Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<____>
<____>
<____>
рассмотрев направленное Заказчиком - ГУ "ПТО УД ЯНАО" (ИНН: 8901020511), обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ) по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта N 108-ЕИ от 25.04.2022 на поставку мониторов, цена контракта - 734 640,00 рублей, (извещение N 0190200000322002782), с ООО "Управленческие системы" (ИНН: 5029191879) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены документы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения заказчика от 26.08.2022 г. об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 108-ЕИ от 25.04.2022, (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 25.04.2022 государственным учреждением "Производственно-техническое объединение управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "Управленческие системы" (далее - Поставщик), был заключен государственный контракт N 108-ЕИ на поставку мониторов (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, Поставщик принял на себя обязательство: поставить Заказчику новые (ранее не использовавшиеся, не восстановленные, не являющиеся витринным или выставочным образцом) мониторы (далее - товар, товары) в количестве и ассортименте, указанных в Спецификации поставляемых товаров (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в порядке и сроки, установленные настоящим контрактом.
Согласно пп. 4.4.1. Контракта Поставщик обязан своевременно и надлежащим образом поставить товар в соответствии с требованиями и условиями контракта. На основании п. 1.3. контракта срок поставки товара по адресу, указанному в п. 3.1 контракта, составляет 30 (тридцать) дней с момента заключения контракта, независимо от работы паромно-ледовой переправы через реку Обь.
Установленный контрактом срок доставки товара закончился 25 мая 2022 года. На данный момента товар в адрес Заказчика не доставлен, таким образом, Поставщик не исполнил обязательства по своевременной доставке товара в соответствии с условиями контракта.
В связи с неисполнением обязательства по доставке товара в указанный в Контракте срок, в адрес Поставщика Заказчиком направлена претензия от 02.06.2022 года N 89-1250/01-08/3856 с требованием незамедлительного исполнения условий контракта.
Товар в адрес Заказчика поставлен не был.
В связи с неисполнением обязательства по доставке товара в указанный в Контракте срок, в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчиком 12.07.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
21.07.2021 года Поставщиком в Единой информационной системе в сфере закупок, в реестре документов об исполнении контракта направлен документ о приемке N 46 от 21.07.2022 года и гарантийное письмо N26 от 21.07.2022 г., где поставщик подтверждает факт отправки Заказчику товаров по Контракту в полном объеме и гарантирует получение Заказчиком товаров по государственному контракту от 25.04.2022 г N 108-ЕИ в срок не позднее 28.07.2022 года.
На основании изложенного, в соответствии с ч. 14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчиком принято решение об отмене не вступившего в силу решения от 12.07.2022 года об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
По состоянию на 25.08.2022 года, товар в адрес Заказчика не поступил.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ) предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 108-ЕИ на поставку мониторов.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 08.09.2022 NАД/3295, представил объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
После заключения Контракта Поставщик попытался приобрести мониторы для Заказчика. Но так как Контакт был заключен через 2 месяца после начала специальной военной операции и произошел резкий рост иностранной валюты и были введены экономически санкции в отношении РФ в том числе запрет на ввоз комплектующих для разного рода электронной продукции, крупные поставщики приостановили отгрузку продукции в адрес своих партнеров, мотивирую свои отказы вызванные нестабильной экономической и политической ситуацией в РФ, а также были введены санкции в отношении поставок комплектующих (микросхем и т.п.) для производства мониторов.
Исполнитель пытался найти компанию, которая ему отгрузит продукцию для заказчика, но никак не мог их найти.
Из объяснений Поставщика следует что, проинформировал Заказчика о невозможности исполнить Контракт ввиду изменения существенных условий, просто на просто наступили последствия, которые участник не мог предвидеть, а именно то, что крупные поставщики "заморозят" отгрузки товара в адрес своих партнеров и так же перестанут поставлять в адрес заводов изготовителем комплектующих для производства мониторов и т.п.
Поставщик так же сообщал заказчику о готовности исполнить контракт после того как обстановка стабилизируется.
Так же в период проведения торгов в ходе которых участник закупки объективно не имел возможности учесть будущие недружественные и противоречащие международному праву действия государств, изменившие возможности поставки товара.
Так же Поставщик обращался в Минцифры с вопросом поставки товара компаний, которые ушли с Российского рынка, косвенно Минцифры этот факт подтвердило и сообщало о разработке закона о пероральном импорте товара, который на момент исполнения контракта еще не был подписан, и исполнитель не мог воспользоваться им, а также не могли им воспользоваться крупные поставщики.
Поставщик добросовестно пытался исполнить контракт, но в силу объективных обстоятельств не смог этого сделать.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.8.2. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В п.8.3 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке, предусмотренном пп. 12.1 и 20.1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ.
В п.9.1. Контракта стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Контракту, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (наводнения, землетрясения, пожары, аварии на транспорте, публикация нормативных актов запрещающего характера, гражданские беспорядки, мятежи, война и военные действия и т.д), возникших после заключения контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
25.04.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 108-ЕИ.
12.07.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.07.2022 принято Решение Заказчика об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 12.07.2022 г.
26.08.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 05.09.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые им меры, были направлены на надлежащее исполнение контракта, а также на взаимодействие с заказчиком.
На заседании Комиссии, были рассмотрены представленные Поставщиком документы, подтверждающие, что Поставщик не уклонялся от исполнения Контракта, принимал меры, направленные на его надлежащее исполнение. В материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие недобросовестное поведение Поставщика или его намеренное уклонение от исполнения заключенного Контракта.
Поставщиком представлены документы, подтверждающие поиск компаний для покупки и отгрузки продукции для Заказчика.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России допускает, что дальнейшее надлежащее исполнение обязательств по контракту оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Поставщика Комиссия приходит к выводу об отсутствии в поведении Поставщика таких признаков недобросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем основания для включения Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
Таким образом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Управленческие системы" (ИНН: 5029191879) представленную Заказчиком - ГУ "ПТО УД ЯНАО" (ИНН: 8901020511) по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта N 108-ЕИ от 25.04.2022 на поставку мониторов, цена контракта - 734 640,00 рублей, (извещение N 0190200000322002782), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 13 сентября 2022 г. N 089/06/104-774/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2022