Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 10-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областной клинический медицинский центр фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний" - *, *,
- в отсутствие представителя заявителя в лице ООО "САВИР", уведомленного надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "САВИР" (вх. N 7501-ЭП/22 от 12.09.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областной клинический медицинский центр фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний" (ГБУЗ СО "ОКМЦ ФИЗ"), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку средств дезинфицирующих для ГБУЗ СО "ОКМЦ ФИЗ" и филиалов 1-4 ГБУЗ СО "ОКМЦ ФИЗ" в 2022 г. (извещение N 0362200050722000408), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "САВИР" (вх. N 7501-ЭП/22 от 12.09.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице ГБУЗ СО "ОКМЦ ФИЗ", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку средств дезинфицирующих для ГБУЗ СО "ОКМЦ ФИЗ" и филиалов 1-4 ГБУЗ СО "ОКМЦ ФИЗ" в 2022 г. (извещение N 0362200050722000408), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что описание объекта закупки составлено заказчиком с нарушением действующего законодательства. Просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводом, изложенным в жалобе, не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
02.09.2022 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0362200050722000408 на поставку средств дезинфицирующих для ГБУЗ СО "ОКМЦ ФИЗ" и филиалов 1-4 ГБУЗ СО "ОКМЦ ФИЗ" в 2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 296 083, 50 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования указанного каталога определены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, утв. Постановлением Правительства РФ N 145).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145 каталог используется заказчиками в целях:
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145).
На основании пункта 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145).
Согласно п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с извещением электронного аукциона объектом закупки является: "Поставка средств дезинфицирующих для ГБУЗ СО "ОКМЦ ФИЗ" и филиалов 1-4 ГБУЗ СО "ОКМЦ ФИЗ" в 2022 г.".
К указанному электронному аукциону заказчик применил следующие позиции КТРУ: 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее", 20.20.14.000-00000004 "Средство дезинфицирующее".
В карточке КТРУ 20.20.14.000-00000005 в разделе описание товара, работы, услуги даны следующие характеристики о товарах, работах, услугах: Наименование характеристики - Форма выпуска (характеристика является обязательной для применения), Значение характеристики - Жидкость.
По мнению заявителя, Заказчиком не обоснован установленный процентный состав к наличию минимального допустимого показателя содержания спирта в дезинфицирующих средствах, что является ненадлежащим обоснованием дополнительных характеристик. Обоснование не содержит ссылки на пункты санитарных правил, методических рекомендаций и других действующих нормативных документах, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что Заказчиком в Описании объекта закупки были указаны параметры и характеристики товара, в наибольшей степени удовлетворяющие его потребности. В описании объекта закупки Заказчик предоставил обоснование дополнительных значений (характеристик) товара, не предусмотренных КТРУ, поскольку в КТРУ указана только одна характеристика: форма выпуска - жидкость, что не позволяет закупить именно тот товар, который необходим Заказчику для осуществления лечебного процесса, а также Заказчик разместил разъяснения на поступивший запрос от 09.09.2022 NРИ1, в котором дополнил обоснование характеристик со ссылкой на СанПиН 3.3686-21. Запрашиваемые кожные антисептики на основе спирта изопропилового (смеси спиртов) по содержанию действующего вещества полностью соответствуют требованиям СанПиН 3.3686-21 и приложения 2 п. 3 МУ 3.5.1.3674-20.
Описанием объекта закупки, являющегося приложением к извещению, определены Требования к характеристикам Товара, Технические и функциональные (потребительские свойства) характеристики.
Комиссия, проанализировав Описание объекта закупки, являющегося приложением к извещению, пришла к выводу, что Требования к характеристикам Товара Технические и функциональные (потребительские свойства) характеристики содержат обоснование включения дополнительных характеристик: "Заказчик устанавливает дополнительные характеристики в целях соответствия требований ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а именно с целью соблюдения приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, так как описание объекта закупки, содержащееся в КТРУ, не может в полной мере удовлетворить потребность заказчика.
Кроме того, установление дополнительных характеристик необходимо для Заказчика, который является социально значимым субъектом, для оказания высококачественной и квалифицированной медицинской помощи населению, а также с целью приобретения товара, соответствующему требованиям безопасности, надежности и комфортности в использовании сотрудниками закупаемого расходного материала, что могут обеспечить современные и актуальные на данный момент изделия".
Из вышеуказанных норм следует, что заказчик вправе включить в извещение о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, при этом необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнять его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Вышеуказанная позиция также отражена в Письме Минфин России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ N 145 и Законом о контрактной системе не определена форма либо критерии обоснования дополнительных характеристик в описании объекта закупки.
Комиссия констатирует, что ст. 105 - 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке гл. 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, возражения Заказчика, Комиссия нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не усматривает.
Доказательств обратного Комиссии не представлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "САВИР" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице ГБУЗ СО "ОКМЦ ФИЗ", его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице ГБУЗ СО "ОКМЦ ФИЗ", его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
*
* |
|
*
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 15 сентября 2022 г. N 066/06/106-3085/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2022