Резолютивная часть решения оглашена "19" сентября 2022 г.
В полном объеме решение изготовлено "20" сентября 2022 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии представителей Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее также - Заказчик) -
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "БИС МЕДИКАЛ" (далее также - Общество, Поставщик, ООО "БИС МЕДИКАЛ"),
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 01.09.2022 от исполнения контракта от 15.06.2022 N 0164200003022001480_52468, в связи с существенным нарушением условий контракта, и проведя в соответствии с п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение от Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" о направлении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "БИС МЕДИКАЛ" (620062, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 76, помещ. 133, ИНН 6670508344) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 01.09.2022 от исполнения контракта от 15.06.2022 N 0164200003022001480_52468.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к следующим выводам.
По итогам электронного аукциона N 0164200003022001480 между Заказчиком и Поставщиком заключен 15.06.2022 контракт N 0164200003022001480_52468 на поставку перчаток медицинских на сумму 727 207 руб.
Пунктом 1.1 контракта установлено, в том числе, следующее: "Поставщик обязуется поставить и передать Заказчику товар, а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар на условиях, предусмотренных Контрактом, извещением об осуществлении закупки, заявкой (окончательным предложением) Поставщика (участника закупки)".
Пунктом 5.2 контракта определено следующее: "Срок поставки Товара (Этап поставки товара): 1 этап: с момента заключения контракта по 31.07.2022".
24.07.2022 ООО "БИС МЕДИКАЛ" в адрес ТОГБУЗ "БСМЭ" поставил часть товара на сумму 175 335,00 руб.
02.08.2022 Заказчик в адрес Поставщика по электронной почте направил претензию (исх.N 1040) с просьбой, сообщить о намерении исполнить контракт и сроках исполнения обязательств по контракту.
05.08.2022 Заказчика в адрес Поставщика по электронной почте направил претензию (исх. N 1040) с просьбой сообщить о намерении исполнить Контракт и сроках исполнения. Дополнительно, 08.08.2022, данная претензия была направлена почтой с уведомлением.
09.08.2022 в единой информационной системы в сфере закупок Поставщиком размещен документ о приемке УПД N 24 на сумму 175 335,00 рублей.
10.08.2022 в адрес Заказчика по электронной почте Поставщиком было направлено информационное письмо, в котором сообщалось, что:
- Поставщик готов осуществить отгрузку перчаток смотровых нитриловых смотровые неопудренных в количестве 7500 пар размер М;
- отгрузку перчаток нитриловых повышенной прочности с удлиненной манжетой готовы осуществить не позднее 22.08.2022 в связи с задержкой товара от производителя;
- сроки поставки перчаток с абсорбирующим покрытием неизвестны.
12.08.2020 Заказчиком в адрес Поставщика по электронной почте была направлена претензия (исх. N 1087) с просьбой устранить нарушения условий контракта в течение 5 рабочих дней с момента получения претензии.
19.08.2022 в адрес Поставщика по электронной почте Заказчиком была повторно направлена претензия (исх. N 1137) с просьбой устранить нарушения условий контракта.
22.08.2022 Заказчиком в личном кабинете единой информационной системы в сфере закупок размещен мотивированный отказ от приемки товара по контракту на поставку перчаток медицинских N 0164200003022001480_52468 от 15.06.2022.
22.08.2022 Заказчиком в адрес Поставщика в личном кабинете единой информационной системы в сфере закупок была направлена претензия (исх. N 1144) с просьбой устранить нарушения условий контракта в течение 5 рабочих дней с момента получения претензии.
29.08.2022 в адрес Заказчика в личном кабинете единой информационной системы в сфере закупок Поставщиком было размещено информационное письмо, в котором общество с ограниченной ответственностью "БИС МЕДИКАЛ" гарантировало осуществление поставок по контракту в срок не позднее 15 сентября 2022 года.
30.08.2022 Заказчиком в адрес Поставщика в личном кабинете единой информационной системы в сфере закупок была направлена претензия (исх. N1186) относительно неисполнения условий заключенного контракта.
09.09.2022 в единой информационной системы в сфере закупок Поставщик разместил документ о приемке товара от 09.09.2022 N 116 на сумму 76200 руб. Однако, фактически товар поставлен не был.
12.09.2022 Заказчиком в личном кабинете единой информационной системы в сфере закупок был размещен мотивированный отказ от приемки товара.
В виду того, что в срок, установленный контрактом, товар не был поставлен Поставщиком, Заказчиком была инициирована процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.
В силу части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.1 и 10.2 контракта установлено следующее:
"10.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
10.2. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе".
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
01.09.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15.06.2022 N 0164200003022001480_52468 на поставку перчаток медицинских на сумму (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
01.09.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе, соответственно, в соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления поставщика о принятом заказчиком решении является 01.09.2022.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, нарушение условий контракта поставщиком не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 12.09.2022.
В ходе подготовки к заседанию Тамбовское УФАС России направило в адрес ООО "БИС МЕДИКАЛ" уведомление с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий контракта N от 15.06.2022 N 0164200003022001480_52468, повлекших за собой односторонний отказ заказчика от исполнения данного контракта, и обеспечить явку представителя ООО "БИС МЕДИКАЛ" 19.09.2022 в 15 часов 30 минут на заседание комиссии Тамбовского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ООО "БИС МЕДИКАЛ" в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "БИС МЕДИКАЛ" на заседание комиссии Тамбовского УФАС России для дачи объяснений причин неисполнения обязательств, принятых на себя согласно контракту от 15.06.2022 N 0164200003022001480_52468, явку представителя не обеспечило, каких-либо пояснений и документов в Тамбовское УФАС России не представило, извещено надлежащим образом.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о невозможности поставки необходимого заказчику товара, ООО "БИС МЕДИКАЛ" не представило, при этом, как считает комиссия Тамбовского УФАС России (и это согласуется непосредственно с целью закупки), ООО "БИС МЕДИКАЛ", подавая заявку на участие в рассматриваемом электронном аукционе, должно был определить (оценить), имеется ли у него возможность поставить товар, соответствующий требованиям Заказчика.
Соответственно, ООО "БИС МЕДИКАЛ" не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств.
Вместе с тем, следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Кроме того, ООО "БИС МЕДИКАЛ" неоднократно получал от заказчика уведомления (претензии) о необходимости поставки товара, являющегося предметом контракта, однако не воспользовалось представленной заказчиком возможностью поставки товара в соответствии с условиями контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие, которое предполагает недобросовестное поведение участника закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Таким образом, ООО "БИС МЕДИКАЛ" в рамках контракта от 15.06.2022 N 0164200003022001480_52468 не поставило товар, являющийся предметом контракта, при этом доказательств принятия им мер для надлежащего исполнения условий контракта либо доказательств наличия объективных причин (не зависящих от общества), повлекших за собой невозможность поставки требуемого заказчику товара, ООО "БИС МЕДИКАЛ" ни Заказчику, ни комиссии Тамбовского УФАС России не представило, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении общества при исполнении контракта, отсутствии стремления исполнить последний в полном соответствии с его условиями, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика, выразившимся в расторжении контракта.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил. В данном случае поставщик не указывает на нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтверждён факт существенного нарушения условий контракта; поставщиком не представлены (несмотря на запрос и предоставление комиссией Тамбовского УФАС России времени Поставщику для сбора необходимых документов) информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Характер допущенного поставщиком нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "БИС МЕДИКАЛ". Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Осуществив проверку соблюдения Заказчиком порядка расторжения контракта от 15.06.2022 N 0164200003022001480_52468, заключенного с ООО "БИС МЕДИКАЛ", в связи с нарушением поставщиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном поставщике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, комиссия Тамбовского УФАС России нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" в отношении общества с ограниченной ответственностью "БИС МЕДИКАЛ" (ИНН 6670508344, ОГРН 1226600022934, КПП 667001001, адрес: 620062, Свердловская область, г. Екатеринбург, Первомайская ул., д. 76, помещ. 133) и его директора Общества - Бусыгина Ивана Сергеевича (ИНН 667471999253) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "БИС МЕДИКАЛ" и его директоре в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель комиссии С.В. Мазаева
Члены комиссии В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
Исп. Иванов В.В., 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 21 сентября 2022 г. N 068/10/104-528/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2022