Резолютивная часть решения оглашена 19.09.2022
В полном объеме решение изготовлено 22.09.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобу ООО "А-ФАРМ", при участии в дистанционном режиме:
- представителя ГБУЗ "Районная больница г. Сатка" Овсянниковой О.В., действующего на основании доверенности N 37 от 16.09.2022,
- представителя ГБУЗ "Районная больница г. Сатка" Поповой Е.С., действующего на основании доверенности N 376 от 16.09.2022,
- представителя ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" Котовой В.И., действующего на основании доверенности N 12 от 04.04.2022,
- представителя ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" Пичуговой Т.В., действующего на основании доверенности N 09 от 04.04.2022,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России 13.09.2022 поступила жалоба ООО "А-ФАРМ" на действия заказчика, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Цефоперазон+[Сульбактам] для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Районная больница г. Сатка" (извещение N 0869200000222004268) (далее - аукцион).
При этом, в Челябинское УФАС России поступило обращение ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" о проведении проверки оспариваемой закупки.
Согласно представленным документам 29.08.2022 ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило ГБУЗ "Районная больница г. Сатка".
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 660 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 07.09.2022.
На момент рассмотрения жалобы ООО "А-ФАРМ" контракт не заключен.
В жалобе указано, что аукционная комиссия неправомерно признала победителем закупки участника закупки с номером 1, так как заявителем предоставлен комплект документов в соответствии с пунктом 1.4 Приказа N 126н, тогда как участник закупки, признанный победителем, не предоставил в составе заявки документы, подтверждающие что все стадии производства лекарственного препарата осуществляются на территории ЕАЭС.
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного учреждения указали, что аукционная комиссия по техническим причинам не смогла применить положения пункта 1.4 Приказа N 126н и признать победителем заявителя, так как на стадии формирования извещения о закупке не указано, что осуществляется закупка жизненно необходимого и важнейшего лекарственного препарата.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного учреждения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Подпунктом "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
Пунктом 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно извещению о закупке предметом аукциона является поставка лекарственного препарата для медицинского применения Цефоперазон+[Сульбактам], при этом заказчиком установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, а именно:
- условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N126н);
- ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 (далее - Постановление N 1289).
Таким образом, порядок ранжирования заявок и определения победителя закупки должен применяться с учетом ограничений и условий допуска, утвержденных указанными нормативными правовыми актами.
Согласно протоколу подведения итогов от 09.09.2022 ценовые предложения на участие в аукционе подали 8 участников закупки из 10 (идентификационные номера заявок (далее - ИНЗ) 1,5,10,6,2,3,7,9), при этом участники с ИНЗ 3,4,8 признаны не соответствующими требованиям извещения о закупке по причине не предоставления документов, подтверждающих страну происхождения товара.
При этом, из анализа допущенных аукционной комиссией заявок следует, что в одной (ИНЗ 6) из восьми заявок предоставлен сертификат соответствия требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза (GMP/EAEU/RU/00014-2021 сроком действия c 10.03.2021 по 10.03.2024), а также информационной письмо, содержащее сведения о документе о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения - СП-0001467/03/2022 от 03.03.2022, что соответствует пункту 1(2) Постановления N 1289.
Пунктом 1(1) Постановления N 1289 предусмотрено, что в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1.4 Приказа N126н предусмотрено, что в случае отклонения заявок в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
- заявка такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
- заявка такого участника закупки соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
- таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Таким образом, участник закупки с ИНЗ 6 по совокупности условий, предусмотренных пунктом 1(1), 1(2) Постановления N 1289, а также пунктом 1.4 Приказа N 126н, должен быть признан победителем закупки с присвоением первого порядкового номера.
Так, проект контракта направлен заказчиком участнику закупки с ИНЗ 1, а не заявителю - ООО "А-ФАРМ" (ИНЗ 6), соответствующему условиям, предусмотренным пунктом 1.4 Приказа N126н.
Доводы обращения уполномоченного учреждения, согласно которым при размещении извещения о закупке не заполнено поле - "включение лекарственного средства в реестр жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (далее - ЖНВЛП), функционально предусмотренное в единой информационной системе, что привело к невозможности на стадии подведения итогов применить пункт 1.4 Приказа N 126н, не могут быть приняты во внимание, так как Закон о контрактной системе не содержит условий, при которых заказчик обязан при закупке лекарственных средств, в том числе ЖНВЛП, указывать сведения об этом при размещении извещения о закупке.
Более того, при формировании протокола подведения итогов аукционная комиссия не лишена возможности указать вручную порядковые номера заявок, в том числе номер заявки участника закупки, признанного победителем аукциона с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в нарушение подпункта "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе аукционная комиссия произвела ранжирование заявок без соблюдения требований, указанных нормативных правовых актов, а только с учетом предложения минимальных ценовых предложений, в связи с чем победитель закупки, указанный в протоколе (ИНЗ 1), определен неправомерно, так как победителем закупки должен быть участник закупки с ИНЗ 6.
Проведя внеплановую проверку антимонопольный орган приходит к следующим выводам.
В пункте 8 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение о закупке должно содержать срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе указано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Так, в извещении о закупке указаны сроки исполнения контракта: с 01.09.2022 по 30.11.2022, тогда как в пункте 5.1 проекта контракта указан срок поставки товара - 20 календарных дней с даты подписания контракта. Более того, сроки проведения закупки, в частности датой подведения итогов аукциона является 09.09.2022.
Таким образом, сроки поставки товара, предусмотренные извещением о закупке и проектом контракта, являются противоречивыми, а также неисполнимыми, так как установлены раньше срока проведения самой закупки, что не позволит исполнить обязательства на условиях извещения, в нарушение пункта 8 части 2 статьи 42, части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "А-ФАРМ" на действия аукционной комиссии обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях аукционной комиссии нарушение подпункта "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 8 части 2 статьи 42, части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 сентября 2022 г. N 74/06/106-2637/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022