Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления;
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
рассмотрев жалобу ООО "Медиком" на действия заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская центральная городская больница" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставка медицинских изделий (регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий", начальная (максимальная) цена контракта - 1 302 200,00 рублей (извещение N 0190200000322009639) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что извещение о проведении закупки противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на Официальном сайте;
2) Дата и время начала срока подачи заявок - 29.08.2022 18:19 (МСК+2);
3) Дата и время окончания срока подачи заявок - 15.09.2022 08:00 (МСК+2);
4) Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 15.09.2022;
5) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 19.09.2022;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик при описании объекта закупки неправомерно указал дополнительную информацию к товару о необходимости совместимости с товаром имеющимся у Заказчика, так как применено Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 878). Заказчик, Уполномоченный орган представили в управление мотивированные возражения на жалобу Заявителя согласно которым, с доводами жалобы они не согласны, считают, что при описании объекта закупки действовали в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В отношении первого довода Заявителя:
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 145 указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ "О контрактной системе", которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Таким образом, в случае если при проведении закупки установлено в соответствии с Постановлением Правительства N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, то описание объекта закупки в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг производится в объеме тех показателей, которые предусмотрены соответствующей позицией КТРУ. При этом возможность установления дополнительных характеристик в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 145 в указанном случае не допускается.
Согласно извещению объектом закупки является поставка медицинских изделий (регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (код КТРУ 26.60.12.111-00000033 - Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга).
Приложение N1 "Описание объекта закупки", являющееся неотъемлемой частью Извещения, содержит следующую информацию, в которой установлены требования к товару:
N п/п |
Наименование товаров, работ, услуг |
Код позиции КТРУ*(1) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и количественные характеристики |
Единица измерения |
Количество |
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге |
1. |
Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга |
26.60.12.111-00000033 |
Комплектация: Аккумулятор с зарядным устройством для работы регистратора Время непрерывной работы, максимальное: Регистрация импульсов электрокардиостимулятора: Да Анализ дыхания (реопневмограмма): Да Определение зубца Р: Да Анализ QT: Да Контроль соединения электродов: Да Измерение артериального давления: Нет Беспроводная передача данных: Нет Количество отведений, максимальное: 12 |
Штука |
2 |
_ |
2. |
Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга |
26.60.12.111-00000033 |
Комплектация: Аккумулятор с зарядным устройством для работы регистратора Время непрерывной работы, максимальное: Регистрация импульсов электрокардиостимулятора: Да Анализ дыхания (реопневмограмма): Да Определение зубца Р: Да Анализ QT: Да Измерение артериального давления: Да Контроль соединения электродов: Да Беспроводная передача данных: Нет Количество отведений, максимальное: 12 |
Штука |
2 |
_ |
* Обеспечивается взаимодействие закупаемого оборудования с имеющимся у Заказчика оборудованием "Комплекс для многосуточного мониторирования ЭКГ (по Холтеру ) и АД "КАРДИОТЕХНИКА-07""
Исходя из возражений Заказчика по существу жалобы, в Извещении не предъявляются дополнительные требования ни к производителю товара, ни к участнику закупки, а лишь конкретизируется предмет закупки. Так же Заказчик сообщил, что указание в Извещении на совместимость оборудования является условием исполнения контракта, а не характеристикой товара.
В учреждении используется медицинское оборудование - Комплекс для многосуточного мониторирования ЭКГ (по Холтеру ) и АД "КАРДИОТЕХНИКА-07".
От производителя имеющегося у Заказчика оборудования - ООО "Инкарт" получен документ "КТЛБ.9441.054ИС. Инструкция эксплуатационная специальная. Выбор и применение совместимого оборудования с "Комплексом Кардиотехника-07".
В данном документе указано, какие медицинские изделия могут быть совместимы с имеющимся у Заказчика Комплексом "Кардиотехника-07", а именно:
- Комплекс для многосуточного мониторирования ЭКГ (по Холтеру ) и АД "Кардиотехника-07", регистрационное удостоверение N ФСР 2008/01748 от 28.06.2012.
- "Комплекс аппаратно-программный носимый с цифровой записью одно-, двух-, трехсуточного мониторирования ЭКГ и АД (по Холтеру) "Декорда" (далее - Комплекс Декорда), регистрационное удостоверение РЗН 2014/972.
Соответственно, приобретаемое оборудование должно быть совместимо с уже имеющимся на балансе Учреждения оборудованием для обеспечения совместной обработки и автоматического сравнения записи, получаемой на приобретаемом оборудовании с записями этого же пациента, полученными ранее и хранящимися в архиве Заказчика, с выделением статистически значимых отличий между записями. Более того, записи, полученные на закупаемом оборудовании, автоматически должны обрабатываться с полным сохранением установок предыдущей (архивной) записи этого же пациента, хранящейся в архиве Заказчика, с использованием тех же названий выявленных феноменов, с автоматическим выделением новых феноменов (артефактов), отсутствующих на предыдущей записи. При использовании оборудования других производителей медицинской техники, программное обеспечение указанного оборудования вместо автоматического сравнения суточных ЭКГ может быть осуществлено лишь только ручное сравнение протоколов исследований. Этот метод имеет большие недостатки, поскольку в протоколе содержится не вся информация, необходимая для сравнения. Сравниваться должен не текст, а выявленные нарушения с автоматическим формированием сравнения: "отмечается улучшение" или "отмечается ухудшение" с подробным пояснением. Автоматическое сравнение должно выполняться по всем разделам анализа ЭКГ. Сравнение ЭКГ обязано быть автоматическим, подробным и по каждому разделу. Наличие подробного анализа ЭКГ в динамике поможет правильно скорректировать лечение пациента.
Комиссия, изучив Извещение об осуществлении закупки, установила, что Заказчиком в описании объекта закупки перечислены характеристики в соответствии с примененным кодом КТРУ 26.60.12.111-00000033. Кроме того, в данной закупке установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств согласно Постановлению Правительства N 878 и Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как подтверждается материалами дела, на участие в аукционе было подано две заявки, которые признаны соответствующими.
Проанализировав материалы дела, Комиссия отмечает следующее.
По общему правилу указание Заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, обоснование начальной (максимальной) цены контракта определено на основании 3-х коммерческих предложений. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 16.09.2022 было подано две заявки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения.
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает требования Закона о контрактной системе.
Вместе с тем на заседание Комиссии Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении его законных прав и интересов, о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медиком" на действия заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская центральная городская больница" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставка медицинских изделий (регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий", начальная (максимальная) цена контракта - 1 302 200,00 рублей (извещение N 0190200000322009639) необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
-------------------------------------------
*(1) Указывается код позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при его отсутствии указывается код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20 сентября 2022 г. N 089/06/33-794/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2022