рассмотрев жалобу ИП Антонова Г.А. (далее - Заявитель) на действия администрации МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края при проведении электронного аукциона: "Поставка средств защиты информации для информационных систем администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" (извещение N 0118300018722000730) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает на то, что извещение электронного аукциона составлено с нарушениями Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласен, из пояснений следует, что требования установлены с учетом потребностей Заказчика.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
05.09.2022 г. Заказчиком - администрацией МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка средств защиты информации для информационных систем администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" (извещение N 0118300018722000730).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 876 533,34 руб.
В соответствии с п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Извещение содержит перечень прикрепленных документов, среди которых прикреплен файл "Требования к содержанию, составу заявки, инструкция.zip", в соответствии с инструкцией, находящейся в указанном файле, структура описания объекта закупки должна иметь табличный формат, где один из столбцов - это наименование показателя и его единица измерения, а второй столбец (изменяемая часть) это значение показателя.
Пример:
Показатель (взяты показатели, характеризующие различные товары) |
Значение, установленное заказчиком |
Соответствует (при заполнении участником) |
Соответствует (при заполнении участником) |
Не соответствует (при заполнении участником) |
Частота, МГц |
не менее 416 |
416 |
500 |
400 |
Память, Мб |
не менее 128 |
128 |
256 |
125 |
Уровень шума, Дб |
менее 15 |
14 |
10 |
15 |
Толщина, мм |
более 2 |
3 |
5 |
2 |
Диагональ, дюйм |
не менее 17 |
17 |
19 |
15 |
Минимальная продолжительность сканирования, сек. |
не более 0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,6 |
Максимальный угол обзора монитора, град. |
не менее 170 |
170 |
180 |
160 |
Мощность по холоду, кВт |
не менее 2,5 не более 3,5 |
2,5 |
2,7 |
2,3 |
Количество, штук |
Не менее 10 и не более 24 |
24 |
15 |
28 |
Масса, кг |
|
8 |
10 |
13 |
При этом, в самом описании объекта закупки вся информация идет текстом на 6 страницах, без разделения на наименования показателей и их значения. Например,
Наименование программного обеспечения |
Характеристики товара |
Кол-во (шт.) |
Приобретение прав на ПО центра управления и мониторинга выявления инцидентов (бессрочно) |
Центр управления и мониторинга должен позволять осуществлять централизованное и групповое управление компонентами решения TDR (сетевыми средствами обнаружения вторжений ViPNet IDS NS, хостовыми средствами обнаружения вторжений ViPNet IDS HS и системой интеллектуального анализа угроз безопасности информации ПАК ViPNet TIAS). Основные возможности централизованного управления устройствами: 1. Автоматическое подключение компонентов решения TDR (ViPNet IDS NS и ViPNet IDS HS) к ViPNet IDS MC по запросам, поступившим по каналу связи. 2. Подключение ViPNet TIAS к ViPNet IDS MC. 3. Рассылка на устройства решения TDR обновлений ПО, баз правил, баз Malware Detection и экспертных данных с контролем их получения. 4. Централизованное обновление лицензий на всех устройствах, входящих в состав решения. Управление сенсорами ViPNet IDS NS: Управление настройками сенсоров. Управление правилами анализа сенсора: o Настройка профилей правил. o Управление конфигурациями правил анализа на сенсорах. 5. Управление устройствами и настройка параметров ViPNet IDS HS: Подключение агентов ViPNet IDS HS к серверу ViPNet IDS HS и распределение по группам сервера. Управление базами правил на сервере ViPNet IDS HS. Управление настройками ViPNet IDS HS. Настройка критериев обнаружения аномалий. 6. Управление группами устройств. Мониторинг состояния ViPNet IDS MC и подключенных устройств: Цветовая индикация событий. Просмотр сводных отчетов мониторинга. 7. Работа с журналом событий: Протоколирование действий администраторов ViPNet IDS MC. Запись событий состояния подключенных устройств. Контроль выполняемых задач в ViPNet IDS MC. 8. Аудит. 9. Администрирование ViPNet IDS MC: Управление учетными записями и ролями администраторов. Разграничение доступа администраторов к управлению устройствами. Резервное копирование и восстановление данных. 10. Интерфейс личного кабинета администратора для одновременного оказания сервисных услуг мониторинга угроз безопасности информации в сети различным организациям. Технические характеристики: ViPNet IDS MC устанавливают на следующие платформы виртуализации: VMware Workstation версии 14.1. VMware ESXi версии 6.5. Oracle VM VirtualBox версии 5.2. Виртуальная машина с установленным ПО ViPNet IDS MC должна быть сконфигурирована следующим образом: Количество ядер процессора - Объем оперативной памяти - Количество портов Ethernet 10/100/1000 Мбит/с - Жесткий диск -
Комплект поставки должен включать в себя компакт-диск с дистрибутивом программного обеспечения и формуляром на ПО |
1 |
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
1. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Согласно инструкции - "Описание объекта закупки в графе "Показатель, ед.изм." может содержать показатели, значения которых не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением), а фиксируются верхней или нижней границей, и могут изменяться в зависимости от различного рода факторов (изменение окружающей среды, воздействие иных внешних или внутренних параметров), а также в силу физической природы данных показателей. Показатели в таком случае устанавливаются в связке со словосочетаниями "не менее" или "не более", или иным аналогичным образом, и содержатся в графе "Показатель, ед.изм.", а в графе "Значение" указывается их предельная величина (максимальная или минимальная). Словосочетание "не менее" или "не более", или аналогичное ему из графы "Показатель, ед.изм." не исключается. При этом "не менее" означает, что предельное значение, предлагаемое участником, должно быть равно или больше установленного, "не более" - равно или меньше".
Несмотря на Инструкцию Заказчик предъявляет требования к товарам в виде сплошного текста, без отделения наименования показателей, их единиц измерения и значений показателей.
Положения Инструкции не соответствуют описанию объекта закупки в файле "Описание объект закупки", что не позволяет заполнить заявку и нарушает п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 15) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Предметом закупки является поставка товара (средств защиты информации для информационных систем). Часть поставляемых товаров, содержащихся в пунктах 5 "Приобретение прав на ПО центра управления и мониторинга выявления инцидентов (бессрочно)", 6 "Приобретение прав на расширение функционала ПО центра управления и мониторинга выявления инцидентов на подключение 1 IDS (бессрочно)", 7 "Приобретение прав на расширение функционала ПО центра управления и мониторинга выявления инцидентов на подключение 1 программно-аппаратного комплекса, предназначенного для автоматического выявления инцидентов на основе анализа событий информационной безопасности (бессрочно)" перечня средств защиты информации "Описания объекта закупки", являются программным обеспечением, права на которые передаются заказчику.
Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Согласно пункту 2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2.1 Постановления 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки запрет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 не установлен.
Согласно п. 5) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: проект контракта.
Согласно п. 8) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Извещение содержит перечень прикрепленных документов среди которых файл "Проект контракта.docx" содержит срок поставки товара должен составлять не более 60 дней с даты заключения контракта.
При этом в извещении установлено:
Информация о сроках исполнения контракта и источниках финансирования | |
Дата начала исполнения контракта |
1 календарных дней с даты заключения контракта |
Срок исполнения контракта |
61 календарных дней с даты начала исполнения контракта |
Таким образом, Заказчиком установлено противоречие между проектом контракта и извещением в части количества дней для исполнения муниципального контракта, что нарушает ч. 3 ст. 7, п. 8) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Ответственность сторон при нарушении контракта регулируется ст. 34 Закона о контрактной системе, а также постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Пунктом 5.8 "Проекта контракта" установлено, что "В том случае, если Поставщик не устранит недостатки товара в установленные контрактом сроки, Поставщик возмещает Заказчику стоимость поставленного некачественного товара в размере 100 (сто) процентов его стоимости по контракту".
Указанная в проекте муниципального контракта мера ответственности не соответствует требованиям ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042. В типовом контракте, утвержденном Приказом Минпромторга России N1152 отсутствует.
В извещении установлена информация о запретах и об ограничениях:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений |
Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска |
Примечание |
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
|
|
|
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
|
|
|
В соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Приказом Минпромторга России N1152 от 07.04.2020 г. "Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярморочной деятельности, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного, информационных карт данных типовых контрактов" утвержден типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
Из пояснений Заказчика следует, типовые условия контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, утвержденные Приказом Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152, в части обязательных требований Заказчиком применены.
Заявитель не указывает в доводах, какие именно условия, предусмотренные в типовом контракте Заказчиком не применены.
Допущенные нарушения Заказчиком ч. 3 ст. 7, п. 3) ч.2 ст. 42, п. 15) ч. 1 ст. 42, п. 8) ч. 1 ст. 42, ст. 34 Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч. 23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Антонова Г.А. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края нарушение ч. 3 ст. 7, п. 3) ч.2 ст. 42, п. 15) ч. 1 ст. 42, п. 8) ч. 1 ст. 42, ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 сентября 2022 г. N 023/06/99-4318/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022