Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14-00, при участии представителей:
- заказчика в лице Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 2 - *
- в отсутствие представителей заинтересованного лица Хусаинова Марата
Зайнагеддиновича, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления,
проведя внеплановую проверку действий (бездействий) заказчика в лице Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 2, его комиссии при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку универсального подъемника для инвалидов (извещение N 0162200004322000011), на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Свердловское УФАС России) поступила информация от Хусаинова Марата
Зайнагеддиновича (вх. 7341-ИП/22 от 09.09.2022 г.) о действиях (бездействии) заказчика в лице Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 2, его комиссии при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку универсального подъемника для инвалидов (извещение N 0162200004322000011), нарушающих положения Закона о контрактной системе.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
По обстоятельствам дела Комиссией установлено следующее:
02.09.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0162200004322000011 на поставку универсального подъемника для инвалидов в редакции от 02.09.2022 г. N 0162200004322000011.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 159 996.40 рублей.
Согласно информации, содержащейся в заявлении Хусаинова Марата
Зайнагеддиновича (вх. 7341-ИП/22 от 09.09.2022 г.), в действиях заказчика содержится нарушение положений Закона о контрактной системе в части формирования описания объекта закупки.
Электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе).
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Таким образом, описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными ст. 33 Закона о контрактной системе.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Разделом "Описание объекта закупки" извещения запроса котировок в электронной форме установлены следующие характеристика приобретаемого в рамках закупки товара:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Содержание (значение) показателя |
Ссылка на нормативный документ, на основании которого установлено требование к показателю |
1 |
Универсальный электрический подъемник для инвалидов MINIK + распорное крепление (или эквивалент) - в количестве 1 шт. |
Вес изделия |
Не более 13 кг |
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 10535-2010 "Подъемники для инвалидов. Требования и методы испытаний" |
Габариты в сложенном виде |
Не более 560х330х140 мм |
|||
Максимальная грузоподъемность |
Не менее 150 кг |
|||
Длина изделия в рабочем состоянии |
Не менее 85 см |
|||
Высота подъема |
Не менее 65 см |
|||
Тип привода (точное соотношение с фото маркировки) |
Электро - механический LINAK (ДАНИЯ) цвет чёрный Item No J06494 Prod.Date 2020.08.11 Max Load Push 400 N IPX4 |
|||
Условие эксплуатации |
Не менее -45С и не более +55С |
|||
Система управления |
Нефиксируемая клавиша на корпусе подъемника |
|||
потребляемая сила тока |
10А |
|||
Электропитание (аккумулятор) |
12В |
|||
Зарядное устройство |
220 В |
|||
инструкция на русском языке |
на русском языке |
|||
Декларация соответствия |
|
|||
Система крепления |
Настенная |
|||
Поворотная калитка удлинитель |
Увеличение длины подъемника в рабочем состоянии не менее 45 см |
|||
Настенный кронштейн |
Кронштейн регулируемый по высоте |
|||
Подвес с плавной регулировкой наклона спинки и длины строп (точное соотношение с фото маркировки) |
Тканевый подвес
-крепление на уровне груди - не требует предварительного подсовывания под пациента - возможность пользоваться туалетом не снимая подвеса - регулировка в режиме нужной осанки - строго вертикально и полулёжа - должен быть выполнен из прочных, гигиеничных, быстросохнущих материалов, удобных при чистке |
|||
Крепление подвеса |
Стальные пряжки с креплением под болт 10 мм |
|
||
Регулирование подвеса |
Стальные двухщелевые пряжки |
|
||
|
|
|
||
Наименование изделия |
Фото соответствия |
Расшифровка маркировки |
||
Привод электро-механический LINAK (ДАНИЯ) цвет чёрный |
|
Item No J06494 Prod.Date 2020.08.11 Max Load Push 400 N IPX4 |
||
Тканевый подвес |
|
|
||
Крепление подвеса |
|
|
Согласно заявлению заинтересованного лица, требования, сформированные заказчиком в разделе "Описание объекта закупки" извещения запроса котировок в электронной форме содержат указание на конкретного производителя товара без возможности поставки аналогов, что безосновательно ограничивают круг потенциальных участников закупки и противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Пояснения заказчика относительно правомерности установления в тексте извещения требований к описанию объекта закупки, условию исполнения контракта содержали указание на необходимость приобретения универсального подъемника на основании заявления * (заявление о предоставлении опекаемому лицу специального устройства, приспособления, технического средства реабилитации б/н от 12.06.2022 г.).
Актом б/н от 20.06.2022 г. установлены особенности эксплуатации специальных устройств, приспособлений, технических средств реабилитации, а именно: "для перемещения инвалида из кресла коляски в кровать и обратно, а также пересаживания инвалида-колясочника на унитаз и душ с учетом условий проживания подходит универсальный подъемник MINIK с креплением к стене и распорным креплением для оборудования спального места (подъемник компактен и незаменим в малогабаритной квартире, может перемещаться в ванну без заезда кресла-коляски в узкие дверные проемы)".
Таким образом, универсальный подъемник, закупаемый в рамках рассматриваемого запроса котировок в электронной форме, направлен на удовлетворение потребности в специальном устройстве конкретного инвалида и отражает необходимость в конкретных характеристиках товара с учетом особенностей условий проживания и эксплуатации.
На основании вышеуказанного, характеристики товара, содержащиеся в разделе "Описание объекта закупки" запроса котировок в электронной форме, были определены в соответствии со спецификой закупки, следовательно, имели принципиальную значимость для заказчика с учетом его потребности и видом деятельности. Потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, таким образом, действия заказчика, связанные с формированием описания объекта закупки и установления условий исполнения контракта, отражающего действительную нужду государственного заказчика, в отсутствие доказательств того, что такое описание объекта закупки влечет сужение круга участников, не противоречат Закону о контрактной системе.
Вместе с этим, Комиссией установлено, что характеристики, включенные в описание объекта закупки в соответствии с потребностью заказчика, не содержат обоснования необходимости использования конкретных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, что противоречит требованиям п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В указанных действиях заказчика имеются признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с этим, Комиссией установлено, что контракт с победителем электронного аукциона N 0162200004322000011 заключен и находится на стадии исполнения.
Согласно п. 35 постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае:
а) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе).
В соответствии с вышеуказанными нормами закона у Комиссии отсутствуют правовые основания по выдаче заказчику предписания об устранении выявленных нарушений в связи с наличием заключенного контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика в лице Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 2 выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В действиях закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 2, закупочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с наличием заключенного контракта.
4. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, подготовившего и разместившего извещение в единой информационной системе по закупке N 0162200004322000011, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _________________ 20____г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
*
* |
Члены Комиссии |
|
|
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 сентября 2022 г. N 066/06/99-3164/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2022