На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 13.09.2022 года N 6/22, на основании обращения заказчика МБДОУ детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск (вх. N 961/22 от 12.09.2022 года) о включении сведений в отношении ООО "Стройтех" (ИНН "___" адрес: "___..") в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Заместителя руководителя инспекции: "_.."
Членов Инспекции: "__.."
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей заказчика МБДОУ детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск, (направлено ходатайство вх. 1015-ЭП/22 от 15.09.5022 г.), поставщика ООО "Стройтех",
в результате рассмотрения обращения заказчика МБДОУ детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск о включении сведений в отношении ООО "Стройтех", а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком МБДОУ детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск требований Закон о контрактной системе при проведении аукциона в электронной форме на капитальный ремонт кровли муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск Стародубского муниципального округа Брянской области за N 0327300082822000001,
установила:
1) 26.04.2022 размещено извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск Стародубского муниципального округа Брянской области за N 0327300082822000001.
2) Начальная (максимальная) цена контракта 2 572 043,00 рублей.
3) На участие в электронном аукционе за N 0327300082822000001 было подано 3 (три) заявок.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1 от 06.05.2022 победителем признан участник закупки с индикационным номером N 27 ООО "Стройтех".
5) 20.05.2022 года между заказчиком МБДОУ детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск и ООО "Стройтех" заключен муниципальный контракт на капитальный ремонт кровли муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск Стародубского муниципального округа Брянской области за N 0327300082822000001.
Пунктом 1.4 муниципального контракта установлены сроки выполнения работ:
с 01.06.202 г. Срок окончания работ: по 31.07.2022 г. включительно. Подрядчик может выполнить работы досрочно.
Согласно пункту 2.1 муниципального контракта предусмотрена выплата аванса.
Заказчик производит авансирование части стоимости работ в размере 30 % от цены Контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год после предоставления Подрядчиком счёта на перечисление аванса течение 15 (пятнадцати) рабочих дней. В случае расторжения контракта Подрядчик обязан вернуть полученный аванс в полном объеме или его неотработанную часть в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты расторжения контракта.
6) заказчиком платежным попечениям N532272 от 31.05.2022 перечислен в адрес ООО "Стройтех" аванс в размере 30%.
7) 08.06.2022 г. заказчиком в адрес ООО "Стройтех" по средствам почтовой связи а так же электронной почты указанной в контракте(o.stroytekh@bk.ru) направил письмо ( исх. 40 от 08.06.2022 ) фиксирующие что на момент 08.06.2022 г. работы предусмотренные муниципальным контрактом начаты не были. Так же с просьбой сообщить общество причины нарушения срока начала выполнения работ по заключенному контракту. Так же в письме заказчик дал ответ относительно устного запроса "ООО Стройтех" в части возможности поставки товара с улучшенными характеристиками.
8) 06.07.2022 "ООО Стройтех" направил в адрес заказчика письмо (исх. 347 от 06.07.2022) согласно которому общество просит заказчика согласовать материалы для выполнения работ по контракту.
9) 14.07.2022 г. Заказчик направил в адрес ООО "Стройтех" письмом (исх. 48 от 14.07.2022) согласно которому заказчик согласовал цвет профнастила 0,45 PE FAL 3003 и комплектующие предложенный обществом.
10) 27.07.2022 Заказчиком в адрес направил подрядчика посредством мессенджера WhatsApp (исх. 49 от 27.07.2022 ), а так же 28.07.2022 электронной почты указанной в контракте(o.stroytekh@bk.ru) письмо согласно которому сообщил ООО "Стройтех" что на территории Брянской области решением председателя антитеррористической комиссии Брянской области с 14:00 часов 23 июля 2022 г. продлен высокий (желтый) уровень террористической опасности. В связи с чем заказчик просит подтвердить полномочия сотрудников общества находящихся на объекте.
11) 28.07.2022 г. и 29.07.2022 ООО "Стройтех" посредством электронной почты направило в адрес заказчика Приказ N75 от 25.07.2022 г. согласно которому определен круг лиц допускающихся на территорию учреждения для выполнения работ предусмотренных муниципальном контрактом.
12) 27.06.2022 г. ООО "Стройтех" направило письмо (исх. 319 от 27.06.2022 г.) в адрес заказчика, согласно которому руководство общества просит заказчика согласовать цвет профилированного листа НС-35-1000-А (ПЭ-01-3003-0,45) (заказчик данного письма не получал)
13) 27.07.2022 заказчиком в адрес ООО "Стройтех" по средствам мессенджера WhatsApp, а так же 28.07.2022 электронной почты указанной в контракте (o.stroytekh@bk.ru), направил уведомление (исх. 50 от 27.07.2022 ), согласно которому по состоянию на текущую дату подрядчик к работам не преступил. В связи с чем заказчик просит общество в письменно виде предоставить пояснение причины не исполнения муниципального контракта в установленный срок на электронную почту заказчика в срок не позднее 29.07.2022 г. так же в письме заказчик проинформировал общество о намеренье принять решение об одностороннем отказе и о направлении сведений в отношение общества в РНП.
14) 28.07.2022 ООО "Стройтех" направило в адрес заказчика письмо (исх. 420 от 28.07.2022) согласно которому подрядчик прости заказчика продлить срок исполнения контракта до 30.08.2022 г.
15) 01.08.2022 заказчик направил в адрес ООО "Стройтех" уведомление (исх. 50 от 01.08.2022) согласно которому по состоянию на 01.08.2022 г. обществом работы не выполнены, акты выполненных работ не предоставлены, на основание чего в отношении общества начислена пеня . Так же заказчик потребовал незамедлительного выполнения работ в срок до 08.08.2022 г. а так же уплатить пеню, за каждый день просрочки. (приложение АКТ обследования выполнения работ N1 от 01.08.2022 г., фотофиксация).
16) 09.08.2022 г. заказчиком МБДОУ детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск составлен Акт N52 от 09.08.2022 г. согласно которому в ходе проверки выполнения работ по капитальному ремонту кровли муниципального бюджетного дошкольного образования учреждения детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск Стародубского муниципального округа Брянской области по состоянию на 12:50 часов 09.08.2022 г. единой комиссией выявлено, что с 08.08.2022 г. по 09.08.2022 г. 12:50 часов сотрудники ООО "Стройтех" отсутствовали на объекте.
17) 22.08.2022 г. ООО "Стройтех" направило в адрес заказчика письмо (исх. 449 от 22.08.2022 г) согласно которому в результате проведения работ на объекте между обществом и заказчиком возникли разногласия относительно материалов и видов работ. Подрядчик просит заказчика в срок до 29.08.2022 г. предоставить новый локально сметный расчет с учетом выявленных разногласий.
18) 25.08.2022 заказчик направил в адрес ООО "Стройтех" уведомление (исх. 62 от 25.08.2022) согласно которому по состоянию на 25.08.2022 г. обществом работы не выполнены, акты выполненных работ не предоставлены, на основание чего в отношении общества начислена пеня . Так же заказчик потребовал незамедлительного выполнения работ в срок до 29.08.2022 г. а так же уплатить пеню, за каждый день просрочки. (приложение АКТ обследования выполнения работ N2 от 25.08.2022 г. , фотофиксация) . Так ж заказчик сообщил обществу что в случаи не выполнения работ заказчик начнет процедуру одностороннего отказа. (приложение АКТ обследования выполнения работ N2 от 25.08.2022 г. , фотофиксация).
19) 29.08.2022 г заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на капитальный ремонт кровли муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск Стародубского муниципального округа Брянской области за N 0327300082822000001.
В основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта положено неисполнение подрядчиком обязательств по контракту, что подтверждается Актом N1 от 01.08.2022 г., N2 от 25.08.2022, N3 от 29.08.2022 г .
Указанное решение сформировано заказчиком с использованием единой информационной системы, и размещено в единой информационной системе в сфере закупок 29.08.2022 года.
20) 16.09.2022 г. ООО "Стройтех" направило в адрес заказчика письмо (исх. 483 от 05.09.2022 г.) согласно которому подрядчик просит заказчика оплатить выполнение работы на дату 05.09.2022 г., а так же расторгнуть муниципальный контракт от 20.05.2022 N 0327300082822000001 по соглашению сторон. (заказчиком письмо получено 16.09.2022 скриншот с электронной почты прилагается).
21) 14.09.2022 г. ООО "Стройтех" направило адрес заказчика письмо (исх. 491 от 14.09.2022 г.) согласно которому подрядчик просит заказчика оплатить выполнение работы на дату 05.09.2022 г., а так же расторгнуть муниципальный контракт от 20.05.2022 N0327300082822000001 по соглашению сторон Приложение Акт о приемке выполненных работ, справка стоимости выполненных работ и затрат. (заказчиком письмо получено 16.09.2022 скриншот с электронной почты прилагается).
22) 16.09.2022 г. ООО "Стройтех" направило адрес заказчика письмо (исх. 495 от 16.09.2022 г.) согласно которому подрядчик не может вывезти с территории заказчика материал приобретённый для выполнения работ предусмотренных контрактом от 20.05.2022 г., так же общество просит принять и оплатить выполнение работы и материал, в противном случае подрядчик будет вынужден обратится в Прокуратуру Брянской области. заказчиком письмо получено 19.09.2022 скриншот с электронной почты прилагается).
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующему выводу:
1. Заказчиком МБДОУ детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск правомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта на капитальный ремонт кровли муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск Стародубского муниципального округа Брянской области за N 0327300082822000001 от 20.05.2022 г., поскольку соблюдены требования Закона о контрактной системе:
- Части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, определяющей право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом. Так, пунктом 10.9 контракта предусмотрено расторжение контракта - в связи с односторонним отказом Стороны контракта, от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (с учетом норм ч. 8-25 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
- ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта, заказчик 29.08.2022 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Данное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок 29.08.2022, которое впоследствии 29.08.2022 года автоматически с использованием единой информационной системы направлено подрядчику, в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 29.08.2022 года является датой надлежащего уведомления подрядчика ООО "Стройтех" об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 29.08.2022 года является датой надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, то, 09.09.2022 года контракт считается расторгнутым.
Согласно ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 29.08.2022 года является датой надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, и в течение десятидневного срока подрядчик ООО "Стройтех" не устранил нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, то 09.09.2022 года контракт считается расторгнутым.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Стройтех" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о доказанности заказчиком МБДОУ детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск в рамках заключенного муниципального контракта на капитальный ремонт кровли муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск Стародубского муниципального округа Брянской области за N 0327300082822000001 от 20.05.2022 г недобросовестного поведения подрядчика ООО "Стройтех".
Данный вывод подтверждается следующим:
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.9 муниципального контракта допускается расторжение контракта по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Контракт может быть расторгнут по основаниям в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10.10 контракта сторона вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением другой стороной условий контракта, иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона о контрактной системе.
Заключенный сторонами контракт N 0327300082822000001 от 20.05.2022 года по своей правовой природе является договором подряда, следовательно, к правоотношениям сторон, в том числе, подлежат применению положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В рассматриваемом случае заказчиком МБДОУ детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск 29.08.2022 года принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта за N 0327300082822000001 от 20.05.2022 года в связи с не невыполнением обществом работ по капитальному ремонту кровли муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск Стародубского муниципального округа Брянской области, в установленный контрактом срок.
Так, в основу принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком МБДОУ детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск положено следующее:
20.05.2022 года между заказчиком МБДОУ детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск и ООО "Стройтех" заключен муниципальный контракт на капитальный ремонт кровли муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск Стародубского муниципального округа Брянской области за N 0327300082822000001.
Согласно пункту 1.1.контракта Подрядчик обязуется выполнить: Капитальный ремонт кровли муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск Стародубского муниципального округа Брянской области (далее - "Работы") согласно локальному сметному расчету (приложение N3 к муниципальному контракту), ведомости стоимости работ (приложение N4 к муниципальному контракту), технического задания (приложение N1 к муниципальному контракту), с учетом Программы работ (график выполнения работ), условиям Контракта, в объеме, сроки и по стоимости, оговоренной настоящим Контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить Подрядчику выполненные работы по согласно условиям Контракта.
В соответствие пункту 1.3 контракта подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами весь комплекс работ по Объекту в соответствии с условиями Контракта и передать его Заказчику.
Пунктом 1.4 контракта устанавливаются следующие сроки выполнения работ:
- срок начала работ: с 01.06.202г.
-срок окончания работ: по 31.07.2022 г. включительно. Подрядчик может выполнить работы досрочно.
Однако, данное обязательство в установленные контрактом сроки подрядчик ООО "Стройтех" не исполнил, тем самым нарушил п. 1.1, 1.3, 1.4 муниципального контракта на капитальный ремонт кровли муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск Стародубского муниципального округа Брянской области.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работ является существенным для договора подряда.
Так, согласно п. 1.4 муниципального контракта N0327300082822000001 от 20.05.2022 года установлен следующий срок выполнения работ: - срок начала работ: с 01.06.202г. -срок окончания работ: по 31.07.2022 г. включительно. Подрядчик может выполнить работы досрочно.
Согласно документов предоставленных ООО "Стройтех" в адрес Брянского УФАС России (вх. 1077-ЭП от 19.09.2022 г.) работы по капитальному ремонту кровли муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск Стародубского муниципального округа Брянской области не были выполнены в установленный контрактом срок введу удорожания стоимости материала, а так же выявления работ неуказанных в локально сметном расчете.
Довод, относительно удорожания стоимости материала необходимого для выполнения работ предусмотренных муниципальным контактом как препятствие к исполнению обязательств по рассматриваемому контракту, не может быть принят Инспекцией Брянского УФАС России, поскольку:
Само по себе увеличение цены на расходные материалы не относится к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя предвидеть, рост цен на материалы является обстоятельством, охватываемым обычным предпринимательским риском, и является коммерческим риском подрядчика и не оценивается как существенное изменение обстоятельств и не свидетельствуют об обстоятельствах непреодолимой силы.
Кроме того, согласно пункту 2.8 заключенного муниципального контракта N 0327300082822000001 от 20.05.2022 г. риск удорожания стоимости материалов, работ и оборудования в течение всего срока действия настоящего контракта несет подрядчик.
Таким образом, ООО "Стройтех" имело возможность рассчитать свои предпринимательские риски, а также предвидеть все негативные последствия, связанные с исполнением обязательств по муниципальному контракту 0327300082822000001 от 20.05.2022 года еще при подаче заявки на участие в электронном аукционе, однако, не проявило должной заботливости и осмотрительности при исполнении взятых на себя обязательств в рамках заключенного контракта.
Кроме того, Инспекция отмечает, что предпринимательство является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Обстоятельства на которые ссылается ООО "Стройтех" в качестве обоснования своей невиновности являются нормальным предпринимательским риском и сами по себе не исключают вину Общества в неисполнении взятых на себя обязательств.
Довода относительно, выявления ООО "Стройтех" работ подлежащих выполнению в рамках муниципального контракта от 20.05.2022 г. не указанных в локально сметном расчете не может быть принят Инспекцией Брянского УФАС России, поскольку каких либо доказательств выявления дополнительных работ не предусмотренных локальным сметным расчетом в адрес Брянского УФАС России обществом не предоставлено.
Кроме того, согласно письменным прояснениям заказчика МБДОУ детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск (вх. 1086-ЭП от 19.09.2022 г.) каких либо разногласий с подрядчиком относительно утвержденной муниципальным контрактом сметой по видам работ и материалом не было.
На основании вышеизложенного, ООО "Стройтех" имело возможность рассчитать свои предпринимательские риски, а также предвидеть все негативные последствия, связанные с исполнением обязательств по муниципальному контракту 0327300082822000001 от 20.05.2022 года, однако, не проявило должной заботливости и осмотрительности при исполнении взятых на себя обязательств в рамках заключенного контракта
Кроме того, в рамках рассмотрения обращения МБДОУ детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск установлено, что ООО "Стройтех" не совершено никаких действий по признанию решения заказчика МБДОУ детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0327300082822000001 от 20.05.2022 года а недействительным, что также свидетельствует о согласии ООО "Стройтех" с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принятым 29.08.2022 года.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является в том числе такое поведение при исполнении государственного контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности полноценного исполнения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Принимая решение об участии в процедуре определения подрядчика и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона.
В рассматриваемом случае ООО "Стройтех" не приняло все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявило необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности, а причины невыполнения взятых на себя обязательств по контракту, заключенному от 20.05.2022 года не могут быть признаны обоснованными препятствиями для невыполнения работ в рамках контракта.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 29.08.2022 года является датой надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, с 09.09.2022 года контракт считается расторгнутым.
Согласно ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
ООО "Стройтех" направило в адрес заказчика 16.09.2022 г. письмо (исх. 483 от 05.09.2022 г.) согласно которому подрядчик просит заказчика оплатить выполнение работы на дату 05.09.2022 г., а так же расторгнуть муниципальный контракт от 20.05.2022 N 0327300082822000001 по соглашению сторон. (заказчиком письмо получено 16.09.2022 скриншот с электронной почты прилагается), таким образом подрядчик ООО "Стройтех" в течение 10 дней (для вступления в силу решения об одностороннем отказе исполнения контракта) не предпринял действий по устранению нарушений условий контракта, послуживших основанием для его расторжения.
Таком образом, поскольку 29.08.2022 года является датой надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, и в течение десятидневного срока подрядчик ООО "Стройтех" не устранило нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, с 09.09.2022 года контракт считается расторгнутым.
Доказательств возникновения у ООО "Стройтех" каких-либо объективных обстоятельств, а также обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия муниципального контракта, в Брянское УФАС России не представлено.
На основании вышеизложенного, инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу о том, что обществом ООО "Стройтех" нарушены существенные условия заключенного контракта N0327300082822000001 от 20.05.2022 года в части невыполнения работ по капитальному ремонту кровли муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск Стародубского муниципального округа Брянской области, в установленный контрактом срок, а также учитывая, что подрядчиком не совершено никаких действий: 1) по устранению допущенных нарушений в срок, установленный ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, 2) по признанию решения заказчика МБДОУ детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск об одностороннем отказе от исполнения контракта N N0327300082822000001 от 20.05.2022 года недействительным, следовательно, в соответствии с положениями части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения в отношении ООО "Стройтех" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта.
2. Согласно п. "а" ч.13 Порядка рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении, утвержденного Постановлением N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с п.5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Изучив представленные документы, руководствуясь п.5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, ч. 13 Постановления N 1078, инспекция Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
2.1 Заказчиком МБДОУ детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск нарушены положения п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно которым при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования), поскольку заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация: "Требования к участникам - Единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ", однако Закон о контрактной системе указывает на то, что извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, а именно требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а не отсылку на статью Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Включить сведения в отношении ООО "Стройтех" ИНН "__.." адрес: ул. "___.." сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица -директоре, участнике (члене) корпоративного юридического лица, способного оказывать влияние на деятельность юридического лица, "___.", ИНН "___..") в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля
3. Признать в действиях заказчика МБДОУ детский сад N28 "Солнышко" с. Меленск нарушение требований п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. Поскольку контракт расторгнут, предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Резолютивная часть решения объявлена 19.09.2022 года, текст решения изготовлен 21.09.2022 года.
Руководитель инспекции "___"
Члены инспекции "__."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 19 сентября 2022 г. N РНП-32-713
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2022