", на сумму 4 500 000 рублей.
Согласно пункту 1.1 контракта: "Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить разработку проектной документации в целях капитального ремонта объекта: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 876+000 - км 883+500, Волгоградская область", в соответствии с Заданием на разработку проектной документации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Календарным планом работ (Приложение N 2 к настоящему Контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта".
Согласно пункту 1.2 контракта: "Технические, экономические и другие требования к разработке проектной документации, являющейся предметом Контракта, определяются Заданием на разработку проектной документации (Приложение N 1 к настоящему Контракту)".
Пунктом 4.2 контракта предусмотрены следующие обязанности Подрядчика:
"4.2.1. выполнить работы в предусмотренные настоящим Контрактом сроки с применением технологии информационного моделирования (BIM-технологии), включающей создание и сопровождение информационной модели проектируемого объекта, обеспечивая представление и обмен информацией в геоинформационной системе;
4.2.2. предоставлять Заказчику по его письменному требованию документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта;
4.2.3. обеспечить качество выполняемых работ в соответствии с условиями настоящего Контракта и всех приложений к нему;
4.2.4. обеспечить разработку проектной документации в соответствии с утвержденным Заданием на разработку проектной документации и требованиями действующего законодательства с учетом предложения о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, представленного Подрядчиком в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме (по итогам которого заключен настоящий Контракт).
4.2.5. согласовать проектные решения с Заказчиком и заинтересованными организациями;
4.2.6. предоставлять заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании заказчика;
4.2.6. до прохождения госэкспертизы представить на согласование Заказчику разработанную проектную документацию в бумажном и электронном виде. Заказчик вправе отказать в согласовании в случае выявления несоответствия проектной документации требованиям Задания на разработку проектной документации и действующего законодательства.
4.2.7. получить полномочия Заказчика на заключение, изменение, исполнение, расторжение контракта на проведение государственной экспертизы, выступить заявителем на проведение государственной экспертизы и представить в органы Главгосэкспертизы все необходимые документы для проведения экспертизы.
4.2.8. представлять в органы Главгосэкспертизы документы и (или) информацию, в том числе по запросам, только после предварительного согласования с Заказчиком.
4.2.9 в случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы внести соответствующие изменения в разработанную проектную документацию, а также обеспечить самостоятельное прохождение повторной госэкспертизы за свой счет в сроки, установленные Заказчиком.
4.2.10. в соответствии с приказом Федерального дорожного агентства от 27.02.2013 N36 "О вводе в промышленную эксплуатацию базового модуля "Ремонт и содержание автодорог" прикладной системы "Управление и контроль выполнения дорожных работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них", в целях осуществления автоматизированной поддержки процессов деятельности Федерального дорожного агентства, Подрядчик обязан в соответствии с Руководством пользователя дистанционно по доступу, предоставляемому Заказчиком, вносить в базовый модуль полную информацию о ходе выполнения работ на Объекте.
4.2.11. устранить за свой счет в установленный заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по контракту, при передаче результатов работ по контракту, при проведении государственной экспертизы, а также выявленные в ходе капитального ремонта или в процессе эксплуатации объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены подрядчиком в срок не позднее 30 (тридцати) дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах).
В соответствии с п. 5.1 контракта: "Сроки выполнения работ определены Календарным планом работ.
Объем работ по Контракту должен быть исполнен по годам и месяцам в соответствии с Календарным планом работ, в пределах годового лимита бюджетных обязательств. Стоимостное выражение объема работ, подлежащих выполнению, указывается в Календарном плане работ.
На момент подписания настоящего Контракта дата окончания работ, в том числе даты окончания отдельных видов работ, определенные Календарным планом работ, являются исходными для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков разработки проектной документации.
Начало работ: с момента (даты) заключения Государственного контракта;
Окончание работ: "15" марта 2023 г".
Приложением N 1 к государственному контракту является задание на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 876+000 - км 883+500, Волгоградская область" (далее - Задание).
Пунктом 17.1 Задания предусмотрено, что "Знаки, позволяющие вынести на местность ось проектируемого сооружения, и репера высотных отметок сдать заказчику по "Акту приема-передачи геодезической разбивочной основы" по окончанию изыскательских работ в форме, согласованной Заказчиком, в соответствии СП 126.13330.2017 "Геодезические работы в строительстве", вместе с отчетом по изыскательским работам. Все знаки должны быть установлены вдоль границы участка ремонтных работ в полосе отвода, быть четко обозначены, для исключения неумышленного уничтожения, позволять однозначно идентифицировать закрепляемый пункт".
Согласно календарному плану работ (приложение N2 к государственному контракту) срок исполнения этапа "Инженерные изыскания" - с момента заключения контракта до 15.08.2022.
Письмом от 25.05.2022 N01-05/07-1504 Подрядчик был уведомлен, что по результатам рассмотрения дополнительно представленного 20.05.2022 Обществом плана полосы отвода участков автомобильной дороги было выявлено, что знаки геодезической разбивочной основы установлены Подрядчиком за пределами полосы отвода автомобильной дороги в нарушении п. 17.1 Задания, связи с этим, Подрядчику было отказано в их приёмке до устранения указанных нарушений.
26.05.2022 Подрядчик письменно (исх. N292/22) выразил своё несогласие и просил утвердить акт сдачи-приемки работ.
Заказчик 03.06.2022 N 01-05/07-1631 направил в адрес Общества требование о необходимости соблюдения условий заключенного контракта, и повторно проинформировал Подрядчика об установке знаков закрепления на местности вдоль границы участка ремонтных работ в полосе отвода.
07.06.2022 Подрядчик вновь выразил своё несогласие с позицией Заказчика, о чём направил письмо N 312/22.
В связи с тем, что Обществом не устранены замечания Заказчика, 05.08.2022 Подрядчику было выдано предписание N 05.08.2022/1 о необходимости исправления выявленных нарушений в части размещения знаков за пределами полосы отвода автомобильной дороги в срок до 14.08.2022.
Согласно ч. 2 статьи 759 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о том, что Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
В соответствии с ч. 3 ст. 723 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Разделом 9 контракта установлено следующее.
"9.1. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.
9.2. Заказчик имеет право расторгнуть настоящий Контракт по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта в случаях:
- при нарушении Подрядчиком срока начала выполнения работ, согласно Календарному плану (Приложение N 2 к настоящему Контракту), более чем на 10 календарных дней;
- при нарушении Подрядчиком сроков выполнения отдельных видов работ более чем на 10 календарных дней;
- при нарушении Подрядчиком общего срока выполнения работ более чем на 10 календарных дней;
- при двух и более мотивированных отказов Заказчика в согласовании представленных проектных решений в период выполнения работ;
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации".
25.08.2022 ФКУ "УПРДОР Москва-Волгоград" в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 3 ст. 723 ГК РФ и пунктом 9.2 контракта приняло решение (исх. N 01-05/06-2485) об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09.03.2022 N 30/22, заключенного с ООО "Нова-проект".
Согласно ч. 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Подрядчиком 25.08.2022.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок Подрядчику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В связи с тем, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Подрядчика об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта действий со стороны Общества по исполнению надлежащим образом своих обязательств по контракту предпринято не было, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09.03.2022 N 30/22 вступило в законную силу 05.09.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вышеуказанными действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения контракта. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта.
Невозможность Подрядчика исполнить обязательства по контракту не может указывать на его добросовестность, учитывая что Подрядчик был ознакомлен с условиями контракта и заданием на выполнением инженерных изысканий и разработку проектной документации, графиком выполнения работ, подавал заявку на участие в закупке, подписал контракт на условиях указанных в извещении об осуществлении закупки, а следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий контракта.
Довод ООО "Нова-проект", что требование Заказчика о размещении всех знаков в границах полосы отвода противоречит требованиям ГОСТ Р 59865-2022, не соответствует действительности, поскольку указанным ГОСТом не установлен запрет на размещение опорной геодезической сети в пределах полосы отвода автомобильной дороги.
Доказательств того, что требование п. 17.1 Задания противоречит Программе на проведение работ, Обществом в материалы дела не представлено и Комиссией Тамбовского УФАС России при рассмотрении дела не установлено.
ООО "Нова-Проект" в материалы дела не представлены документы, подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по контракту.
При рассмотрении дела факты подтверждающие, что Заказчик препятствовал Подрядчику исполнить надлежащим образом обязательства по контракту не установлены.
Тамбовское УФАС России отмечает, что не все действия поставщика (подрядчика, исполнителя) могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий поставщика (подрядчика, исполнителя) в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы, оказанной услуги (статья 12 Закона о контрактной системе), то есть с полностью исполненными условиями контракта, а не с действиями предшествующими достижению результата. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком выполненных работ.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Материалами дела обстоятельств, предусмотренных п. 15 Постановления Правительства РФ N 1078, не установлено.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ООО "Нова-проект" недобросовестное поведение, выраженное в неисполнении возложенных на себя обязательств в рамках заключенного контракта от 09.03.2022 N 30/22.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, при принятии решения об одностороннем расторжении контракта.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 95, статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нова-проект" (656006, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Малахова, д.140, кв. 263, ИНН 2460092692, КПП 222301001), лица, исполняющего функции единоличного органа Общества, - директора включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нова-проект" и его директора в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нова-проект" и его директора из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 16 сентября 2022 г. N 068/10/104-514/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2022