Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 22 сентября 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководитель - начальник отдела контроля закупок <_>, члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок <_>, ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок <_>, с участием:
заявитель 1 - общество с ограниченной ответственностью "Регион-Сервис" (далее также - ООО "Регион-Сервис") - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенностям <_>, <_>;
заявитель 2 - общество с ограниченной ответственностью "РТ-Социальная сфера" (далее также - ООО "РТ-Социальная сфера") - представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
заявитель 3 - общество с ограниченной ответственностью "Альфа" (далее также - ООО "Альфа") - представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
заказчик - государственное казенное учреждение Ярославской области "Единая служба заказчика" (далее также - ГКУ ЯО "ЕСЗ") - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <_>;
уполномоченный орган департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <_>;
оператор электронной площадки - акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" - представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобы ООО "Регион-Сервис", ООО "РТ-Социальная сфера", ООО "Альфа" на действия заказчика, ГКУ ЯО "ЕСЗ", уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Аппараты искусственной вентиляции легких с различными режимами вентиляции и автоматическим включением сигнала тревоги/Аппарат искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для объекта: "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница", Ярославская область, г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями)" (извещение N 0171200001922002970) (далее - аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступили жалобы ООО "Регион-Сервис", ООО "РТ-Социальная сфера", ООО "Альфа" на действия заказчика, ГКУ ЯО "ЕСЗ", уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Аппараты искусственной вентиляции легких с различными режимами вентиляции и автоматическим включением сигнала тревоги/Аппарат искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для объекта: "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница", Ярославская область, г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями)" (извещение N 0171200001922002970).
В жалобах заявители указывают, что их права и законные интересы нарушены действиями заказчика и уполномоченного органа, ненадлежащим образом сформировавших описание объекта закупки.
На основании вышеизложенного заявители просят признать жалобы обоснованными, признать в действиях виновных лиц нарушения законодательства о контрактной системе, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалоб не согласились, представили письменные пояснения, просят признать жалобы заявителей необоснованными.
Изучив мнения сторон и представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченный орган, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru, ЕИС) 02.09.2022 размещено извещение N 0171200001922002970 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Аппараты искусственной вентиляции легких с различными режимами вентиляции и автоматическим включением сигнала тревоги/Аппарат искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для объекта: "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница", Ярославская область, г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями)".
Начальная (максимальная) цена контракта 98 718 000,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: должен руководствоваться в том числе правилом, согласно которому в описании объекта закупки должны указываться функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ).
В соответствии с пунктом 2 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Исходя из пункта 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования КТРУ).
Объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий (Аппараты искусственной вентиляции легких с различными режимами вентиляции и автоматическим включением сигнала тревоги/Аппарат искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для объекта: "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница", Ярославская область, г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями)".
Закупаемый в рамках рассматриваемого электронного аукциона товар (Аппараты искусственной вентиляции легких с различными режимами вентиляции и автоматическим включением сигнала тревоги/Аппарат искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии) отнесен заказчиком и уполномоченным органом к следующей позиции КТРУ:
- 32.50.21.122-00000022 "Аппарат искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии".
Данная позиция в разделе "Общая информация" содержит следующую справочную информацию:
Общероссийские и международные классификаторы |
|
|
Наименование классификатора |
Значение классификатора |
Описание по классификатору |
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) |
32.50.21.122 Аппараты дыхательные реанимационные |
Сведения отсутствуют |
НОМЕНКЛАТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО ВИДАМ |
232890 Аппарат искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии |
Автоматическое циклическое устройство, работающее от сети переменного тока, предназначенное для обеспечения поддержания долгосрочной альвеолярной вентиляции легких для пациентов, за исключением новорожденных или маленьких детей, в различных клинических применениях. Оно обычно использует положительное давление для доставки газа в нормальном ритме дыхания и дыхательного объема через интубационную или трахеостомическую трубку, и состоит из дыхательного контура, системы управления, мониторов и устройства подачи сигнала. Порт вдоха включает в себя зоны, где вдыхаемый газ может быть подогрет/увлажнен, а порт выдоха содержит выпускной клапан для выпуска газа в атмосферу. Оно может работать в нескольких режимах (например, вспомогательный/контрольный, синхронизирование, для стимуляции пациента). |
Таким образом, закупаемый по данной позиции аппарат не предназначен для новорожденных и маленьких детей.
Установленное же заказчиком и уполномоченным органом в отдельном файле "Описание объекта закупки ивл.docx" описание закупки, содержит следующие характеристики закупаемого оборудования:
N п/п |
Наименование Товара |
Показатели товара |
ГОСТ/Обоснование включения дополнительных характеристик |
|
Наименование характеристики, единица измерения характеристики |
Значение характеристики** |
|||
1. |
Аппарат искусственной вентиляции легких с различными режимами вентиляции и автоматическим включением сигнала тревоги/ Аппарат искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии1 |
Категории пациентов |
Взрослые и дети |
В соответствии с п. 5.1.1 ГОСТ Р 55954-2018 |
1.1. | ||||
1.23. |
Комплект поставки: |
|
В соответствии с п. 5.2 ГОСТ Р 55954-2018 Требования к комплектности поставки аппарата ИВЛ не регламентируются настоящим стандартом и могут быть сформированы заказчиком с позиций клинико-технической необходимости |
|
1.23.12 |
CO2-кювета для детей, многоразовая |
Не менее 1* |
||
1.23.18 |
- комплект одноразовых дыхательных шлангов для детей для использования без активного увлажнителя, шт. |
Не менее 25* |
Обратившись к ГОСТ Р 55954-2018, в соответствии с которыми заказчиком и уполномоченным органом установлены вышеуказанные характеристики закупаемого товара, Ярославским УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ Р 55954-2018 выделяются следующие категории пациентов:
- взрослые;
- взрослые и дети;
- взрослые, дети и новорожденные.
Учитывая то, что в категорию дети входит и понятие маленькие дети, то заказчиком и уполномоченным органом описание объекта закупки сформировано противоречивым, неоднозначным образом, что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, поскольку выбранная заказчиком и уполномоченным органам позиция КТРУ, на основании которой осуществлялось описание объекта закупки, исключает возможность применения закупаемого по данной позиции КТРУ аппарата к маленьким детям.
Указанные выше нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенные заказчиком и уполномоченным органом при описании объекта закупки, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобы общества с ограниченной ответственностью "Регион-Сервис" (ИНН: 4632160623, ОГРН: 1124632000240), общества с ограниченной ответственностью "РТ-Социальная сфера" (ИНН: 9709043018, ОГРН: 1197746077759), общества с ограниченной ответственностью "Альфа" (ИНН: 9721123990, ОГРН: 1217700149226) на действия заказчика, государственного казенного учреждения Ярославской области "Единая служба заказчика" (ИНН: 7604241932, ОГРН: 1137604005923), уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Аппараты искусственной вентиляции легких с различными режимами вентиляции и автоматическим включением сигнала тревоги/Аппарат искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для объекта: "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница", Ярославская область, г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями)" (извещение N 0171200001922002970), обоснованными.
2. Признать заказчика, государственное казенное учреждение Ярославской области "Единая служба заказчика" (ИНН: 7604241932, ОГРН: 1137604005923), уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), нарушившими пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, государственному казенному учреждению Ярославской области "Единая служба заказчика" (ИНН: 7604241932, ОГРН: 1137604005923), уполномоченному органу, департаменту государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. По результатам проведения внеплановой камеральной проверки соблюдения аукционной комиссией уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нарушений при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Аппараты искусственной вентиляции легких с различными режимами вентиляции и автоматическим включением сигнала тревоги/Аппарат искусственной вентиляции легких общего назначения для интенсивной терапии), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для объекта: "Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница", Ярославская область, г. Ярославль (строительство хирургического корпуса с инженерными коммуникациями и сооружениями)" (извещение N 0171200001922002970) в действиях комиссии не выявлено.
5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 сентября 2022 г. N 076/06/106-819/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022