рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) электрической энергии" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122012256, далее - Конкурс), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
13.09.2022 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N5459).
Согласно жалобе в извещении о проведении Конкурса неправомерно не установлены запрет на допуск иностранных товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N616, ограничение на допуск радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878, в извещении о проведении Конкурса отсутствуют коды ОКПД2 осветительного оборудования. В проекте контракта извещения о проведении Конкурса неправомерно отсутствует условие, соответствующее п. 13 приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 18.08.2010 N636. В техническом задании извещения о проведении Конкурса установлены необоснованные значения следующих показателей: габаритные размеры светильника, коэффициент пульсации, световой поток, световая отдача светильника. В извещении о проведении Конкурса содержится неполное описание объекта закупки относительного того, какие светильники, в каком количестве, какой категории установлены в помещениях.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного учреждения с жалобой не согласились и пояснили, что описание объекта закупки соответствует объективным потребностям заказчиков и не ограничивает конкуренцию на товарном рынке. Проект контракта извещения о проведении Конкурса не противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N636. В жалобе Заявитель не приводит достаточного обоснования и доказательств, подтверждающих несоответствие описания объекта закупки требованиям действующего законодательства.
На заседании Комиссии представители филиала "Удмуртэнерго" ПАО "Россети Центра и Приволжья" с жалобой не согласились, поддержали позицию Уполномоченного учреждения и пояснили, что доводы жалобы являются необоснованными, так как положения извещения о проведении Конкурса, в том числе описание объекта закупки, в совокупности позволяют подать заявку на участие в Конкурсе.
На заседании Комиссии представитель ПАО "Ростелеком" с жалобой не согласился и пояснил, что доводы жалобы являются необоснованными, так как при формировании и подаче заявки на участие в Конкурсе не установлено каких-либо препятствий, извещение о проведении Конкурса соответствует Закону о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель ООО "Первая энергосервисная компания" с жалобой не согласился и пояснил, что объективных препятствий для подачи заявки на участие в Конкурсе не выявлено, извещение о проведении Конкурса соответствует действующему законодательству о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
18.08.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Конкурса. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 5 330 256,48 рублей.
13.09.2022 - дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей на участие в электронном конкурсе от 15.09.2022 поступило три заявки, признанные соответствующими установленным требованиям.
1.Рассмотрев довод жалобы о том, что в извещении о проведении Конкурса неправомерно не установлены запрет на допуск иностранных товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N616, ограничение на допуск радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878, в извещении о проведении Конкурса отсутствуют коды ОКПД2 осветительного оборудования, Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Во исполнение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе приняты Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N616 (далее - Постановление N616) и Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N878 (далее - Постановление N878).
Пунктом. 1 Постановления N616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Приложение к Постановлению N616).
Пунктом 2 Постановления N878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень радиоэлектронной продукции).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса предмет закупки имеет код ОКПД2 - 71.12.11.100 "Услуги в виде инженерно-технических консультаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности". Ограничение на допуск иностранных товаров по Постановлению N878 и запрет на допуск иностранной радиоэлектронной продукции по Постановлению N616 в извещении о проведении Конкурса не установлены.
Код ОКПД2 71.12.11.100 "Услуги в виде инженерно-технических консультаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности", указанный в извещении о проведении Конкурса, не входит ни в Приложение к Постановлению N616, ни в Перечень радиоэлектронной продукции.
Комиссия Управления приходит к выводу, что предметом закупки является не поставка товаров - светильников, а оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании энергетических ресурсов, в связи с чем в извещении о проведении Конкурса указан не код ОКПД2, предусмотренный для поставки товаров (светильников светодиодных), а код ОКПД2, связанный с оказанием услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В случае если код ОКПД2 предмета закупки не включен в Приложение к Постановлению N616 и в Перечень радиоэлектронной продукции, то оснований для установления в извещении о проведении Конкурса запрета по Постановлению N616 и ограничений по Постановлению N878 не имеется. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Определением Верховного Суда РФ от 18.02.2022 по делу NА40-129543/2020 и др.).
Заявитель не предоставил мотивированных пояснений либо доказательств, опровергающих данный вывод.
2. Рассмотрев довод жалобы о том, что в проекте контракта извещения о проведении Конкурса неправомерно отсутствует условие, соответствующее п. 13 приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 18.08.2010 N636, Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
Ст. 108 Закона о контрактной системе посвящена особенностям заключения энергосервисных контрактов.
Согласно ч. 19 ст. 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).
Во исполнение ч. 19 ст. 108 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 N636 (далее - Постановление N636).
Пунктом 1 Постановления N636 установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта) согласно приложению N 1 (далее - Приложение N1 к Постановлению N636).
В соответствии с п. 13 Приложения N1 к Постановлению N636 определение сроков оплаты заказчиком долей размера экономии по контракту, которые должны составлять 5 - 30 дней со дня окончания периода достижения доли размера экономии, за который осуществляются расчеты. Окончательные расчеты по контракту должны осуществляться сторонами по факту достижения предусмотренного контрактом размера экономии.
В проекте контракта извещения о проведении Конкурса (с учетом изменений извещения) установлен срок оплаты Заказчиком долей размера экономии по контракту, составляющий семь рабочих дней со дня окончания периода достижения размера экономии, при этом данный срок находится в пределах срока, установленного в п. 13 Приложения N13 к Постановлению N636 (5-30 дней).
3. Рассмотрев довод жалобы о том, что в техническом задании извещения о проведении Конкурса установлены необоснованные значения показателя габаритных размеров светильников, Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с приложением 1 к извещению о проведении Конкурса установлены значения показателей габаритных размеров различных типов светильников, в том числе по длине (не менее 1150 мм и не более 1250 мм, не менее 590 мм и не более 600 мм и др.), по ширине (не менее 170 мм и не более 190 мм, не менее 590 и не более 600 мм и др.), по высоте (не менее 40 мм и не более 50 мм, не менее 70 мм и не более 90 мм и др.).
Согласно пояснениям Уполномоченного учреждения в приложении 1 к извещению о проведении Конкурса установлены габаритные размеры светильников, которые соответствуют объективным потребностям заказчиков, объясняются тем, что на объектах заказчиков уже имеются определенные размеры для светильников, в случае если будут приобретены светильники меньшего размера или большего размера, то заказчика придется дополнительно заказывать проведение ремонтных работ для того, чтобы сузить или расширить отверстия для светильников, что в свою очередь приведет к дополнительным затратам и не будет соответствовать принципам Закона о контрактной системе.
Заявитель не предоставил достаточных доказательств либо мотивированных пояснений, подтверждающих необоснованность значений габаритных размеров светильников.
4. Рассмотрев довод жалобы о том, что в техническом задании извещения о проведении Конкурса установлены необоснованные значения показателя коэффициента пульсации, Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 48 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) требования к осветительным устройствам, электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, должны быть установлены Правительством Российской Федерации до 1 марта 2010 года. С 1 июля 2010 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются осветительные устройства, электрические лампы, не соответствующие указанным требованиям.
Во исполнение ч. 6 ст. 48 Закона об энергосбережении принято Постановление Правительства РФ от 24.12.2020 N2255 (далее - Постановление N2255).
Согласно п. 1 Постановления N2255 утверждены прилагаемые требования к осветительным устройствам и электрическим лампам (далее - Требования).
В соответствии с п. 11 Требований установлены требования к эксплуатационным характеристикам светодиодных ламп, в том числе коэффициент пульсации - не более 10%.
Согласно приложению N1 извещения о проведении Конкурса установлены значения показателей коэффициента пульсации (не более 1%, не более 5%), что не противоречит п. 11 Требований.
5. Рассмотрев довод жалобы о том, что в техническом задании извещения о проведении Конкурса установлены различные значения светового потока и световой отдачи светильника, Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с приложением 1 к извещению о проведении Конкурса установлены, в том числе значения светового потока светильника (не менее 3000 Лм, не менее 1400 Лм, не менее 850 Лм и др.), а также значения световой отдачи светильника (не менее 157 Лм, не менее 95 Лм и др.), что объясняется тем, что значения светового потока и световой отдачи установлены в отношении различных типов светильников, что не противоречит Закону о контрактной системе.
Со стороны Заявителя не предоставлено доказательств, мотивированных пояснений либо нормативно-правового обоснования, подтверждающих незаконность установления в техническом задании различных значений светового потока и световой отдачи по отношению к различным типам светильников.
6. Рассмотрев довод жалобы о том, что в извещении о проведении Конкурса содержится неполное описание объекта закупки относительного того, какие светильники, в каком количестве, какой категории установлены в помещениях, Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", энергосбережение - это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
В соответствии с приложением N1 к извещению о проведении Конкурса установлены типы осветительных приборов, количество приборов, категории помещений, установленная мощность (в кВт) и др.
В приложении N5 к извещению о проведении Конкурса предусмотрено, что в мероприятия, направленные на энергосбережения и повышение энергетической эффективности, в том числе обследование объекта энергосервиса (в которое включаются осмотр объекта, анализ количества установленных осветительных приборов, в том числе их тип и мощность), модернизация системы внутреннего и наружного освещения (включая замену светильников на энергосберегающие светодиодные светильники). Количество устанавливаемых светодиодных светильников определяется исходя из обеспечения нормативной освещенности.
Заказчиками по Конкурсу являются образовательные учреждения, которые не являются специалистами в области энергосбережения и не могут определить количество установленных светильников с определением характеристик таких светильников, для определения и анализа количества установленных осветительных приборов, а в дальнейшем - для замены таких приборов на более энергоэффективные и проводится Конкурс, что не противоречит понятию энергосбережения и в очередной раз подтверждает, что предметом закупки по Конкурсу является не поставка светильников, а целый комплекс мероприятий, которые заказчики не могут выполнить самостоятельно.
Как указано выше, поступило три заявки на участие в Конкурсе, признанные соответствующими установленным требованиям.
Как пояснили на заседании Комиссии представители участников Конкурса, описание объекта закупки извещения о проведении Конкурса позволяет потенциальному участнику Конкурса определить потребность заказчиков, а также сформировать и подать заявку на участие в Конкурсе.
Кроме этого, при принятии настоящего решения учитывается, что Заявитель не подавал заявку на участие в Конкурсе, не предоставил доказательств, подтверждающих реальность своих намерений, либо наличие объективных препятствий для подачи заявки на участие в Конкурсе, в данной ситуации не имеется оснований полагать, что Заявитель не мог стать победителем по Конкурсу в связи с наличием спорных положений извещения о проведении Конкурса, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, так как механизм защиты прав участников закупок путем рассмотрения жалоб должен применяться в случае действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов (данный вывод согласуется с п. 33 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N1 (2020)).
Учитывая вышеизложенное, жалоба является необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки в пределах своей компетенции Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЕЭС.Гарант" на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) электрической энергии" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122012256) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
_____ <_>
______<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 16 сентября 2022 г. N 018/06/106-727/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2022