резолютивная часть решения объявлена 16.09.2022 г.
На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила) и поступившей информации, Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
в результате осуществления внеплановой проверки на основании информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального государственного казенного учреждения Санаторий "Ленинград" (далее - Заказчик) по закупке с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе - контракт от 30.08.2022 г. (далее - Контракт),
Установила:
В связи с поступлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части действий Заказчика при заключении вышеуказанных контрактов Инспекцией в соответствии с п.2 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе принято решение о проведении внеплановой проверки,в результате осуществления которой установлено следующее.
В ст.8 Закона о контрактной системе закреплен принцип обеспечения конкуренции при проведении закупок. Согласно указанной статье, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Ст.93 Закона о контрактной системы установлен порядок и случаи осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае если работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из буквального содержания п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе следует, что обязательным основанием для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является тот факт, что выполнение работ или оказание услуг может осуществляться только перечисленными в вышеприведенной норме лицами в соответствии с их полномочиями.
Ст.24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, согласно ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании ч.2 ст.24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются: 1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс); 2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион); 3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В соответствии с ч.6 ст.24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Согласно ч.7 ст.24 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, путем проведения аукционов.
Из смысла п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе исключительность полномочий органов исполнительной власти либо подведомственных ему государственных учреждений, государственных унитарных предприятий на оказание соответствующих услуг должна подтверждаться нормативными правовыми актами.
Кроме того, применение ст. 93 Закона о контрактной системе возможно в случаях отсутствия конкурентного рынка, либо невозможности осуществления конкурентных способов определения поставщика для удовлетворения нужд Заказчика.
Согласно Контракту, предметом контракта является услуги по обследованию декретированного контингента Заказчика (22 сотрудника) на ВИЧ и гепатит С.
В соответствии с п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 " О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утвержден перечень работ (услуг) составляющих медицинскую деятельность, а также перечень тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Приказом Минздрава России от 19.08.2021 N 866н, утвержден классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
При этом, сведений о том, что указанные работы, услуги могут быть выполнены лишь одним лицом не представлено.
Из вышеизложенного следует, что в рассматриваемом случае осуществление Заказчиком закупки на основании п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе является неправомерным.
Вместе с тем, сведений об исключительности случаев выполнения работ, услуг указанных в Контракте, заключенного по результатам осуществления закупки у единственного поставщика, в том числе невозможности осуществления конкурентных способов определения поставщика не представлено.
Также Инспекция отмечает, что в случае если вид оказания услуг, работ является лицензируемым в силу требований Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с федеральными законами, указанными в ч.3 ст.1 названного Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности, то такие работы, услуги могут оказывать юридические лица любых организационно-правовых форм, либо индивидуальные предприниматели имеющие соответствующую лицензию.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу, что действия Заказчика, заключившего Контракт по результатам осуществления закупки у единственного поставщика, нарушают ч.1,6,7 ст. 24, п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.29 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Инспекция,
Решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.1, 6, 7 ст.24, п.6 ч.1 ст.93
Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 16 сентября 2022 г. N 007/06/99-613/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2022