Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<................>
<................>
<................>
рассмотрев направленное Заказчиком - МКУ "Управление муниципального хозяйства" (ИНН: 8904036823) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта по строительству объекта капитального строительства: "Внутриквартальные проезды и тротуары мкр. IV A (восточная часть), г. Новый Уренгой", цена контракта - 64 844 482,72 рублей, (извещение N 0190300010821000283), с ООО "ЯмалПромГражданСтрой" (ИНН: 8904088780) (далее Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены документы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения Заказчика от 30.06.2022 г. об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 28.06.2021 (далее - Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 28.06.2021 между Муниципальным казенным учреждением "Дирекция капитального строительства и жилищной политики", именуемое в дальнейшем "Заказчик" и Обществом с ограниченной ответственностью "ЯмалПромГражданСтрой", именуемое в дальнейшем Подрядчик, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от "15" июня 2021 г. к закупке N 0190300010821000283, заключен Муниципальный контракт на строительство объекта капитального строительства: "Внутриквартальные проезды и тротуары мкр. IV А (восточная часть), г. Новый Уренгой" (далее по тексту - Контракт). 15.07.2022 МКУ "Дирекция капитального строительства и жилищной политики" реорганизовано путем присоединения к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципального хозяйства", соответственно, все права и обязательства по Контракту перешли к МКУ "Управление муниципального хозяйства" (далее - Заказчик), что подтверждается Дополнительным соглашением N1 от 15.07.2022 к Контракту.
Согласно п. 2.1 Контракта Подрядчик обязался в установленный Контрактом срок выполнить в счет цены контракта за свой риск, собственными силами привлеченных субподрядчиков работы по строительству объекта капитального строительства: "Внутриквартальные проезды и тротуары мкр. IV-А (восточная часть), г. Новый Уренгой, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, а Заказчик - создать необходимые условия, предусмотренные настоящим Контрактом, для выполнения работ Генподрядчиком, принять объект и уплатить Подрядчику цену Контракта в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.
Дата начала работ - с момента заключения контракта, дата завершения работ - не позднее 31.08.2022 года.
Из решения Заказчика следует, что на сегодняшний день условия Контракта надлежащим образом Подрядчиком не исполняются, о чем свидетельствуют Акты осмотра хода выполнения работ, составленными и подписанными комиссией в составе представителей Заказчика и строительного контроля (ООО "Инновационная Инженерная Компания") с указанными в них замечаниями по выполнению работ на объекте. Указанные нарушения являются существенными.
В адрес Подрядчика неоднократно направлялись уведомления о нарушении условий Контракта с требованием в кратчайшие сроки принять меры по устранению замечаний, в дальнейшем указанные нарушения не допускать. Однако требования Заказчика не выполнены, принятые на себя обязательства Подрядчик исполняет ненадлежащим образом.
В связи с ненадлежащим исполнением Генподрядчиком своих обязательств Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное пунктом 6.4 Контракта, частью 9 ст.95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, принимает решение о расторжении контракта N 01903000108210002830001 от 28.06.2021 в одностороннем порядке.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 15.09.2022 NАД/3385, представил пояснения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
30 августа 2022 года на сайте государственных закупок было размещено Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения заключенного Контракта.
Подрядчик приступил к выполнению работ своевременно.
08 июля 2021 года Письмом N 02/3993 в адрес Заказчика был направлен Отчет о ходе выполнения работ в период с 01.07.2021 г. по 07.07.2021 г. с приложением Графика выполнения работ за указанный период и подтверждающих фотоматериалов.
19 июля 2021 года Заказчику было направлено Письмо N 110/21 об авансировании.
Авансовый платеж был перечислен в полном объеме Генподрядчику только 16 августа 2021 года Платежным поручением N 579.
09 августа 2021 года Заказчику было направлено Письмо N 130/21.
Указанным Письмом Заказчику было сообщено, что согласно рабочей документации 0190300010818000685-0867142-01-ТВС и 0190300010818000685-0867142-01-ГСН проектные высотные отметки тепловых сетей и сетей газопровода совпадают, из-за чего устройство данных инженерных сетей согласно проекту невозможно.
А также, в процессе производства земляных работ была обнаружена действующая сеть бытовой канализации, которая не отображена в рабочей документации 0190300010818000685-0867142-01-ТВС, и пересекает в высотных отметках проектное положение тепловых сетей.
У Заказчика было запрошено проектное решение по изменению положения инженерных сетей в местах их пересечения в высотных отметках для дальнейшего беспрепятственного производства работ на объекте строительства.
Ответ Заказчика на Письмо N 130/21 с необходимыми разъяснениями был получен только 26 августа 2021 года.
16 сентября 2021 года Заказчику было направлено Письмо N 139/21 о несоответствии расположения инженерных коммуникаций.
В связи с чем, ООО "ЯмалПромГражданСтрой", было вынуждено приостановить производство работ на объекте с 17 сентября 2021 года, без остановки работ по изготовлению сборочных единиц арматурного каркаса в условиях производственной базы.
20 октября 2021 года Заказчику было направлено Письмо N 154/21.
Указанным письмом Заказчику было сообщено, что Земляные работы с порядкового номера 3 по 9, будут выполнены после монтажа и переподключения проектируемых инженерных сетей, демонтажа существующих инженерных сетей из-под пятна застройки, а также выполнения Подготовительных работ в части порядкового номера 1.
У Заказчика также был запрошен ответ по порядковому номеру 1 Приложения N2 Контракта, а именно решение вопроса сноса здания, находящегося по адресу: г. Новый Уренгой ул. Кедровая, 5, что влияет на дальнейший ход выполнения работ.
20 октября 2021 года Заказчику было направлено Письмо N155/21.
Указанным письмом Заказчику было сообщено о необходимости организации оперативного совещания с представителями эксплуатирующих соответствующие инженерные сети организаций (АО "УТГ-1", АО "УГВК", АО "УГЭС", АО "Ново-Уренгоймежрайгаз") и обеспечить обязательное присутствие представителя проектной организации, для оперативного решения вопросов и внесения изменений в соответствующие разделы ПСД.
Присутствие представителей проектной организации обеспечено Заказчиком не было.
02 декабря 2021 года Заказчику было направлено Письмо N 168/21 о расхождении в рабочей документации и сметной документации.
Ответ Заказчика на ПисьмоN 168/21 был получен только 20 января 2022 года.
В Письме было указано, что МКУ "Дирекция капитального строительства и жилищной политики" проводит работу с проектировщиком по устранению выявленных замечаний и изыскивает возможность на оплату видов работ, не включенных в проектную и сметную документацию, прошедшую государственную экспертизу, за счет фактической экономии по объемам работ, не подлежащих выполнению.
До настоящего времени корректировки в проектную и сметную документацию Заказчиком внесены не были.
21 декабря 2021 года Заказчику было направлено Письмо N 176/21.
Указанным Письмом Заказчику было сообщено о необходимости согласования изготовления плит перекрытия канала: П28-15, П28д-15, П25-15, П25д-15 согласно номенклатуры, указанной в спецификации к схеме расположения элементов тепловой сети шифр 019030001081000685-0867142-01-ТС.АС Лист 3 собственными силами в условиях производственной базы.
Ответ Заказчика на Письмо N176/21 был получен 23 декабря 2021 года.
29 декабря 2021 года Заказчику было направлено Письмо N 178/21 о согласовании полосы отвода.
Ответ Заказчика на Письмо был получен только 18 февраля 2022 года.
Из объяснений следует, что в ходе выполнения работ Подрядчик действовал добросовестно, в соответствии с условиями заключенного Контракта.
Однако 30 августа 2022 года Подрядчик узнал о том, что Заказчиком принято Решение об отказе от исполнения Контракта в одностороннем порядке.
При этом каких-либо оснований для его принятия у Заказчика не имелось. В связи с чем, действия Заказчика по расторжению Контракта не могут быть признаны добросовестными и законными.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.6.4 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Любые изменения и дополнения к настоящему Контракту действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
28.06.2021 г. между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт (далее - Контракт).
28.06.2022 г. принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.08.2022 г. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 12.09.2022 г.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Подрядчик предоставил письма, пояснения, графики, сертификаты, фотоотчет переписку с Заказчиком, из которой следует, что между сторонами контракта велась обширная электронная переписка, принимаемые им меры, были направлены на надлежащее исполнение контракта, а также на взаимодействие с заказчиком.
На заседании Комиссии, были рассмотрены представленные Подрядчиком документы, подтверждающие, что Подрядчик не уклонялся от исполнения Контракта, принимал меры, направленные на его надлежащее исполнение. В материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие недобросовестное поведение Подрядчика или его намеренное уклонение от исполнения заключенного Контракта.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Обществом в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО "ЯмалПромГражданСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Подрядчика признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Исполнителя Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков недобросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ЯмалПромГражданСтрой" (ИНН: 8904088780) представленную Заказчиком - МКУ "Управление муниципального хозяйства" (ИНН: 8904036823) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта по строительству объекта капитального строительства: "Внутриквартальные проезды и тротуары мкр. IV A (восточная часть), г. Новый Уренгой", цена контракта - 64 844 482,72 рублей, (извещение N 0190300010821000283), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20 сентября 2022 г. N 089/06/104-795/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2022