Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 23 сентября 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок ..., члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок ..., ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок ...,
с участием:
заявитель - индивидуальный предприниматель Савельев Роман Вадимович (далее также - ИП Савельев Р.В., заявитель), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
заказчик - государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Городская детская больница" (далее также - ГУЗ ЯО "ГДБ", заказчик), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
оператор электронной торговой площадки, акционерное общество "Единая электронная торговая площадка", представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Савельева Р.В. на действия заказчика, ГУЗ ЯО "ГДБ", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку камеры видеонаблюдения (извещение N 0371300007922000121) (далее также - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ИП Савельева Р.В. на действия заказчика, ГУЗ ЯО "ГДБ", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку камеры видеонаблюдения (извещение N 0371300007922000121).
Заявитель полагает, что заказчик закупает в том числе программное обеспечение, соответственно, извещение о рассматриваемой закупке должно содержать информацию о запрете на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства N 1236 от 16.11.2015 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо заказчик должен разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с установленным порядком.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, действия заказчика - незаконными, выдать последнему обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Заказчиком, ГУЗ ЯО "ГДБ", в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) 07.09.2022 размещено извещение N 0371300007922000121 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку камеры видеонаблюдения
Начальная (максимальная) цена контракта 94 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Один из запретов на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, установлен постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1236 от 16.11.2015).
Пунктом 2 Постановления Правительства N 1236 от 16.11.2015 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 2(1) Постановления Правительства N 1236 от 16.11.2015 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Постановлением Правительства N 1236 от 16.11.2015 утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов евразийского экономического союза, за исключением российской федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Таким образом, в случае закупки программного обеспечения заказчик обязан в извещении установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства N 1236 от 16.11.2015 либо подготовить и разместить в единой информационной системе одновременно с извещением о закупке обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Порядком.
В соответствии с извещением объектом рассматриваемой закупки является поставка камеры видеонаблюдения.
Согласно описанию объекта закупки Заказчиком приобретаются камеры видеонаблюдения (КТРУ ОКПД2 26.70.13.000-00000004), которые имеют следующие характеристики:
Функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики (потребительские свойства) товара |
Обоснование включения дополнительной информации в описание объекта закупки |
|
Показатель |
Значение показателя |
|
Камера видеонаблюдения (код КТРУ 26.70.13.000-00000004) количество - 4 штуки | ||
HD-формат |
Full HD 1080p |
В соответствии с КТРУ |
Исполнение |
Уличная |
В соответствии с КТРУ |
Мин. рабочая температура |
|
В соответствии с КТРУ |
Макс. рабочая температура |
|
В соответствии с КТРУ |
Ночная съемка |
Да |
В соответствии с КТРУ |
Поддержка PoE |
Да |
В соответствии с КТРУ |
Частота кадров |
|
В соответствии с КТРУ |
Тип крепления |
купольная |
В соответствии с КТРУ |
Тип объектива |
Вариофокальный |
В соответствии с КТРУ |
Разъемы |
Порт RJ-45, разъем питания DC, |
В соответствии с КТРУ |
Угол обзора по горизонтали |
|
В соответствии с КТРУ |
Функции и возможности |
Влаго-ударостойкая;встроенный микрофон ИК-подсветка; Режим WDR. |
В соответствии с КТРУ |
Исходя из вышеуказанных технических характеристик товара следует, что камера видеонаблюдения является электронно-вычислительной машиной.
Классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденный Приказом Минкомсвязи России от 22.09.2020 N 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных", содержит в себе, в том числе, следующую информацию:
Классификатор |
Описание класса программ для электронных вычислительных машин и баз данных |
Код (числовое обозначение) раздела или класса программ для электронных вычислительных машин и баз данных |
Код (числовое обозначение) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности |
|
Раздел |
Класс |
|||
|
Встроенные прикладные программы |
Встроенные программы, которые должны храниться в постоянной памяти и обеспечивать выполнение устройством предопределенных задач |
01.03 |
62 |
Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что в реестре российского программного обеспечения имеются сведения о регистрации программного обеспечения для применения на цифровых камерах видеонаблюдения (например, реестровая запись N 12466 от 30.12.2021).
Таким образом, поскольку заказчик закупает товар (камеры видеонаблюдения), в состав которого входит встроенное (предустановленное) программное обеспечение, соответственно, извещение о рассматриваемой закупке должно содержать информацию о запрете на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства N 1236 от 16.11.2015 либо заказчик должен разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Порядком.
Вместе с тем, Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что извещение о рассматриваемой закупке не содержит информации о запрете на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства N 1236 от 16.11.2015, а также заказчиком не размещено в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Порядком, что является нарушением части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно информации, размещённой в единой информационной системе (извещение N 0371300007922000121), датой окончания срока подачи заявок является 15.09.2022, датой подведения итогов определения поставщика - 19.09.2022.
Вместе с тем комиссией Ярославского УФАС России установлено, что в регламентированный срок (19.09.2022) заказчиком протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в единой информационной системе не размещен (данный протокол размещен заказчиком только 20.09.2022), что является нарушением пункта 2 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Указанные выше нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенные заказчиком, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Савельева Романа Вадимовича (ИНН: _, ОГРНИП: _) на действия заказчика, государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская детская больница" (ИНН: _, ОГРН: _), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку камеры видеонаблюдения (извещение N 0371300007922000121), обоснованной.
2. Признать заказчика, государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Городская детская больница" (ИНН: _, ОГРН: _), нарушившим часть 3 статьи 14, пункт 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. В ходе проведения внеплановой проверки действий заказчика признать заказчика, государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Городская детская больница" (ИНН: _, ОГРН: _), нарушившим пункт 2 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Выдать заказчику, государственному учреждению здравоохранения Ярославской области "Городская детская больница" (ИНН: _, ОГРН: _), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: _
Члены Комиссии: _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 23 сентября 2022 г. N 076/06/106-825/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2022