Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Инспекции: |
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
проведя внеплановую документарную проверку (приказ N01/154-пр от 07.09.2022 г.) в отношении Заказчика - Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в г. Казани (420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 61, ИНН 7709895509) о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг при проведении электронного аукциона N0811400000120000585 на предмет: "Оказание услуг на техническое обслуживание охранно-тревожной и пожарной сигнализации в территориальных отделах Управления Федерального казначейства по Саратовской области",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0811400000120000585 на предмет: "Оказание услуг на техническое обслуживание охранно-тревожной и пожарной сигнализации в территориальных отделах Управления Федерального казначейства по Саратовской области" от 15.12.2020 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 869 599,76 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона 25.12.2020 N0811400000120000585-3 на участие в аукционе были поданы заявки от 4 участников, признанные соответствующими требованиям аукциона.
Победителем аукциона был признан ООО ""ИНТЕРТЕЛКОМ" (ИНН: 6450066242) с предложением о цене контракта 1 280 675,79 рублей.
В настоящем решении использованы положения Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей на момент размещения рассматриваемой закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг на техническое обслуживание охранно-тревожной и пожарной сигнализации в территориальных отделах Управления Федерального казначейства по Саратовской области.
Техническим заданием закупочной документации был установлен следующий объём оказываемых услуг:
"Услуги включают в себя следующее:
- осуществление технического надзора за правильным содержанием и эксплуатацией установок Систем;
- осуществление плановых регламентных работ, необходимых для содержания установок Систем в исправном рабочем состоянии на основании Руководящего документа РД 25.964-90 "Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Организация и порядок проведения работ", Руководящего документа РД-009-02-96 "Установки пожарной автоматики техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт", Руководящего документа РД-009-01-96 "Установки пожарной автоматики правила технического содержания", ГОСТ Р 50776-95 (МЭК 60839-1-4:1989) "Государственный стандарт Российской Федерации. Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию";
- оказание технической помощи в вопросах, касающихся эксплуатации установок Систем (предоставление инструкций по эксплуатации установок, проведение инструктажа и т.п.);
- регламентный осмотр Систем с удалением пыли с приборов мягкой тканью, кисточкой и специальными техническими устройствами;
- замена неисправных комплектующих систем на предоставленные Заказчиком;
- проверка работоспособности систем;
- настройка и техническое облуживание ППКОП, передачи извещений ОПС".
Техническое обслуживание Систем проводится без нарушения рабочего режима и производственного процесса Получателя услуг и его территориальных отделов с соблюдением техники безопасности.
При оказании услуг используются инструменты, расходные материалы, силы и средства Исполнителя. Исполнитель несет полную материальную ответственность за причинение ущерба имуществу Заказчика в ходе оказания услуг по вине Исполнителя.
Исполнитель гарантирует полную сохранность всего обслуживаемого оборудования Заказчика в период оказания услуг.
Исполнитель обеспечивает прохождение инструктажа по охране труда и технической безопасности своих сотрудников при оказании услуг у Получателя услуг.
Качественные характеристики оказываемых услуг: Услуги Исполнителем оказываются своевременно в соответствии с условиями государственного контракта и технического задания.
Исполнитель обеспечивает исправное рабочее состояние оборудования, указанного в Приложении N 1 "Наименование и количество оборудования охранно-тревожной и пожарной сигнализации в территориальных отделах".
В случае неисправности оборудования: материалы для устранения поломки предоставляются Получателем услуг или Заказчиком".
В аукционной документации по рассматриваемой Заказчиком по закупке было установлено одно из следующих требований:
"Исполнитель вправе оказать услуги по проведению технического обслуживания пожарной сигнализации лично, либо привлекает субподрядчика при условии наличия у лица, выполняющего данные работы, действующей лицензии МЧС России на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданную на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", а именно:
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.".
Требование о предоставлении соответствующей лицензии в составе второй части заявки при подаче заявки к участникам установлено не было.
Таким образом, заказчиком не было установлено запрета о привлечении субподрядной организации при выполнении работ, предусмотренных контрактом.
Таким образом, аукционной документацией не ограничивается право участников закупки привлекать субподрядные организации для выполнения лицензируемых видов работ, предусмотренных государственным контрактом.
Кроме того, из содержания видов работ, предусмотренных в рамках предмета рассматриваемой закупки следовало, что в объект закупки были включены, в том числе, работы по обслуживанию общей системы, выполняющей функции охранно-тревожной, не являющиеся лицензируемым видом деятельности.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию согласно п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в извещении об осуществлении закупки.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
При этом заказчик вправе установить в контракте требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчиков после заключения государственного контракта.
Таким образом, в случае объединения в один предмет закупки поставки медицинского оборудования с выполнением сопутствующих работ (услуг), подлежащих лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании, таких как монтаж и наладка медицинского оборудования, установление требования о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по выполнению (оказанию) работ (услуг), подлежащих лицензированию, в составе заявки на участие в закупке неправомерно.
При этом необходимо обратить внимание, что заказчик вправе установить требование о наличии лицензии на лицензируемый вид работ (услуг) у подрядчика (исполнителя) данных работ (услуг) на этапе их выполнения (оказания) по контракту. Кроме того, для выполнения (оказания) указанных сопутствующих работ (услуг) подрядчик (исполнитель) вправе привлечь субподрядчика, имеющего лицензию на данный вид деятельности.
Указанная позиция подтверждается ФАС России, изложенной в Обзоре разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
В рассматриваемом случае, как было установлено выше, объектом закупки являются как лицензируемые виды деятельности, так и работы, не требующие соответствующей лицензии.
Следовательно, в рассматриваемом случае отсутствие установления требования к участникам о предоставлении соответствующей лицензии МЧС при подаче заявки в документации было правомерно.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция
РЕШИЛА:
Нарушений со стороны Заказчика - Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в г. Казани (420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 61, ИНН 7709895509) при проведении электронного аукциона N0811400000120000585 на предмет: "Оказание услуг на техническое обслуживание охранно-тревожной и пожарной сигнализации в территориальных отделах Управления Федерального казначейства по Саратовской области" не выявлено.
Руководитель Инспекции: |
А.А. Яфизов |
Члены Инспекции: |
М.А. Тимофеев
Л.А. Акперова |
Исп.: Акперова Л.А. Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 16 сентября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2022