Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 15-00 осуществлено проведение внеплановой проверки, при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" - *
проведя внеплановую проверку действий (бездействия) заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов", его комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по заготовке древесины (извещение N 0362200068022000158), на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
Комиссией на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка в отношении заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов", его комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по заготовке древесины (извещение N 0362200068022000158).
По обстоятельствам дела установлено нижеследующее:
01.09.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0362200068022000158 на выполнение работ по заготовке древесины.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 536 848.00 рублей.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
На основании п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, проект контракта.
29.06.2022 г. в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области состоялось рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании заявления ИП Потеряева Н.М. (решение N 066/01/16-3774/2021), по результатам которого Государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" выдано предписание: "в срок до 31.08.2022 г. принять все зависящие от него меры по прекращению закупок для государственных нужд работ, связанных с осуществлением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, под прикрытием работ по "заготовке древесины" и без одновременной продажи лесных насаждений для заготовки древесины" (предписание N 066/01/16-3774/2021).
Решением N 066/01/16-3774/2021 от 29.06.2022 г. установлено нижеследующее:
"Согласно ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 94 и ч. 1 ст. 20 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, изъятием или без изъятия лесных ресурсов. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных насаждений, древесины и иных лесных ресурсов, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Право собственности на древесину и иные лесные ресурсы, полученные при использовании лесов, приобретают в соответствии с гражданским законодательством граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном ст. 25 ЛК РФ.
Леса в силу ч. 1 и ч. 3 ст. 50.7 ЛК РФ подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также воспроизводству. При этом охрана, защита, воспроизводство лесов не являются предусмотренными ст. 25 ЛК РФ видами использования лесов и, согласно ч. 3 ст. 50.7 ЛК РФ, осуществляются органами государственной власти, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами. В свою очередь, помимо органов государственной власти мероприятия по сохранению лесов (в т.ч. работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению) в соответствии с ч. 1 ст. 19 ЛК РФ осуществляются лицами, которые используют леса и (или) на которых ЛК РФ возложена обязанность по выполнению таких работ, в том числе учреждениями, осуществляющими лесную охрану.
Работы, связанные с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, признаются в ч. 1 ст. 16.1 ЛК РФ лесосечными работами, которые согласно п. 2 и п. 4 Видов лесосечных работ (утв. Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N367, далее - Виды лесосечных работ N367) выполняются лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, на основании лесной декларации в соответствии с проектом освоения лесов, а на лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, - лицами, с которыми заключен договор купли-продажи лесных насаждений или указанный в ч. 5 ст. 19 ЛК РФ контракт.
Закупки органами государственной власти работ по охране, защите, воспроизводству лесов согласно ч. 4 ст. 19 ЛК РФ осуществляются в случаях, если осуществление таких мероприятий не возложено этими органами на лиц, использующих леса или подведомственные учреждения.
Причём как при закупках органами государственной власти работ, связанных с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, так и при осуществлении подведомственными учреждениями таких мероприятий согласно ч. 5 и ч. 3 ст. 19 ЛК РФ одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины.
Заготовка древесины является разновидностью использования лесов согласно п. 1 ч. 1 ст. 25 и ч. 1 ст. 29 ЛК РФ и представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. При этом рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) в ч. 1 ст. 16 ЛК РФ признаются процессы их валки (в т.ч. спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Граждане, юридические лица согласно ч. 8 ст. 29 ЛК РФ осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом. При этом иное установлено ч. 3 ст. 29.1 ЛК РФ, согласно которой при осуществлении мероприятий по сохранению лесов заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в ч. 5 ст. 19 ЛК РФ контракта.
Договор купли-продажи лесных насаждений согласно ч. 1 и ч. 6 ст. 77 ЛК РФ заключается по результатам открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее - лесной аукцион), порядок подготовки, организации и проведения которого устанавливается ГК РФ и ЗК РФ. Исключение из установленного ч. 1 ст. 77 ЛК РФ правила продажи лесных насаждений путем заключения по результатам лесного аукциона договора их купли-продажи, предусмотрено ч. 5 ст. 19 ЛК РФ и ч. 28 ст. 34 Закона о контрактной системе, согласно которым при осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов в контракт на выполнение таких работ включаются дополнительные условия о продаже лесных насаждений для заготовки древесины, к которым в соответствии с п. 4 Положения о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при осуществлении закупок работ по охране, защите и воспроизводству лесов (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1261, далее - Положение N 1261) относятся: а) местоположение лесных насаждений (наименование субъекта РФ, наименование муниципального района, лесничество (лесопарк), участковое лесничество, урочище (при наличии), лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел (номер), площадь выдела, лесосеки); б) объем подлежащей заготовке древесины (в том числе видовой (породный) состав древесины) с распределением ее на деловую (крупная, средняя, мелкая) и дровяную; в) плата за древесину, подлежащую заготовке, определяемая по ставкам платы за единицу объема древесины; г) срок заготовки древесины (не превышающий срок действия контракта).
Для обеспечения государственных нужд согласно п. 1 ст. 72 БК РФ осуществляются закупки работ в соответствии с Законом о контрактной системе, а под государственным контрактом в п. 8 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги для обеспечения государственных нужд.
При этом осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд согласно ч. 2 ст. 29.1 ЛК РФ допускается в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, но только не на основании государственного контракта, а на основании заключаемого по результатам лесного аукциона договора купли-продажи лесных насаждений.
В свою очередь, при охране, защите и воспроизводству лесов государственная нужда состоит не в заготовке древесины, а именно в работах, связанных с выполнением соответствующих мероприятий, предусматривающих рубки лесных насаждений.
Согласно п. 2 ст. 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
Прикрываемая сделка может быть также признана недействительной по основаниям, установленным ГК РФ или специальными законами. К сделке, совершенной в обход закона с противоправной целью, подлежат применению нормы гражданского законодательства, в обход которых она была совершена. В частности, такая сделка может быть признана недействительной на основании положений ст.10 и п.п.1 или 2 ст.168 ГК РФ (п.п.87, 8 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).
В рассматриваемом случае ГБУ СО "Уральская авиабаза" фактически выступает посредником, выполняя полномочия Минприроды СО по осуществлению для удовлетворения государственных нужд закупок работ, связанных с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, но только без одновременной продажи лесных насаждений для заготовки древесины и под прикрытием закупки работ по "заготовке древесины".
При этом в силу императивной нормы ч. 28 ст. 34 Закона о контрактной системе при закупке соответствующих работ в контракт включается условие о продаже лесных насаждений, чего ГБУ СО "Уральская авиабаза" реализовано не было".
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика. При этом, в силу императивной нормы ч. 28 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 19 ЛК РФ в случаях, если осуществление мероприятий по сохранению лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мероприятий по лесоустройству таких лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в частях 2 и 9 настоящей статьи, или на лиц, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.
При осуществлении закупок работ по сохранению лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по сохранению лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений (ч. 5 ст. 19 ЛК РФ).
Более того, как при закупке работ, связанных с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины заключается смешанный договор (контракт), так и договор купли-продажи лесных насаждений является смешанным, поскольку помимо приобретения права собственности на лесные насаждения предусматривает условие по их рубке, трелевке и вывозу из леса древесины.
Комиссией установлено, что наименованием объекта закупки выступает выполнение работ по заготовке древесины (ОКПД2 02.40.10.129 "Услуги, связанные с лесозаготовками, прочие"). При этом, в нарушение ч. 28 ст. 34, п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчиком в приложение "Проект контракта" извещения электронного аукциона не включено дополнительное условии о продаже лесных насаждений для заготовки древесины.
В указанных действиях заказчика имеются признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, на основании вышеуказанного Комиссия усматривает в действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" признаки неисполнения предписания о нарушении антимонопольного законодательства N 066/01/16-3774/2021 от 29.06.2022 г.
В связи с изложенным, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" выявлено нарушение ч. 28 ст. 34, п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В действиях закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов", закупочной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, подготовившего и разместившего извещение в единой информационной системе по закупке N 0362200068022000158, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _________________ 20____г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
|
|
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ | |
ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/99-3149/2022 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе | |
г. Екатеринбург |
19.09.2022 г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
на основании своего решения N 066/06/99-3149/2022 от 19.09.2022 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" в срок до 10.10.2022 года аннулировать закупку N 0362200068022000158 путем отзыва карточки контракта (если такая была направлена) отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, и отзыва извещения способом, которым оно было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru).
2. Оператору электронной площадки, единой информационной системе обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" в срок до 20.10.2022 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, а также по факсу: (343) 377-00-84 или по адресу электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 сентября 2022 г. N 066/06/99-3149/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022