Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 22 сентября 2022 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок управления _____., членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок - м., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок - _____.,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "Прайд" (далее также - ООО "Прайд", Подрядчик, общество) - обеспечило участие в рассмотрении сведений представителя по доверенности _____.,
заказчик - муниципальное учреждение "Управление городского хозяйства" (далее также - заказчик) - представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства" в отношении ООО "Прайд", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проверку соблюдения заказчиком, муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства", порядка расторжения контракта от 21.06.2022 N 15/22 на выполнение работ по благоустройству объекта "Открытая улица - как место пульсации современной жизни города. Даниловский променад - часть 2", заключенного с ООО "Прайд", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 13.09.2022 N 54/22,
УСТАНОВИЛА:
12.09.2022 г. в Ярославское УФАС России заказчик, муниципальное учреждение "Управление городского хозяйства", для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "Прайд", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия государственного контракта от 21.06.2022 N 15/22 на выполнение работ по благоустройству объекта "Открытая улица - как место пульсации современной жизни города. Даниловский променад - часть 2".
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
21.06.2022 г. Муниципальное учреждение "Управление городского хозяйства", именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице директора Ныровой Александры Михайловны, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью "ПРАЙД" (далее - ООО "ПРАЙД"), именуемое (ый) в дальнейшем "Подрядчик", в лице Генерального директора Петуховой Надежды Николаевны, действующего на основании Устава, вместе именуемые "Стороны", в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, и на основании результатов осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме (протокол от 10.06.2022 N ИЭА1, извещение N 0171200001922001626), заключили контракт N 15/22 (далее также - контракт от 21.06.2022 N 15/22, контракт).
Пунктом 1.1 раздела 1 контракта предусмотрено, что предметом контракта является выполнение работ по благоустройству объекта "Открытая улица - как место пульсации современной жизни города. Даниловский променад - часть 2" (далее - работы, объект) в соответствии с условиями Контракта, Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), сметной документацией (Приложение N 1 к Техническому заданию), графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту).
Согласно пункту 1.2. контракта Подрядчик обязуется в соответствии с Контрактом завершить все работы в сроки, установленные пунктом 6.1 Контракта, и сдать их в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 4.1. контракта цена Контракта составляет: 59 148 588 (Пятьдесят девять миллионов сто сорок восемь тысяч пятьсот восемьдесят восемь) рублей 24 копейки, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов.
Разделом 6 контракта установлено следующее:
6.1. Срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 15 ноября 2022 года, поэтапно в соответствии с графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту).
6.2. На момент подписания Контракта даты начала и окончания вида работ, определенные графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту), являются исходными для определения мер ответственности в случаях нарушения сроков выполнения работ на объекте.
6.3. Место выполнения работ: Ярославская область, Даниловский р-н, город Данилов, улица Ленина, Соборная площадь.
Земельный участок, расположен в границах выявленного объекта культурного наследия объекта археологического наследия "Культурный слой города Данилова", XVI-XIX вв, на основании приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 22.10.2019 N 89 "О включении объекта археологического наследия в перечень выявленных объектов культурного наследия Ярославской области".
Приложением N 2 установлен график производства работ на благоустройство объекта " Открытая улица - как место пульсации современной жизни города. Даниловский променад-часть 2 г. Данилов":
N п/п |
Наименование (виды) работ |
Кол-во (объем), (ед. изм.) работ |
Срок начала/окончания работ |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
1 этап: Подготовительные работы |
1 усл.ед. |
С даты заключения муниципального контракта по 22.07.2022 |
|
2 |
2 этап: устройство подстилающих слоев основания (тип 1, тип 2, тип 4, тип 5, тип 6, тип 7, тип 9, тип 10) |
1 усл.ед. |
15.07.2022 - 15.09.2022 |
|
3 |
3 этап: устройство покрытия (тип 1, тип 2, тип 4, тип 5, тип 6, тип 7, тип 9, тип 10) |
1 усл.ед. |
04.08.2022 - 20.10.2022 |
|
4 |
4 этап: установка МАФ, устройство газона, озеленение территории, вывоз мусора, обустройство |
1 усл. ед. |
15.10.2022 - 15.11.2022 |
|
5 |
5 этап: наружное освещение |
1 усл.ед. |
15.07.2022 - 25.08.2022 |
|
|
|
|
|
|
Согласно пункту 7.2 контракта Заказчик вправе:
7.2.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта, включая направление Подрядчику уведомлений о нарушении сроков, предписаний по качеству работ, обязательных для исполнения Подрядчиком. За неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение требований Заказчика, Подрядчик несет ответственность в соответствии с условиями Контракта и действующего гражданского законодательства.
7.2.2. Запрашивать информацию (в том числе в виде письменного отчета за подписью надлежащим образом уполномоченного представителя Подрядчика) о ходе и состоянии исполнения Подрядчиком принятых на себя обязательств.
7.2.3. Осуществлять контроль за порядком и сроками выполнения работ, в том числе посредством камер видеонаблюдения на объекте, транслирующих видеосъемку в режиме реального времени.
Пунктом 8.1 контракта установлено, что Подрядчик обязан:
8.1.1. Выполнить работы по благоустройству объекта "Открытая улица - как место пульсации современной жизни города. Даниловский променад - часть 2", предусмотренные Контрактом, с учетом графика производства работ (Приложение N 2 к Контракту).
8.1.2. Подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с графиком производства работ (приложение N2 к Контракту).
8.1.3. Обеспечить выполнение работ на объекте в соответствии со сметной документацией (Приложение N 1 к Техническому заданию).
8.1.4. Выполнить и сдать работы в объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом.
8.1.5. Выполнять требования, предъявляемые Заказчиком, при осуществлении контроля за ходом выполнения и качества работ, а также уполномоченных представителей контролирующих и надзорных органов.
8.1.18. Известить Заказчика в течение 1 (одного) дня с даты обнаружения и приостановить работы до получения от него указаний при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе выполнения работ;
- иных, не зависящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих качеству результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.
8.1.25. Подрядчик обязан своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному Контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта.
Разделом 10 контракта предусмотрено следующее:
10.1. На дату завершения этапа работ в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту) Подрядчик для подтверждения объемов и качества фактически выполненных работ представляет Заказчику техническую исполнительную документацию в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту).
10.2. Подрядчик по завершении отдельного этапа выполнения работ в течение 3 (трех) рабочих дней формирует с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в ЕИС структурированный документ о приемке, который содержит информацию, предусмотренную пунктом 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
10.3. К структурированному документу о приемке для подтверждения объемов работ Подрядчик прилагает акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2).
При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в структурированном документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная п.10.2. настоящего контракта информация, содержащаяся в структурированном документе о приемке.
10.4. Структурированный документ о приемке, подписанный Подрядчиком, не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется Заказчику. Датой поступления Заказчику структурированного документа о приемке, подписанного Подрядчиком, считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик.
10.5.Заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней, следующих за днем поступления структурированного документа о приемке, осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС структурированный документ о приемке;
б) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
10.6. Структурированный документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в единой информационной системе в соответствии с настоящим Контрактом направляются автоматически с использованием единой информационной системы Подрядчику. Датой поступления Подрядчику документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения структурированного документа о приемке, мотивированного отказа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Подрядчик.
10.7.В случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Подрядчик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящим контрактом.
10.8.Датой приемки выполненных работ считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком.
10.9.Внесение исправлений в документ о приемке, оформленный в соответствии с пп. 10.2.-10.8. Контракта, осуществляется путем формирования, подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени Подрядчика, Заказчика, и размещения в единой информационной системе исправленного документа о приемке.
10.10. Для проверки предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
10.11.Дополнительная экспертиза, испытание, диагностическое обследование принимаемого Заказчиком объекта в целом осуществляется по решению Заказчика и за его счет. В случае выявления фактов некачественного выполнения работ по объекту, подтвержденных заключениями, полученными по результатам экспертиз и иных обследований, указанных в настоящем пункте, расходы Заказчика подлежат возмещению Подрядчиком в 10-тидневный срок с момента получения соответствующего заключения.
Как было установлено на заседании Инспекции, сроки выполнения этапов работ со стороны ООО "Прайд" нарушались. Согласно графику производства работ, согласованного сторонами и являющегося неотъемлемой частью договора, определены сроки выполнения работ:
- 2 этап: устройство подстилающих слоев основания (тип 1, тип 2, тип 4, тип 5, тип 6, тип 7, тип 9, тип 10) с 15.07.2022 по 15.09.2022. По данному этапу работы выполнены только на 6,9%;
- 3 этап: устройство покрытия (тип 1, тип 2, тип 4, тип 5, тип 6, тип 7, тип 9, тип 10) с 04.08.2022-20.10.2022. По данному этапу Подрядчик к работам не приступил;
- 5 этап: наружное освещение с 15.07.2022 по 25.08.2022. По данному этапу Подрядчик к работам не приступил.
В связи с чем, по мнению заказчика, ООО "Прайд" нарушил условия муниципального контракта.
В силу пункта 17.3 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта определяется сторонами с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Поскольку, по мнению заказчика, со стороны ООО "Прайд" сроки выполнения этапов работ нарушаются, имеются просроченные этапы работ, к выполнению которых Подрядчик не приступал, заказчик 30.09.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
30.09.2022 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.06.2022 N 15/22 (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
30.09.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в единой информационной системе, в связи с чем указанная дата принята заказчиком в качестве даты надлежащего уведомления поставщика о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта Подрядчиком не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 09.09.2022.
Согласно части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ 12.09.2022 г. в Ярославское УФАС России заказчик, муниципальное учреждение "Управление городского хозяйства", для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "Прайд", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия государственного контракта от 21.06.2022 N 15/22 на выполнение работ по благоустройству объекта "Открытая улица - как место пульсации современной жизни города. Даниловский променад - часть 2".
В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес ООО "Прайд" запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий контракта от 21.06.2022 N 15/22 на выполнение работ по благоустройству объекта "Открытая улица - как место пульсации современной жизни города. Даниловский променад - часть 2", и обеспечить явку представителя ООО "Прайд" на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ООО "Прайд" в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "Прайд" представило письменные пояснения, а также обеспечило участие в рассмотрении сведений представителя по доверенности.
Как пояснил представитель ООО "Прайд", Подрядчиком выполнены, а Заказчиком приняты и оплачены следующие работы:
- по 1 этапу на общую сумму 1 261 935,43 руб., которые выполнялись с отклонением от графика производства работ, за что Заказчиком была начислена неустойка в размере 800,72 руб. и 6068,61 руб., которая удержана из суммы выполненных работ, что подтверждается КС-3 N1 от 25.07.2022 и КС-3 N2 от 10.08.2022 соответственно.
- по 2 этапу частично на общую сумму 1 418 451,46 руб., которые выполнялись с отклонением от графика производства работ, за что Заказчиком была начислена неустойка в размере 68 563,18 руб., которая удержана из суммы выполненных работ, что подтверждается КС-3 N3 от 10.08.2022, КС-3 N4 от 18.08.2022.
Вместе с тем, в ходе выполнения 1 этапа работ Подрядчик был вынужден выполнить работы, не предусмотренные контрактом, но необходимые для полного исполнения Подрядчиком своих обязательств на объекте и достижения конечного результата работ, их своевременной сдачи и, как следствие, дальнейшей эксплуатации социально значимого объекта, о чем уведомил Заказчика в письме исх. N52 от 01.08.2022.
При этом, Подрядчиком были произведены следующие дополнительные объемы работ:
- дополнительная выкорчевка и утилизация пней в количестве 26 шт.;
- дополнительная разработка и выборка грунта в количестве 3 тыс. м. куб.;
- выборка грунта вручную вдоль трассы АО "Ростелеком";
- демонтаж теплотрассы, пересекающей ул. Ленина.
Выполнение указанных работ привело к дополнительным финансовым затратам. Подрядчик направлял в адрес Заказчика для согласования и подписания локальный сметный расчет (далее - ЛСР), акт о приемке выполненных работ (КС-2) на сумму 713 979,38 руб. (письмо исх. N92 от 08.09.2022, ЛСР и КС-2 на дополнительные работы были переданы нарочно на первоначальном заседании), а также просил заключить дополнительное соглашение на увеличение стоимости контракта. Письмо оставлено Заказчиком без ответа.
В связи с необходимостью выполнения дополнительных работ, срок выполнения основных работ по контракту был нарушен. Подрядчик обращался в адрес Заказчика с просьбой продлить сроки выполнения работ по контракту (письмо исх. N71 от 12.08.2022), на что Заказчик ответил отказом.
В настоящее время строительная готовность объекта по 2 этапу составляет 6, 9 %, выполнены следующие виды работ:
- выемка грунта;
- устройство покрытия из геотекстиля;
- валка и выкорчевывание деревьев;
- устройство подстилающих слоев из песка.
Ярославское УФАС России установило, что Подрядчик осуществил следующие действия, свидетельствующие о добросовестности последнего и действительном намерении исполнить принятые на себя обязательства по контракту:
- частично выполнил работы по 4 этапу контракта путем внесения аванса ООО "АЛДАН" в размере 30% за изготовление и установку Арт-объекта "Велосипед" в размере 375 000 руб., что подтверждается платежным поручением N170 от 01.07.2022;
- направил в адрес Заказчика новый график производства работ с промежуточными сроками выполнения работ, которые не нарушают основной срок выполнения работ (письмо исх. N81 от 30.08.2022).
- 06.09.2022 был произведен комиссионный замер объемов выполненных работ, который согласовал и подписал архитектор, Заказчик от подписания акта отказался. Подрядчик направил в адрес Заказчика акт о приемке частично выполненных работ по 2 этапу (КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) на сумму 236 258,40 руб. путем электронного размещения документов исполнения в ЕИС (07.09.2022). После согласования с сотрудником МУ УГХ, Подрядчик направил в адрес Заказчика акт о приемке о частично выполненных работ по 2 этапу (КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) на сумму 349 728,00 руб. на официальную электронную почту с последующим предоставлением оригиналов на бумажном носителе, а также свои письменные возражения и мотивированный ответ на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта с просьбой отменить еще не вступившее в законную силу решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (письмо исх. N 92 от 08.09.2022).
Заказчик письмом N 557 от 08.09.2022 отказал в приемке выполненных работ, посчитав, что Подрядчик несвоевременно предъявил их (должен был до 05.09.2022 с учетом трех дней на проверку Заказчиком, т.е. до даты вступления одностороннего отказа от исполнения контракта в силу).
Относительно не устраненных в течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушений условий контракта Подрядчиком, представитель ООО "Прайд" пояснил следующее.
Работы Подрядчиком на объекте не производились и были приостановлены в соответствии со ст. 716 ГК РФ, по причине обстоятельства, препятствующего исполнению контрактных обязательств, а именно, работы на объекте с 01.09.2022 производятся другой подрядной организацией, которая представляется как ООО "Крепыш" и выступает в качестве генерального подрядчика по указанию Заказчика, при этом ООО "Прайд" никакие работы по акту данной организации не передавал.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия Подрядчика свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
Инспекция Ярославского УФАС России полагает, что в настоящем случае в качестве добросовестного поведения общества следует отметить выполнение первого этапа работ без замечаний; выполнение дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, но необходимых для полного исполнения Подрядчиком своих обязательств на объекте и достижения конечного результата работ, частичное выполнение работ в ходе исполнения второго этапа контракта; частичное выполнение работ по 4 этапу контракта путем внесения аванса ООО "АЛДАН" в размере 30% за изготовление и установку Арт-объекта "Велосипед" в размере 375 000 руб; оплата выставленной заказчиком неустойки за нарушение срока выполнения работ.
Кроме того, необходимо отметить, что ООО "Прайд" было лишено возможности устранить в течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушения условий контракта, поскольку заказчик допустил третье лицо на объект для выполнения работ.
Исходя из положений части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. После чего в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно позиции Конституционного суда РФ сама по себе часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ направлена - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений и не могут расцениваться как нарушающие права поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, вытекающих из закона или из государственного контракта, и непринятия заявителем необходимых и разумных мер с целью исполнения государственного контракта (Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 922-О, от 20.12.2018 N 3234-О и др.).
Соответственно, по смыслу приведенных положений антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Фактические обстоятельства дела: выполнение первого этапа работ без замечаний; выполнение дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, но необходимых для полного исполнения Подрядчиком своих обязательств на объекте и достижения конечного результата работ, частичное выполнение работ в ходе исполнения второго этапа контракта; частичное выполнение работ по 4 этапу контракта путем внесения аванса ООО "АЛДАН" в размере 30% за изготовление и установку Арт-объекта "Велосипед" в размере 375 000 руб., оплата выставленной заказчиком неустойки за нарушение срока выполнения работ, готовность устранить нарушения условий контракта в срок, предусмотренный частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (устранить нарушения не удалось, так как Подрядчик не был допущен на объект, где велись работы иным подрядчиком) свидетельствуют о принятии ООО "Прайд" мер для надлежащего исполнения условий контракта, что, в свою очередь, является основанием для отказа во включении информации о данном подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства" порядка расторжения контракта от 21.06.2022 N 15/22 на выполнение работ по благоустройству объекта "Открытая улица - как место пульсации современной жизни города. Даниловский променад - часть 2" (извещение N 0171200001922001626), заключенного с ООО "Прайд", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства" (ИНН 7617007792, ОГРН 1077611001236) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Прайд" (ИНН 7709993471, ОГРН 1177746277170), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства", порядка расторжения контракта от 21.06.2022 N 15/22 на выполнение работ по благоустройству объекта "Открытая улица - как место пульсации современной жизни города. Даниловский променад - часть 2" (извещение N 0171200001922001626), заключенного с ООО "Прайд", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "Прайд" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: _____
Члены Инспекции: _____
_____
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 сентября 2022 г. N 05-03/182П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022