рассмотрев жалобу ИП Антонова Г.А. (далее - Заявитель) на действия администрации МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края при проведении электронного аукциона: "Поставка средств защиты информации для информационных систем администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" (извещение N 0118300018722000729) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает на то, что извещение электронного аукциона составлено с нарушениями Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласен, из пояснений следует, что требования установлены с учетом потребностей Заказчика.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
05.09.2022 г. Заказчиком - администрацией МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка средств защиты информации для информационных систем администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" (извещение N 0118300018722000729).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 769 972,50 руб.
В соответствии с п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Извещение содержит перечень прикрепленных документов, среди которых прикреплен файл "Требования к содержанию, составу заявки, инструкция.zip", в соответствии с инструкцией, находящейся в указанном файле, структура описания объекта закупки должна иметь табличный формат, где один из столбцов - это наименование показателя и его единица измерения, а второй столбец (изменяемая часть) это значение показателя.
Пример:
Показатель (взяты показатели, характеризующие различные товары) |
Значение, установленное заказчиком |
Соответствует (при заполнении участником) |
Соответствует (при заполнении участником) |
Не соответствует (при заполнении участником) |
Частота, МГц |
не менее 416 |
416 |
500 |
400 |
Память, Мб |
не менее 128 |
128 |
256 |
125 |
Уровень шума, Дб |
менее 15 |
14 |
10 |
15 |
Толщина, мм |
более 2 |
3 |
5 |
2 |
Диагональ, дюйм |
не менее 17 |
17 |
19 |
15 |
Минимальная продолжительность сканирования, сек. |
не более 0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,6 |
Максимальный угол обзора монитора, град. |
не менее 170 |
170 |
180 |
160 |
Мощность по холоду, кВт |
не менее 2,5 не более 3,5 |
2,5 |
2,7 |
2,3 |
Количество, штук |
Не менее 10 и не более 24 |
24 |
15 |
28 |
Масса, кг |
|
8 |
10 |
13 |
При этом, в самом описании объекта закупки вся информация идет текстом на 5 страницах, без разделения на наименования показателей и их значения.
Наименование |
Технические требования |
Сертификат активации сервиса совместной технической поддержки для VipNet Administrator на 1 год, уровень - Расширенный |
Сертификат технической поддержки должен быть оформлен на бумажном носителе, должен содержать информацию о полном названии организации Заказчика, уникальном идентификационном номере сертификата, полном списке продуктов с указанием версии, на которые распространяется данный сертификат технической поддержки, и подтверждающий право Заказчика на получение услуг технической поддержки в течении срока, указанного в сертификате и должен включать: - Приём обращений и консультирование по электронной почте с 9:00 до 18:00 (время московское) - Приём обращений и консультирование по телефону горячей линии с 9:00 до 18:00 (время московское) - Рекомендации по процессу установки продукта в объеме эксплуатационной документации - Рекомендации по настройке продукта в объеме эксплуатационной документации - Предоставление обновлений (hotfix), устраняющих дефекты, выявленные в продукте - Предоставление обновлений (hotfix), а также всех изменений, производимые в рамках минорной (MINOR) версии продукта (service pack). - Предоставление новых версий (изменение мажорной (MAJOR) версии, поколения) продукта без взимания дополнительной платы (для ПАК - только программные компоненты). - Время реакции на обращения уровня "Критический не более 4 часов. - Время реакции на обращения уровня "Средний" не более 8 часов - Время реакции на обращения уровня "Низкий" не более 12 часов. Срок действия сертификата: с 22 декабря 2022 года по 22 декабря 2023 года. |
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
1. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Согласно инструкции - "Описание объекта закупки в графе "Показатель, ед.изм." может содержать показатели, значения которых не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением), а фиксируются верхней или нижней границей, и могут изменяться в зависимости от различного рода факторов (изменение окружающей среды, воздействие иных внешних или внутренних параметров), а также в силу физической природы данных показателей. Показатели в таком случае устанавливаются в связке со словосочетаниями "не менее" или "не более", или иным аналогичным образом, и содержатся в графе "Показатель, ед.изм.", а в графе "Значение" указывается их предельная величина (максимальная или минимальная). Словосочетание "не менее" или "не более", или аналогичное ему из графы "Показатель, ед.изм." не исключается. При этом "не менее" означает, что предельное значение, предлагаемое участником, должно быть равно или больше установленного, "не более" - равно или меньше".
Несмотря на Инструкцию Заказчик предъявляет требования к товарам в виде сплошного текста, без отделения наименования показателей, их единиц измерения и значений показателей.
Положения Инструкции не соответствуют описанию объекта закупки в файле "Описание объект закупки", что не позволяет заполнить заявку и нарушает п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 15) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
На закупаемые в ходе проведения электронного аукциона товары (ОКПД2 26.20.40.140) распространяется условия допуска радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд установленный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
В извещении установлена информация о запретах и об ограничениях:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений |
Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска |
Примечание |
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
|
|
|
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
|
|
|
Согласно "Описания объекта закупки" Заказчику к поставке требуется -26.20.40.140 - "Средства защиты информации, а также информационные и телекоммуникационные системы, защищенные с использованием средств защиты информации", что соответствует объекту закупки.
Указанный код включен в постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878. В связи с чем, довод Заявителя не обоснован.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно п. 12) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в извещении и требованиях к содержанию и составу заявки установлены противоречия в части требования о предоставлении выписки из реестра лицензий или лицензии (копии лицензии).
В извещении Заказчиком установлены требования к участникам:
Преимущества и требования к участникам Преимущества Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н - 15% Требования к участникам 1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Ограничения 1 Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ |
При этом, в файле "Требования к содержанию и составу заявки" установлено требование к предоставлению следующих документов:
Наличие у участника закупки выписки из реестра лицензий или лицензии (копии лицензии):
- лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности");
- лицензия ФСБ России на выполнение следующих работ и оказание услуг: монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств; монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных телекоммуникационных систем с использованием шифровальных (криптографических) средств; ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем (п. 1) ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности
Аналогичное требование установлено в файле "Описание объекта закупки".
Таким образом, извещение составлено с нарушением п. 12) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из пояснений Заказчика следует, что основанием для предъявления требований к поставщику по наличию лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, которая позволяет выполнять работы и (или) оказывать услуги по проведению аттестационных испытаний и аттестации на соответствие требованиям по защите информации средств и систем информатизации является следующее.
На период исполнения контрактных обязательств поставщиком, запланированы аттестационные испытания информационно-телекоммуникационной инфраструктуры центра обработки данных администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, в состав которой входят программно-аппаратные средства защиты информации, сопровождаемые поставщиком в рамках сервиса совместной технической поддержки, осуществляемого в соответствии с поставляемыми сертификатами. Также в период осуществления технической поддержки будет осуществлена модернизация межсетевых экранов на базе ПАК ViPNet Coordinator HW1000, после которой, на усмотрение лицензиата ФСТЭК России, может потребоваться повторное проведение аттестационных испытаний.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Антонова Г.А. обоснованной в части нарушения п. 3) ч. 2 ст. 42, п. 12) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края нарушение п. 3) ч. 2 ст. 42, п. 12) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 сентября 2022 г. N 808/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2022