Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок <...>, членов Инспекции: заместителя начальника отдела контроля закупок <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок <...>,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "ДИАБАЗ" (далее также - ООО "ДИАБАЗ", общество) - обеспечило участие в проведении проверки генерального директора <...> (до перерыва);
заказчик - муниципальное казенное учреждение "Центр развития органов местного самоуправления" Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (далее также - МКУ "Центр развития ОМС", заказчик) - обеспечил участие в проведении проверки представителей по доверенностям <...> (до перерыва), <...> (до перерыва),
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные МКУ "Центр развития ОМС" в отношении ООО "ДИАБАЗ", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) проверку соблюдения заказчиком, МКУ "Центр развития ОМС", порядка расторжения муниципального контракта N 02/2022 от 28.01.2022 на выполнение работ (подряда) по
благоустройству культурно-паркового комплекса в д. Кузнечиха с памятником воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны (3 этап -Памятник воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны) (извещение N 171200001921003649), заключенного с ООО "ДИАБАЗ", проверку соблюдения заказчиком, МКУ "Центр развития ОМС", порядка расторжения муниципального контракта N 06/2022 от 13.04.2022 на выполнение работ по благоустройству культурно-паркового комплекса в д. Кузнечиха с памятником воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны (3 этап - Благоустройство территории перед памятником войнам) (извещение N 0171200001922000411), заключенного с ООО "ДИАБАЗ", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий вышеуказанных контрактов, проверку соблюдения заказчиком, МКУ "Центр развития ОМС", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказами Ярославского УФАС России от 08.09.2022 N 51/22, от 08.09.2022 N 52/22,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик, МКУ "Центр развития ОМС", для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "ДИАБАЗ", существенно нарушившем, по мнению заказчика, условия муниципального контракта N 02/2022 от 28.01.2022 на выполнение работ (подряда) по благоустройству культурно-паркового комплекса в д. Кузнечиха с памятником воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны (3 этап -Памятник воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны) (извещение N 171200001921003649), муниципального контракта N 06/2022 от 13.04.2022 на выполнение работ по благоустройству культурно-паркового комплекса в д. Кузнечиха с памятником воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны (3 этап - Благоустройство территории перед памятником войнам) (извещение N 0171200001922000411).
Изучив представленные документы и материалы, а также заслушав пояснения представителей сторон, Инспекция приходит к следующим выводам.
Заказчиком, МКУ "Центр развития ОМС", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 29.12.2021 размещено извещение N 0171200001921003649 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству культурно-паркового комплекса в д. Кузнечиха с памятником воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны (3 этап -Памятник воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны) вместе с документацией об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 247 093,20 рубля.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 17.01.2022 N 0171200001921003649-3-1 победителем рассматриваемой закупки признано ООО "ДИАБАЗ".
28.01.2022 между заказчиком, МКУ "Центр развития ОМС", и подрядчиком, ООО "ДИАБАЗ", заключен муниципальный контракт N 02/2022 на выполнение работ (подряда) по благоустройству культурно-паркового комплекса в д. Кузнечиха с памятником воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны (3 этап -Памятник воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны) (далее также - МК N 02/2022 от 28.01.2022).
В соответствии с пунктом 1.1 МК N 02/2022 от 28.01.2022 подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по благоустройству культурно-паркового комплекса в д. Кузнечиха с памятником воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны (3 этап - Памятник воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны) (далее - работы, объект).
Подрядчик обязуется обеспечить выполнение Работ на объекте в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), требованиями нормативных правовых актов, регулирующих порядок и качество выполнения такого вида работ (пункт 1.2 МК N 02/2022 от 28.01.2022).
Пунктом 3.1 МК N 02/2022 от 28.01.2022 установлен срок выполнения работ: с 15 мая 2022 года по 01 июля 2022 года.
Заказчиком, МКУ "Центр развития ОМС", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 22.03.2022 размещено извещение N 0171200001922000411 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству культурно-паркового комплекса в д. Кузнечиха с памятником воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны (3 этап - Благоустройство территории перед памятником воинам).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 920 433,20 рубля.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.03.2022 N ИЭА1 победителем рассматриваемой закупки признано ООО "ДИАБАЗ".
13.04.2022 г. между заказчиком, МКУ "Центр развития ОМС", и подрядчиком, ООО "ДИАБАЗ", заключен муниципальный контракт N 06/2022 на выполнение работ по благоустройству культурно-паркового комплекса в д. Кузнечиха с памятником воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны (3 этап - Благоустройство территории перед памятником войнам) (далее также - МК N 06/2022 от 13.04.2022).
В соответствии с пунктом 1.1 МК N 06/2022 от 13.04.2022 Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по благоустройству культурно-паркового комплекса в д. Кузнечиха с памятником воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны (3 этап - Благоустройство территории перед памятником воинам) (далее - работы, объект) в соответствии с условиями Контракта, Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), сметной документацией (Приложение к Техническому заданию), графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять надлежащим образом выполненные работы и оплатить их.
Подрядчик обязуется в соответствии с Контрактом завершить все работы в сроки, установленные пунктом 6.1 Контракта, и сдать их в установленном порядке. Работы выполняются в один этап (пункт 1.2 МК N 06/2022 от 13.04.2022).
Пунктом 6.1 МК N 06/2022 от 13.04.2022 установлен срок выполнения работ: с 1 июля 2022 года по 1 августа 2022 года, в соответствии с графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту).
Учитывая то, что работы и по МК N 02/2022 от 28.01.2022 и по МК N 06/2022 от 13.04.2022 должны быть выполнены на одном объекте (культурно-парковый комплекс в д. Кузнечиха), и учитывая специфику видов работ, работы по МК N 06/2022 от 13.04.2022 должны быть выполнены после завершения работ по МК N 02/2022 от 28.01.2022.
Сторонами, МКУ "Центр развития ОМС" и ООО "ДИАБАЗ", 18.07.2022 по МК N 02/2022 от 28.01.2022 был подписан график производства работ, в соответствии с которым стороны согласовали новые сроки выполнения работ с 21.07.2022 по 07.09.2022:
П.п. |
Наименование выполняемых работ |
Срок выполнения работ |
1. |
Демонтаж существующего памятника, в том числе: - демонтаж гранитных плит; - демонтаж мемориальных табличек; - демонтаж декоративных элементов; - демонтаж кирпичной стены; - демонтаж бетонного основания; - погрузка и вывоз мусора. |
21.07.2022- 28.07.2022 |
2. |
Устройство основания памятника, в том числе: - выемка грунта; - устройство песчано-щебеночного основания; - установка опалубки; - устройство армирующего каркаса; - заливка бетонной смеси; - гидроизоляция и обратная отсыпка. |
29.07.2022- 10.08.2022 |
3. |
Устройство стены памятника, в том числе: - установка опалубки; - устройство армирующего каркаса; - заливка бетонной смеси. |
11.08.2022-22.08.2022 |
4. |
Облицовка стены памятника гранитными плитами |
23.08.2022-05.09.2022 |
5. |
Установка декоративных элементов, в том числе: - орден; - надпись; - цифры; - звезда. |
06.09.2022-07.09.2022 |
Таким образом, ввиду невозможности осуществления работ по МК N 06/22 от 13.04.2022 до завершения работ по МК N 02/2022 от 28.01.2022, выполнить работы по N 06/2022 от 13.04.2022 в сроки, установленные таким контрактом, не представлялось возможным.
15.08.2022 заказчиком в адрес подрядчика направлены письма исх. NN 61, 62, согласно которым заказчик просит приступить к исполнению обязательств по МК N 02/2022 от 28.01.2022, МК N 06/2022 от 13.04.2022 в срок до 23.08.2022.
Как установлено на заседании Инспекции, в предусмотренный МК N 02/2022 от 28.01.2022 (графиком производственных работ от 18.07.2022, письмом исх. N 61 от 15.08.2022) срок подрядчик к выполнению работ, являющихся предметом контракта, не приступил, соответственно, и не приступил к выполнению работ по МК N 06/2022 от 13.04.2022.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.5 МК N 02/2022 от 28.01.2022 предусмотрено, что настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с соблюдением порядка, предусмотренного положениями частей 8-25 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9.6 МК N 02/2022 от 28.01.2022 заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а так же, в случаях:
- существенного нарушения Подрядчиком требований к качеству выполненных работ, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения и других подобных недостатков, которые исключают возможность использования и нормальной эксплуатации объекта;
- отступление Подрядчиком при выполнении работ от условий Контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены согласно письменному требованию Заказчика, либо являются существенными и неустранимыми;
- если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков;
- если Заказчик во время исполнения контракта выяснил, что Подрядчик не соответствует требованиям, установленным документацией и Федеральным законом N 44-ФЗ;
- иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 17.3 МК N 06/2022 от 13.04.2022 расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта определяется сторонами с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
24.08.2022 заказчиком приняты решения об одностороннем отказе от исполнения МК N 02/2022 от 28.01.2022, МК N 06/2022 от 13.04.2022 (далее - решения об одностороннем отказе от исполнения контракта).
24.08.2022 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта размещены в единой информационной системе, соответственно, в соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления подрядчика о принятых заказчиком решений является 24.08.2022.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушения условий контрактов поставщиком не устранены.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступили в законную силу, а указанные контракты считаются расторгнутыми 06.09.2022 (с учетом положений статьи 193 ГК РФ, согласно которым если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день).
В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес ООО "ДИАБАЗ" запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий МК N 02/2022 от 28.01.2022, МК N 06/2022 от 13.04.2022, повлекших за собой односторонний отказ заказчика от исполнения данных контрактов, и обеспечить явку представителя ООО "ДИАБАЗ" 13.09.2022 в 10 часов 00 минут на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ООО "ДИАБАЗ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседание Инспекции Ярославского УФАС России ООО "ДИАБАЗ" представлены письменные пояснения с приложением копий подтверждающих документов в обоснование своей позиции по факту односторонних отказов заказчика, МКУ "Центр развития ОМС", от исполнения МК N 02/2022 от 28.01.2022, МК N 06/2022 N 13.04.2022, в связи с нарушением подрядчиком существенных условий данных контрактов.
ООО "ДИАБАЗ" указывает, что неисполнение обязательств по МК N 02/2022 от 28.01.2022 произошло ввиду следующих обстоятельств.
08.07.2022 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо исх. N 33, согласно которому заказчик предлагает расторгнуть МК N 02/2022 от 28.01.2022 по соглашению сторон.
08.07.2022 подрядчик письмом исх. N 07/08/22 принял предложение заказчика о расторжение МК N 02/2022 от 28.01.2022 по соглашению сторон и сообщил, что ждет от заказчика соответствующих документов.
Таким образом, по мнению ООО "ДИАБАЗ", обменявшись вышеуказанными письмами, стороны расторгли МК N 02/2022 от 28.01.2022 по соглашению сторон.
Неисполнение обязательств по МК N 06/2022 от 13.04.2022 произошло ввиду следующих обстоятельств.
06.07.2022 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо исх. N 30, согласно которому заказчик предлагает расторгнуть МК N 06/2022 от 13.04.2022 по соглашению сторон.
07.07.2022 подрядчик письмом исх. N 07/07/22 принял предложение заказчика о расторжение МК N 06/2022 от 13.04.2022 по соглашению сторон и сообщил, что ждет от заказчика соответствующих документов.
Таким образом, по мнению ООО "ДИАБАЗ", обменявшись вышеуказанными письмами, стороны расторгли МК N 06/2022 от 13.04.2022 по соглашению сторон.
Кроме того, как указывает ООО "ДИАБАЗ", исполнение обязательств по МК N 06/2022 от 13.04.2022 невозможно до исполнения обязательств по МК N 02/2022 от 28.01.2022.
Инспекция, оценив вышеуказанные обстоятельства, приходит к следующим выводам.
Как указывалось выше по тексту настоящего решения, 18.07.2022 сторонами МК N 02/2022 от 28.01.2022 был подписан график производства работ, в соответствии с которым стороны согласовали новые сроки выполнения работ (с 21.07.2022 по 07.09.2022), что противоречит доводу ООО "ДИАБАЗ" о расторжении МК N 02/2022 от 28.01.2022 по соглашению сторон.
Инспекцией установлено, что ООО "ДИАБАЗ" не приступило к исполнению обязательств ни в сроки, установленные графиком производства работ от 18.07.2022 (с 21.07.2022), ни сроки, предусмотренные письмом исх. N 61 от 15.08.2022 (до 23.08.2022).
Только после направления заказчиком решения об одностороннем отказе ООО "ДИАБАЗ" в адрес заказчика было направлено письмо исх. N 08/29/2022 от 29.08.2022, согласно которому общество сообщило, что считает МК N 02/2022 от 28.07.2022 расторгнутым 08.07.2022 по соглашению сторон и для дальнейшего урегулирования вопроса предлагает:
- отозвать письма о расторжении МК N 02/2022 от 28.01.2022 в той же последовательности, что и при их отправлении;
- подписать дополнительное соглашение к МК N 02/2022 от 28.01.2022 в котором зафиксировать, что просрочка выполнения работ возникла по вине МКУ "Центр развития ОМС";
- направить в адрес ООО "ДИАБАЗ" все имеющиеся у МКУ "Центр развития ОМС" разрешительные и проектные документы для проведения ООО "ДИАБАЗ" входного контроля.
В ответном письме исх. N 70 от 08.09.2022 заказчик сообщил, что МК N 02/2022 от 28.01.2022 считается уже расторгнутым в одностороннем порядке.
Учитывая вышеизложенное, доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения работ, предусмотренных МК N 02/2022 от 28.01.2022, в сроки, представленные заказчиком, ООО "ДИАБАЗ" на заседание Инспекции не представило, при этом, как считает Инспекция (и это согласуется непосредственно с целью закупки), ООО "ДИАБАЗ"", подавая заявку на участие в рассматриваемом электронном аукционе, должно был определить (оценить), имеется ли у него возможность выполнить работы, соответствующие требованиям заказчика.
Изложенное в письме N 08/29/2022 от 29.08.2022 требование подрядчика направить в адрес ООО "ДИАБАЗ" все имеющиеся у МКУ "Центр развития ОМС" разрешительные и проектные документы для проведения ООО "ДИАБАЗ" входного контроля Инспекция Ярославского УФАС России не рассматривает как действия подрядчика по устранению нарушений условий контракта, поскольку
во-первых, как следует из способа изложения письма требование подрядчика направить в адрес ООО "ДИАБАЗ" все имеющиеся у МКУ "Центр развития ОМС" разрешительные и проектные документы для проведения ООО "ДИАБАЗ" входного контроля актуально лишь в случае исполнения заказчиком ранее изложенного требования о подписании дополнительного соглашения к МК N 02/2022 от 28.01.2022, в котором будет зафиксировано, что просрочка выполнения работ возникла по вине МКУ "Центр развития ОМС";
во-вторых, подрядчик в письме N 08/29/2022 от 29.08.2022 не уточняет/не конкретизирует какие разрешительные и проектные документы нужны ему для входного контроля (при этом проектно-сметная документация в полном объеме размещена заказчиком в ЕИС).
Соответственно, ООО "ДИАБАЗ" не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств.
Вместе с тем, следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Инспекция Ярославского УФАС России соглашается с доводом ООО "ДИАБАЗ" о том, что исполнение обязательств по МК N 06/2022 от 13.04.2022 невозможно до исполнения обязательств по МК N 28.01.2022, однако, Инспекция отмечает, что невозможность приступления к выполнению обязательств по МК N 06/2022 от 13.04.2022 произошла ввиду ненадлежащего исполнения обязательств ООО "ДИАБАЗ" по МК N 02/2022 от 28.01.2022, то есть из-за своих собственных действий (бездействия).
Согласно частям 1-2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие, которое предполагает недобросовестное поведение участника закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Таким образом, ООО "ДИАБАЗ" в рамках контракта N 02/2022 от 28.01.2022 не выполнило работы, являющийся предметом контракта, при этом доказательств принятия им мер для надлежащего исполнения условий контракта либо доказательств наличия объективных причин (не зависящих от общества), повлекших за собой невозможность выполнения работ, ООО "ДИАБАЗ" ни заказчику, ни Инспекции не представило, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении общества при исполнении контракта, отсутствии стремления исполнить последний в полном соответствии с его условиями, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика, выразившимся в расторжении МК N 02/2022 от 28.01.2022, МК N 06/2022 от 13.04.2022.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил. В данном случае поставщик не указывает на нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтверждён факт существенного нарушения условий контракта; подрядчиком не представлены (несмотря на запрос Инспекции и предоставление Инспекцией времени подрядчику для сбора необходимых документов) информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий МК N 02/2022 от 28.01.2022, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "ДИАБАЗ". Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, МКУ "Центр развития ОМС", порядка расторжения муниципального контракта N 02/2022 от 28.01.2022 на выполнение работ (подряда) по благоустройству культурно-паркового комплекса в д. Кузнечиха с памятником воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны (3 этап -Памятник воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны) (извещение N 171200001921003649), заключенного с ООО "ДИАБАЗ", проверку соблюдения заказчиком, МКУ "Центр развития ОМС", порядка расторжения муниципального контракта N 06/2022 от 13.04.2022 на выполнение работ по благоустройству культурно-паркового комплекса в д. Кузнечиха с памятником воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны (3 этап - Благоустройство территории перед памятником войнам) (извещение N 0171200001922000411), заключенного с ООО "ДИАБАЗ", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий вышеуказанных контрактов, проверку соблюдения заказчиком, МКУ "Центр развития ОМС", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "ДИАБАЗ" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные муниципальным казенным учреждением "Центр развития органов местного самоуправления" Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН 7627035510, ОГРН 1107627001130) в отношении общества с ограниченной ответственностью "ДИАБАЗ" (ИНН 7816717003, ОГРН 1217800064020, КПП 781601001, адрес: 192288, город Санкт-Петербург, Малая Бухарестская ул, д. 6 к. 1 литера А, кв 49; единоличный исполнительный орган и единственный учредитель <_> (ИНН <...>) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении ООО "ДИАБАЗ" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru).
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, МКУ "Центр развития ОМС", порядка расторжения муниципального контракта N 02/2022 от 28.01.2022 на выполнение работ (подряда) по благоустройству культурно-паркового комплекса в д. Кузнечиха с памятником воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны (3 этап -Памятник воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны) (извещение N 171200001921003649), заключенного с ООО "ДИАБАЗ", проверку соблюдения заказчиком, МКУ "Центр развития ОМС", порядка расторжения муниципального контракта N 06/2022 от 13.04.2022 на выполнение работ по благоустройству культурно-паркового комплекса в д. Кузнечиха с памятником воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны (3 этап - Благоустройство территории перед памятником войнам) (извещение N 0171200001922000411), заключенного с ООО "ДИАБАЗ", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий вышеуказанных контрактов нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, МКУ "Центр развития ОМС", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "ДИАБАЗ" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: <_>
Члены Инспекции: <_>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 сентября 2022 г. N 05-03/180П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2022