рассмотрев жалобу ООО "Магнат" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Поставка готовых блюд" (извещение N 0318100021022000041) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что требования извещения составлены с нарушениями Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, в которых с доводами жалобы не согласен, положения извещения соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
03.09.2022 г. Заказчиком - ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Поставка готовых блюд" (извещение N 0318100021022000041).
Начальная (максимальная) цена контракта - 17 000 000,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 1), п. 4) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Извещение содержит перечень прикрепленных документов: "Приложение 2 Обоснование начальной цены контракта", "Приложение 5 Проект контракта 2022", "Приложение 1 Описание объекта закупки", "Приложение 3 Требования к содержанию, составу заявки на участие в э.к.", "Приложение 4 Порядок рассмотрения и оценки заявок", "Приложение 6 Обеспечение".
Заявитель указывает, что в файле "Описание объекта закупки" не указано количество питающихся человек в сутки, соответственно невозможно установить какими производственными мощностями должен владеть поставщик. Отсутствует недельное меню питающихся. В связи с чем, участником был подан запрос на разъяснения.
В ответе на запрос Заказчик указа, что "предметом договора является поставка Заказчику готовых блюд, а не оказание услуг питания, Исполнитель должен поставлять товар в соответствии с заявками Заказчика, а не кормить питающихся. В целях оценки исполнителем своих мощностей Заказчик разъясняет, что готовые блюда поставляются по заявкам Заказчика в ориентировочном объеме до одной тысячи порций по три раза в день согласно ассортименту, утвержденного заказчиком в меню, являющегося локальным актом Заказчика".
Приказ Минздравсоцразвития и Минобрнауки от 11 марта 2012 г. N 213н/178 определяет, что при организации питания обучающихся должны быть соблюдены:
- соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энергозатратам обучающихся и воспитанников образовательных учреждений;
- сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания по всем пищевым факторам;
- оптимальный режим питания;
- обеспечение в процессе технологической и кулинарной обработки продуктов питания их высоких вкусовых качеств и сохранения исходной пищевой ценности;
- учет индивидуальных особенностей, обучающихся и воспитанников образовательных учреждений (потребность в диетическом питании, пищевая аллергия и пр.);
- обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд;
- соответствие сырья и продуктов, используемых в питании обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания.
Данный Приказ также рекомендует включать в рационы питания все группы продуктов, в том числе: мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, крупы, макаронные изделия и бобовые, хлеб и хлебобулочные изделия, сахар и кондитерские изделия, - а также применять санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, устанавливающие среднесуточные наборы (рационы) питания (СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.5.2409-08).
Согласно ст.37 ФЗ-273 "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. образовательная организация может привлекать стороннюю организацию, оказывающую услуги общественного питания или часть услуг, выполнение работ, поставку товаров с целью питания обучающихся.
Согласно п. п. 6.5, 6.34 СанПиН 2.4.5.2409-08 примерное меню разрабатывается образовательной организацией (или юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательной организации), согласовывается руководителями образовательной организации и территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся, а также с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и местных (территориальных) особенностей питания населения. При этом фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню.
В соответствии с приложением 1 к приказу федерального агентства морского и речного транспорта от 05.12.2013 N 83 установлены нормы обеспечения питанием обучающихся федеральных Г осударственных образовательных организаций федерального агентства морского и речного транспорта, реализующих Образовательные программы по специальностям и направления подготовки в области подготовки плавательных составов морских судов и судов внутреннего водного плавания
Наименование продуктов питания |
Количество на 1 человека в сутки (брутто, граммов) |
Хлеб ржаной |
150 |
Хлеб пшеничный |
250 |
Мука пшеничная |
42 |
Макаронные изделия |
40 |
Крупы, бобовые |
60 |
Картофель |
450 |
Овощи разные, зелень |
400 |
Фрукты свежие |
200 |
Соки фруктовые (миллилитров) |
200 |
Фрукты сухие |
20 |
Сахар |
60 |
Кондитерские изделия |
30 |
Кофе (кофейный напиток) |
2 |
Какао |
2 |
Чай |
2 |
Мясо 1 категории |
150 |
Куры 1 категории потрошеные |
50 |
Рыба (филе) |
110 |
Колбасные изделия |
25 |
Молоко, кисломолочные продукты |
400 |
Творог (9-процентный) |
50 |
Сметана |
11 |
Сыр |
20 |
Масло сливочное |
50 |
Масло растительное |
20 |
Яйцо диетическое (штук) |
1 |
Дрожжи хлебопекарные |
2 |
Томатная паста, соусы, кетчупы |
10 |
Крахмал картофельный |
2 |
Соль |
8 |
Специи |
1 |
Пищевая ценность продуктового набора | |
Белки |
126,6 |
в том числе животные |
63,3 |
Жиры |
124,8 |
Углеводы |
487 |
Энергетическая ценность (килокалорий) |
3585 |
Следовательно, ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" должна быть организована поставка готовых блюд согласно разработанному меню с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся, а также с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и местных (территориальных) особенностей питания населения.
Указанный довод подтверждается тем, что в ответе на запрос Заказчик прикладывает двухнедельное меню, составленное в соответствии с нормами обеспечения питанием. Однако в самом техническом задании данное требование отсутствует.
В файле "Описание объекта закупки" отсутствует время доставки готового питания. Следовательно, невозможно понять: в какое время должна осуществлять поставка завтрака, обеда, ужина.
Пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В извещении установлено:
Критерии оценки заявок Цена контракта: Значимость критерия оценки: 40.00% Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки: Значимость критерия оценки: 60.00% Показатели критерия оценки: 1 качественные характеристики объекта закупки Значимость показателя: 35.00% Наличие деклараций на все готовые блюда, согласно ТР ТС 021/2011 - Оценка заявок осуществляется следующим образом: 100 баллов заявке, содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов Предельное значение показателя: 100 Порядок оценки по показателю: Оценка производится по шкале оценки или как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) 2 функциональные характеристики объекта закупки Значимость показателя: 65.00% Наличие технико-технологических карт в соответствии с ГОСТ 31987-2012 на все готовые блюда - Оценка заявок осуществляется следующим образом: 100 баллов заявке, содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов Предельное значение показателя: 100 Порядок оценки по показателю: Оценка производится по шкале оценки или как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению). |
Согласно п. 1 Описания объекта закупки Предмет закупки: Поставка готовых блюд. Поставка осуществляется отдельными партиями в течение дня на основании предварительно поданных заявок Заказчика. Место поставки готовых блюд: 353924, Краснодарский край, г. Новороссийск, пр. Ленина, 93.
В связи с чем, питание курсантов будет осуществляться на территории Заказчика в специально отведенном месте.
Таким образом, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении декларации на все готовые блюда, согласно ТР ТС 021/2011. Предметом закупки является не оказание услуг общественного питания, а поставка готовых блюд. При проведении конкурса предоставление деклараций не является обязательным. Однако отсутствие данных документов ставит в неравные условия потенциального поставщика, который не предоставил декларации, уменьшает шансы, тем самым ограничивает конкуренцию.
Заявитель в жалобе указывает, что ФГБОУ ВО "ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова" разместил проект контракта, в котором отсутствуют сведения об установлении условия об авансировании в соответствии с пунктом 2 Постановления N 505.
Из пояснений Заказчика следует, что согласно положениям пункта 2 Постановления N 505 установлено, что в 2022 году получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими государственных контрактах на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых: подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, - авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы государственного контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год.
В соответствии с положениями части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
В извещении установлено:
Закупка за счет бюджетных средств |
Нет |
Закупка за счет собственных средств организации |
Да |
В извещении казначейское сопровождение не установлено.
Таким образом, в извещении и проекте контракта Заказчиком не установлены условия об авансировании в соответствии с пунктом 2 Постановления N 505, что не противоречит законодательству.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Магнат" обоснованной в части нарушения с ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 11) ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 4) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 сентября 2022 г. N 788/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2022