Резолютивная часть решения объявлена 20.09.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20.09.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
В отсутствие представителей ОГБУЗ "БРАТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 2" (далее - Заказчик) - направлено ход-во о рассмотрении дела в отсутствие представителей;
В присутствие представителей ООО "Стармак" (далее - участник закупки, исполнитель, победитель электронного аукциона) ;
рассмотрев обращение заказчика о включении информации в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступило обращение заказчика о включении информации в отношении ООО "Стармак" в реестр.
В своем обращении заказчик указывает, что участником закупки допущены существенные нарушения условий контракта, в связи с чем заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об обществе в Реестр.
ООО "Стармак" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении Иркутского УФАС России.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные документы, установила следующее.
27 мая 2022 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона N 0134200000122002769 на Поставку средств дезинфицирующих.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 718 985 рублей 05 копеек.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ 28 июня 2022 года между заказчиком и ООО "Стармак" заключен контракт на поставку средств дезинфицирующих (далее - Контракт).
Цена Контракта составляет 580 00 рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта По условиям Контракта Поставщик обязуется передать Заказчику средства дезинфицирующие (далее - Товар), количество, общая и единичная стоимость которых установлены в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пунктом 3.1, 3.5 контракта:
3.1. Поставка Товара осуществляется силами и средствами Поставщика по адресу: 665709, Иркутская область, г. Братск, жилой район Энергетик, ул. Погодаева, д.1, ОГБУЗ "Братская городская больница N 2";
3.5. Поставка Товара осуществляется партиями по наименованию и в количестве, указанном в заявках Заказчика. Период поставки: с момента заключения Контракта до "31" декабря 2022 года.
В соответствии с п. 3.5 контракта заявка заказчика была направлена в ООО "Стармак" по электронной почте 28.06.2022 г.. Товар получен 05.08.2022 г. с нарушением сроков поставки. В результате проверки приемочной комиссией Заказчика в характеристиках фактически поставленного товара были выявлены нарушения условий контракта. Товар был принят частично 12.08.2022 г. Принятый товар был оплачен учреждением 30.08.2022 г. по платежному поручению N 1517041 от 30.08.2022 г. в установленные контрактом сроки.
В соответствии с п. 13.1 контракта с 01.07.2022 г. обмен документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением Сторонами условий Контракта осуществляется с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС) путем направления электронных уведомлений.
Руководствуясь статьей 94 Федерального закона N 44-ФЗ и условиями контракта, в рамках исполнения данного контракта учреждением поставщику с использованием единой информационной системы были направлены следующие письма:
1. претензия от 22.07.2022 г. N 1486 (уведомление претензионной переписки N 1 от 22.07.2022);
2. письмо от 03.08.2022 г. N 1547 (уведомление претензионной переписки N 2 от 04.08.2022);
3. претензия от 12.08.2022 г. N 1611 (уведомление претензионной переписки N 3 от 12.08.2022);
4. требование об уплате неустойки от 15.08.2022 г. N 1617 (уведомление претензионной переписки N 4 от 16.08.2022).
Комиссией в ходе рассмотрения обращения установлено, что ООО "Стармак" своих обязанностей по контракту в полном объеме не исполнило.
В соответствии с частью 12.1 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение об одностороннем отказе было сформировано и размещено учреждением с использованием ЕИС 30.08.2022 г.
В период с 31 августа 2022 года по 09 сентября 2022 года участник закупки мог, но не устранил допущенные нарушения условий контракт.
Таким образом, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу 12 сентября 2022 года.
Участником закупки пояснено, что в процессе подготовки заявки на участие, Обществом были направлены запросы всем крупным производителям средств дезинфицирующих, находящихся на территории Российской Федерации, о том, имеются ли в наличии и производятся ли данными производителями дезинфицирующие средства с техническими характеристиками, прописанными Заказчиком в аукционной документации, на что был получен положительный ответ. Производитель, у которого Обществом по итогу был закуплен Товар, как ранее было указано, заверил Общество, что данный Товар, может использоваться при проведении дезинфекционных мероприятий Заказчиком, а также полностью соответствует целям, и удовлетворяет потребности Заказчика.
В целях исполнения своих обязательств по Контракту, Обществом в адрес Заказчика "05" августа 2022 года была поставлена первая партия Товара. В результате приемки Товара, Заказчиком был составлен акт о частичной приемке Товара, а также в адрес Общества была направлена претензия с требованием устранить нарушения условий контракта в срок не позднее "26" августа 2022 года, а также оплатить пени за просрочку поставки Товара.
Обществом требование об оплате пени было исполнено в кратчайшие сроки. Однако устранить нарушения в части несоответствия Товара техническому заданию, в установленный срок Общество не успело, так как на запросы Общества к другим производителям, о возможности отгрузки Товара, с соответствующими техническими характеристиками, ответы так и не были получены. Также важно отметить, что согласно акту о частичной приемке Товара, Заказчик отказался принимать следующие позиции Технического задания, а именно N 1,2, 4, 5, 9, 10. Данные позиции в совокупности составляют менее половины цены Контракта, а значит, Общество как Поставщик, имело возможность исполнить большую часть Контракта.
Установлено, что деятельность в сфере закупок для Исполнителя является профессиональной, при этом Исполнитель до настоящего момента добросовестно исполнял свои обязанности по аналогичным контрактам.
Согласно нормам Федерального закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения, представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" пункта 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств (статья 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Иркутское УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в Реестр не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Более того, согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в Реестр происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Поскольку в силу толкования данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рамках рассматриваемого дела Иркутское УФАС России не смогло устранить все сомнения в виновности общества.
Так, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Стармак" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако Комиссия Иркутского УФАС России не может однозначно прийти к выводу о виновности Общества.
Кроме того, комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ООО "Стармак" как лица, участвующего в торгах, в том числе изучены договоры, по которым ООО "Стармак" стороной договора, должным образом исполняло свои обязательства. Указанные договоры свидетельствуют о добросовестности участника закупки, как лица, исполняющего обязательства по договорам.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "Стармак" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Стармак", объективно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Стармак" (ИНН: 2721137693, 664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова 325, кв.6), учредителе ООО "Стармак" Курганова Юлия Алексеевна ИНН: 381299308880; лица исполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО "Стармак" Курганова Юлия Алексеевна ИНН: 381299308880 в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Копии решения направить Заказчику, участнику закупки
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 сентября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2022