Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 сентября 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок <_>, члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок <_>, главный специалист - эксперт отдела контроля закупок <_>,
с участием:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Медико-Производственная компания "Елец" (далее также - ООО "МПК "Елец", заявитель, общество), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областной перинатальный центр" (далее - ГБУЗ ЯО "Областной перинатальный центр", заказчик), обеспечил личное участие в рассмотрении жалобы представителей по доверенностям <_>, <_>;
уполномоченный орган - департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <_>;
оператор электронной торговой площадки, акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан", представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "МПК "Елец" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Областной перинатальный центр", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку шприцов медицинских (извещение N 0171200001922002914) (далее также - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "МПК "Елец" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Областной перинатальный центр", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку шприцов медицинских (извещение N 0171200001922002914).
Согласно жалобе заявителя при описании объекта закупки в один лот объединены шприцы общего назначения и шприцы, совместимые с насосами марки Перфузор, что ведет к ограничению количества российских производителей медицинских изделий и исключает возможность применения ограничений допуска, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102, поскольку заявки участников закупки будут содержать предложения о поставке шприцев совместных с насосами марки Перфузор исключительно иностранного производства.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать действия заказчика и уполномоченного органа - незаконными, выдать последним обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 30.08.2022 размещено извещение N 0171200001922002914 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку шприцов медицинских.
Начальная (максимальная) цена контракта 2 568 500,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Исходя из пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: должен руководствоваться в том числе правилом, согласно которому в описании объекта закупки должны указываться функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ).
В соответствии с пунктом 2 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Исходя из пункта 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования КТРУ).
Закупаемый в рамках рассматриваемого электронного аукциона товар (шприцы медицинские) отнесен заказчиком и уполномоченным органом к следующим позициям КТРУ:
- 32.50.13.110-03210 "Шприц инсулиновый/неубираемая игла";
- 32.50.13.110-00005193 "Шприц туберкулиновый/для аллергологических проб/в комплекте с иглой, стандартный";
- 32.50.13.110-00004568 "Шприц общего назначения";
- 32.50.13.110-00004564 "Шприц общего назначения".
Объект рассматриваемой закупки не попадает под исключения, поименованные в подпунктах "а" и "б" пункта 5 Правил использования КТРУ, соответственно, заказчик и уполномоченный орган в рамках рассматриваемого электронного аукциона при описании объекта закупки вправе использовать дополнительную информацию, непредусмотренную соответствующими позициями КТРУ, при условии включения в описание объекта закупки обоснования необходимости использования такой информации.
В Описании объекта закупки (отдельный файл "Описание объекта закупки.docx") заказчиком и уполномоченным установлены следующие характеристики закупаемого товара:
N п/п |
Наименование товара |
Показатель* |
Значение показателя |
Единица измерения |
Количество |
1 |
Шприц инсулиновый/неубираемая игла КТРУ 32.50.13.110-03210 |
характеристика иглы1 |
стерильная |
штука |
48 500 |
характеристика комплекта2 |
индивидуальная упаковка |
||||
объем, кубический сантиметр;^миллилитр |
> 0.5 и |
||||
2 |
Шприц туберкулиновый/для аллергологических проб/в комплекте с иглой, стандартный КТРУ 32.50.13.110-00005193 |
характеристика иглы |
стерильная |
штука |
7 000 |
характеристика комплекта |
индивидуальная упаковка |
||||
объем, кубический сантиметр;^миллилитр |
1 |
||||
игла в комплекте |
наличие |
||||
3 |
Шприц общего назначения КТРУ 32.50.13.110-00004568 |
характеристика иглы1 |
стерильная |
штука |
77 000 |
характеристика комплекта2 |
индивидуальная упаковка |
||||
градуированный объем шприца, кубический сантиметр;^миллилитр |
2 |
||||
игла в комплекте |
одна и более** |
||||
коннектор |
Луер Слип |
||||
тип шприца3 |
трёхкомпонентный |
||||
4 |
Шприц общего назначения КТРУ 32.50.13.110-00004568 |
характеристика иглы1 |
стерильная |
штука |
60 000 |
характеристика комплекта2 |
индивидуальная упаковка |
||||
градуированный объем шприца, кубический сантиметр;^миллилитр |
5 |
||||
игла в комплекте |
одна и более** |
||||
коннектор |
Луер Слип |
||||
тип шприца3 |
трёхкомпонентный |
||||
5 |
Шприц общего назначения КТРУ 32.50.13.110-00004568 |
характеристика иглы1 |
стерильная |
штука |
35 000 |
характеристика комплекта2 |
индивидуальная упаковка |
||||
градуированный объем шприца, кубический сантиметр;^миллилитр |
10 |
||||
игла в комплекте |
одна и более** |
||||
коннектор |
Луер Слип |
||||
тип шприца3 |
трёхкомпонентный |
||||
6 |
Шприц общего назначения КТРУ 32.50.13.110-00004568 |
характеристика иглы1 |
стерильная |
штука |
5 000 |
характеристика комплекта2 |
индивидуальная упаковка |
||||
градуированный объем шприца, кубический сантиметр;^миллилитр |
20 |
||||
игла в комплекте |
одна и более** |
||||
коннектор |
Луер Слип |
||||
тип шприца3 |
трёхкомпонентный |
||||
7 |
Шприц общего назначения КТРУ 32.50.13.110-00004564 |
совместимость4 |
к шприцевым насосам |
штука |
5 000 |
характеристика иглы1 |
стерильная |
||||
характеристика комплекта2 |
индивидуальная упаковка |
||||
градуированный объем шприца, кубический сантиметр;^миллилитр |
10 |
||||
игла в комплекте |
Одна и более** |
||||
коннектор |
Луер Лок |
||||
тип шприца3 |
трёхкомпонентный |
||||
8 |
Шприц общего назначения КТРУ 32.50.13.110-00004564 |
совместимость4 |
к шприцевым насосам |
штука |
30 000 |
характеристика иглы1 |
стерильная |
||||
характеристика комплекта2 |
индивидуальная упаковка |
||||
градуированный объем шприца, кубический сантиметр;^миллилитр |
20 |
||||
игла в комплекте |
Одна и более** |
||||
коннектор |
Луер Лок |
||||
тип шприца3 |
трёхкомпонентный |
||||
9 |
Шприц общего назначения КТРУ 32.50.13.110-00004564 |
совместимость4 |
к шприцевым насосам |
штука |
40 000 |
характеристика иглы1 |
стерильная |
||||
характеристика комплекта2 |
индивидуальная упаковка |
||||
градуированный объем шприца, кубический сантиметр;^миллилитр |
50 |
||||
игла в комплекте |
Одна и более** |
||||
коннектор |
Луер Лок |
||||
тип шприца3 |
трёхкомпонентный |
1Стерильность иглы - для применения медицинским персоналом с целью защиты пациента от воздействия инфекций;
2 Индивидуальная упаковка комплекта - с целью сохранения стерильности изделия;
3 Трёхкомпонентный шприц - облегчает введение лекарств с целью снижения возникновения постинъекционных осложнений (гематом, абсцессов);
4 Совместимость к имеющимся в учреждении шприцевым насосам SEP-10S (Aitecs), Перфузор компакт.
Таким образом, заказчиком и уполномоченным органом описание объекта закупок произведено исходя из приведенных позиций КТРУ, а также заказчиком и уполномоченным органом в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил использования КТРУ по ряду позиций использована дополнительная информация, в том числе по позициям 7-9 установлена дополнительная характеристика "совместимость к имеющимся в учреждении шприцевым насосам SEP-10S (Aitecs), Перфузор компакт".
Как указывает заявитель, в соответствии с Руководством по эксплуатации "Перфузор Компакт С", с указанными насосами совместимы только шприцы следующих производителей: "B.Braun", "Becton-Dickinson", "Sherwood EU", "Terumo".
Вместе с тем, изучив данное Руководство по эксплуатации, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу, что указание в данном руководстве на использование шприцов определенных производителей носит рекомендательный характер и имеет значение при эксплуатации оборудования в гарантийный период.
Кроме того, в извещении не указано, что совместимыми являются только те шприцы, которые поименованы в Руководстве по эксплуатации.
При этом Комиссия обращает внимание, что постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 N 552 утверждены "Особенности обращения, включая особенности государственной регистрации, медицинских изделий в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 N 552, Особенности обращения).
В соответствии с пунктом 11 Особенностей обращения возможно применение медицинского изделия, производителем (изготовителем) которого в эксплуатационной документации установлен ограниченный перечень расходных материалов, с расходным материалом иного производителя (изготовителя), зарегистрированным в качестве медицинского изделия, если производитель (изготовитель) подтвердил в процессе его государственной регистрации возможность совместного применения с данным медицинским изделием. При этом совместное применение медицинского изделия с расходным материалом осуществляется с учетом особенностей, установленных в эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на расходный материал.
Таким образом, на законодательном уровне разрешено применение медицинского изделия, производителем (изготовителем) которого в эксплуатационной документации установлен ограниченный перечень расходных материалов, с расходным материалом иного производителя (изготовителя).
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств отсутствия на рынке товаров (шприцов общего назначения, совместимых с шприцевыми насосами SEP-10S (Aitecs), Перфузор компакт), производителем которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика.
Согласно же представленной заказчиком информации, при формировании закупки им было получено три коммерческих предложения; в представленных коммерческих предложениях указана страна производитель - Россия.
Кроме того, на участие в данном аукционе подано две заявки, содержащие предложение о поставке товара, страной происхождения которого является Россия.
Учитывая изложенное, Комиссия Ярославского УФАС России при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о закупках при описании объекта закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медико-Производственная компания "Елец" (ИНН 4821016488, ОГРН 1054800150525) на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областной перинатальный центр" (ИНН 7606079812, ОГРН 1107606005650), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГНР 1067604003411), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку шприцов медицинских (извещение N 0171200001922002914), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 сентября 2022 г. N 076/06/106-815/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2022