Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
При участии:
<__.> - представителя подрядчика, по доверенности;
<__.> - представителя заказчика по доверенности;
<__.> - представителя заказчика по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи, направленное Заказчиком - ГКУ "Ямалспас" (ИНН: 8901002625) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта N 0190200000322004166 от 11.05.2022 на выполнение работ по текущему ремонту здания гаража, цена контракта 472784,14 рублей, (извещение N 0190200000322004166), с ИП Янкивский Василий Васильевич (ИНН: 891002120382) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены документы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что Государственное казённое учреждение "Управление аварийно-спасательной службы Ямало-Ненецкого автономного округа" (сокращенное наименование ГКУ "Ямалспас) (далее - "Заказчик") и Индивидуальный предприниматель Янкивский Василий Васильевич (далее - "Подрядчик") заключили государственный контракт от 11 мая 2022 года N 0190200000320004166 на выполнение работ по текущему ремонту здания гаража (далее - "Контракт").
Заказчик сообщил, что в соответствии с п. 1.1, 2.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по текущему ремонту здания гаража (далее - "Работы") с соблюдением действующих технических условий в объеме согласно прилагаемому к Контракту Техническому заданию (Приложение N 2 к Контракту) со сроком выполнения Работ с даты заключения Контракта по 01 августа 2022 года на общую сумму 472 784 рублей 14 копеек.
В ходе исполнения обязательств по Контракту Подрядчик не выполнил ни одного обязательства по выполнению Работ, а также допустил нарушение конечного срока выполнения Работ. На неоднократные претензии Заказчика об исполнении Подрядчиком обязательств по Контракту в назначенный, разумный срок Подрядчик никак не отреагировал.
В соответствие с п. 3 ст. 715 Гражданского Кодекса РФ, "если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков". А также согласно ч. 2 ст. 405 Гражданского Кодекса РФ, "если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков".
В связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств по Контракту Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 10.4 Контракта, ч. 9 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ), п. 1,2 ст. 523 Гражданского кодекса РФ, принимает решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 13.09.2022 NАД/3365 представил письменные пояснения ИП Янкивский В.В. по вопросу расторжения контракта в одностороннем порядке, в которых сообщил, что после заключения Контракта, Подрядчиком был осуществлён выезд на объект, в отношении которого необходимо осуществить ремонтные работы, однако в результате визуального осмотра гаража было установлено, что в нём находятся автомобили, оборудование и иное имущество, принадлежащее Заказчику.
Требованиями Технического задания предусмотрено выполнение следующих работ:
- укладка металлической сетки в цементобетонное дорожное покрытие;
- устройство стяжек;
- нанесение водно-дисперсионной грунтовки на поверхности: пористые (камень, кирпич, бетон и т.д.);
- окраска полов полиуретановой эмалью за два раза.
Во-первых, выполнение указанных работ не представляется возможным ввиду того, что автомобили и иное оборудование Заказчика находятся в гараже, что прямо препятствует доступу к стенам и полу помещения.
Во-вторых, при начале производства работ (в случае, если автомобили и оборудование не будут убраны из гаража) - возникает обоснованный риск порчи имущества Заказчика.
Обо всех указанных обстоятельствах Заказчику неоднократно сообщалось в устном порядке.
Подрядчик, особое внимание обращает на пункты 4.2.1, 4.2.2 Контракта, где предусмотрено, что Заказчик обязан подготовить Объект дли выполнения Работ: до начала Работ вывезти во избежание порчи мебель, убрать мешающие работе предметы, предоставить место для хранения инструмента, приспособлений, рабочей одежды и прочего имущества Подрядчика. Заказчик также обязан оказывать Подрядчику содействие в выполнении Работ по Контракту. Подрядчик сообщил, что объект не был подготовлен Заказчиком к выполнению работ, и указанные обстоятельства подтверждаются материалами фотофиксации (22.08.2022).
Более того, в ходе визуального осмотра объекта и осуществления замеров, было обнаружено, что объём работ, предусмотренный Техническим заданием, отличается от фактического объёма работ, подлежащего выполнению на объекте - в части устройства стяжек пола. Пунктом 2 Технического задания предусмотрено устройство стяжек: легкобетонных толщиной 20 мм. По факту осуществления замеров расстояния от пола до металлических конструкций каркаса было выявлено, что толщина от пола до металлоконструкций варьируется в диапазоне от 20 до 100 мм, что обуславливает под собой необходимость выполнения дополнительных работ, а также влияет на окончательную цену работ, подлежащих выполнению.
По мнению Подрядчика для того, чтобы работы были выполнены качественно и в полном соответствии со строительными нормами и правилами. Заказчику необходимо осуществить следующие действия:
1) подготовить объект для выполнения работ (убрать автомобили, мебель и прочее оборудование);
2) увеличить цену настоящего контракта на 30% ввиду существенного изменения объёмов работ, подлежащих выполнению Подрядчиком.
Увеличение объёма работ по Контракту и его цены возможно оформить посредством заключения между сторонами дополнительного соглашения.
Подрядчик сообщил Заказчику о своей заинтересованности в исполнении настоящего Контракта, не отказывался от выполнения работ, однако, из-за того, что объект не подготовлен к производству работ и имеются несоответствия, связанные с устройством стяжек пола - Подрядчик не имеет объективной возможности выполнить работы. В сложившейся ситуации предложили Заказчику рассмотреть следующие варианты развития событий:
1) отменить вынесенное решение от 18.08.2022 г. о расторжении контракта в одностороннем порядке;
2) увеличить цену настоящего контракта на 30% в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 г. N 1315;
3) в случае нежелания продолжать взаимодействие с нашей компанией - заключить дополнительное соглашение о расторжении контракта по обоюдному согласию.
Впоследствии Заказчик сообщил о том, что предложенные варианты взаимодействия являются неактуальными.
Вместе с тем, Заказчиком не было оспорено того факта, что объект не был готов к выполнению работ, и что на объекте до сих пор находится имущество Заказчика, из-за которого работы выполнить невозможно.
Подрядчик сообщил, что в силу п. 4.2.1. Контракта, Заказчик обязан подготовить Объект для выполнения Работ: до начала Работ вывезти во избежание порчи мебель, убрать мешающие работе предметы, предоставить место для хранения инструмента, приспособлений, рабочей одежды и прочего имущества Подрядчика.
Объект не был подготовлен Заказчиком к выполнению работ.
В соответствии с п. 4.2.2. Контракта. Заказчик обязан оказывать Подрядчику содействие в выполнении Работ по Контракту.
Заказчиком не было оказано содействия, несмотря на то, что Подрядчиком были предложены различные варианты действий в рамках исполнения настоящего контракта.
Согласно 4.2.7. Контракта, Заказчик обязан принять все зависящие от него разумные меры по устранению препятствий к надлежащему исполнению условий Контракта.
Подобных мер со стороны Заказчика также принято не было.
Таким образом, исполнить работы не представилось возможным исключительно по независящим от Подрядчика обстоятельствам.
Подрядчик сообщил, что намерений уклоняться от исполнения контракта у компании не имелось, поскольку у компании уже имеется внушительный опыт работы с теми или иными государственными Заказчиками на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, что подтверждается сведениями об исполненных контрактах, доступным к ознакомлению в единой информационной системе (около 25 контрактов, выписка из реестра прилагается).
Подрядчик считает, что факт недобросовестного поведения со стороны ИП Янкивский В.В. при исполнении контракта отсутствует, а обстоятельств, свидетельствующих о направленности действий на несоблюдение условий контракта, не имеется.
Подрядчик просит сведения об ИП Янкивский В.В. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.10.4 Контракта предусмотрено, что данный контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и пунктами 12.1 и 20.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
11.05.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключен государственный контракт N 0190200000322004166 на выполнение работ по текущему ремонту здания гаража (далее - Контракт).
29.08.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.08.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 09.09.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Проведя проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, Комиссия приходит к выводу о недобросовестном поведении Подрядчика, выразившимся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту (к исполнению обязательств по контракту подрядчик не приступил).
Комиссией установлено, что контракт заключен 11.05.2022. Сроки выполнения работ - с даты заключения Контракта по 01.08.2022.
Подрядчик не приступил своевременно к исполнению контракта, чем нарушил сроки начала и окончания работ по контракту (п.4.4.1). Не выполнил в установленный Контрактом срок, надлежащим образом, работы, в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Подрядчик по условиям контракта до выполнения работ проводит обследование объекта, выполняет необходимые замеры для определения количества и объема необходимых материалов (п. 2.4). При этом на объекте, за весь рассмотренный период, проявлений начала ремонта не было, за весь срок ремонта документов с требованием об освобождении объекта от транспорта не поступало, материалы не завозились, рабочие на объекте отсутствовали.
До начала проведения работ подрядчик не предоставил Заказчику информацию об используемых материалах и их характеристиках, сертификаты соответствия, паспорта на указанные материалы (п. 4.4.3).
На письмо заказчика исх. N 89-1650/01-07/1191 от 21.07.2022 о ходе выполнения работ, подрядчик 28.07.2022 проинформировал заказчика, что работы по государственному контракту от 11.05.2022 ведутся, планируется их завершение к 10.08.2022. План-график выполнения работ по контракту прилагается.
Подрядчик в письме от 28.07.2022 не запрашивал у заказчика разъяснения и уточнения относительно выполнения работ в рамках настоящего Контракта (п. 4.3.3 Контракта), а именно о том, что выполнение указанных работ не представляется возможным ввиду того, что автомобили и иное оборудование Заказчика находятся в гараже, что прямо препятствует доступу к стенам и полу помещения. В письме не сообщалось о необходимости увеличения объёма работ по Контракту и его цены, о необходимости заключения между сторонами дополнительного соглашения.
На заседании Комиссии представитель заказчика подтвердил, что к 10.08.2022 подрядчик к работам не приступил, в указанный самим подрядчиком новый срок (10.08.2022) работы также небыли выполнены.
Заказчик не согласен с подрядчиком, о том, что объект не был готов к выполнению работ, и что на объекте находится имущество Заказчика, из-за которого работы выполнить невозможно. По информации заказчика, освобождение объекта от транспорта было возможным в течении нескольких минут.
Доказательств возникновения у Подрядчика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии не представлено.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Подрядчиком, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Подрядчике, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ИП Янкивский Василий Васильевич (ИНН: 891002120382) по обращению ГКУ "Управление аварийно-спасательной службы Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН: 8901002625) по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта N 0190200000322004166 от 11.05.2022 на выполнение работ по текущему ремонту здания гаража, цена контракта 472784,14 рублей, (извещение N 0190200000322004166), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ИП Янкивский Василий Васильевич, в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
<__.>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15 сентября 2022 г. N 089/06/104-785/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2022