Резолютивная часть решения оглашена 15.09.2022
В полном объеме решение изготовлено 16.09.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Сарсенбаевой Е.Н.
Кокшаровой И.О. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России |
рассмотрев обращение ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о Якушеве Евгении Дмитриевиче в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона N 0369100019622000034 на обслуживание свиного поголовья (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме представителя ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области Куприяновой Н.А., действующего на основании доверенности от 14.09.2022,
в отсутствии Якушева Е.Д., надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о Якушеве Е.Д.
Согласно представленным документам 21.06.2022 ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 946 000, 02 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 29.06.2022 единственным участником закупки признан Якушев Е.Д.
Решением от 26.08.2022 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду смерти исполнителя, при этом фактически выполненные работы приняты и оплачены заказчиком, сведения о принятом решении направлены в антимонопольный орган.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), (в редакции, действующей на момент расторжения контракта) пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 10.3 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Так, заказчиком 26.08.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и сформировано с использованием единой информационной системы во вкладке "реестр контрактов, заключенных заказчиком", при этом датой получения такого решения подрядчиком является 26.08.2022, в связи с чем контракт является расторгнутым 06.09.2022, с учетом того, что окончание десятидневного срока приходится на выходной день.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены в антимонопольный орган 08.09.2022.
При рассмотрении вопроса о включении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и Якушевым Д.Е. заключен контракт от 04.07.2022 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке и в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контракта является обслуживание свиного поголовья, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора возмездного оказания услуг, порядок исполнения которого регламентирован главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, в соответствии со статьей 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно пункту 2.1 контракта начальный срок выполнения работ определен с момента заключения контракта по 31.12.2022.
Так, 26.08.2022 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта связи с тем, что Якушев Д.Е. прекратил деятельность в качестве плательщика налогов на профессиональный доход в связи со смертью 15.08.2022, при этом с 04.07.2022 по 31.07.2022 услуги фактически оказаны и оплачены на сумму 134 000, 00 рублей.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
Как установлено антимонопольным органом Якушев Евгений Дмитриевич, являющийся исполнителем по контракту, признан умершим на основании свидетельства о смерти N IV-ИВ N 740782 от 18.08.2022.
Согласно статье 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника, либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Исходя из решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что основанием для одностороннего отказа от исполнения государственного контракта является смерть лица, а не нарушение существенных условий контракта, при этом указанное заказчиком основание для прекращения обязательств предусмотрено статьей 418 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Так, основание, предусмотренное статьей 418 ГК РФ, не является основанием, предусмотренным гражданским законодательством для одностороннего отказа от исполнения обязательств в виду существенного нарушений условий контракта стороной.
Так, в силу подпункта "б" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в случае, если заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание, что существенные нарушения условий контракта не подтверждены заказчиком, в том числе ввиду принятия решения об одностороннем отказе без учета положений гражданского законодательства, регулирующих отношения по одностороннему отказу от исполнения контракта, а также с учетом отсутствия исполнителя услуг, чьи действия должны быть рассмотрены с точки зрения недобросовестности при исполнении контракта, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений о Якушеве Евгении Дмитриевиче в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021
N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области в отношении Якушева Евгения Дмитриевича (адрес: 457441, Агаповский район, п. Первомайский, ул. Набережная, д. 20, кв. 10, ИНН 742501034270), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.А. Козлова
Члены Комиссии: Е.Н. Сарсенбаева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 сентября 2022 г. N 074/06/104-2615/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2022