Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014) жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на устройство ограждения по объекту "Мусульманское кладбище", расположенного по адресу: г. Тобольск, 4 микрорайон (реестровый номер закупки 0167300000822000256), далее - Закупка,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России, Управление) 13.09.2022 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на устройство ограждения по объекту "Мусульманское кладбище", расположенного по адресу: г. Тобольск, 4 микрорайон (реестровый номер закупки 0167300000822000256).
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Из содержания жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в закупочной документации неправомерно установлены дополнительные требования, не относящиеся к объекту закупки, поскольку по мнению Заявителя, ограждение не может являться объектом капитального строительства и является элементом благоустройства территории.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Представитель заказчика просит Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Департамент городской среды, Администрации г. Тобольска являясь заказчиком, выступил организатором проведения электронного аукциона на устройство ограждения по объекту "Мусульманское кладбище", расположенного по адресу: г. Тобольск, 4 микрорайон, с начальной (максимальной) ценой контракта 14 366 860,00 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена 02.09.2022 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000822000256.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона http://www.rts-tender.ru.
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлен приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с позицией 7 раздела II приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, являющихся объектом закупки, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК Р, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
При этот согласно пункту 10.2 статьи 1 ГрК РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
В ходе заседания, Комиссией Управления было установлено, что рассматриваемый объект Закупки согласно разработанному проекту шифр 56/19, разработанным МАУ г. Тобольска "Архитектура и градостроительство" г. Тобольске в 2022 году имеет прочную связь с землей за счет устройства монолитного железобетонного фундамента, состоящего из буронабивных свай длинной 3-м и ростверка. Данный конструктивный элемент невозможно переместить и (или) демонтировать и в последующем выполнить сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строения. Кроме того, планируемый к выполнению забор в соответствии с проектным решением устраивается из керамического кирпича на цементно-песчаном растворе, что также не позволяет переместить и (или) демонтировать и в последующем выполнить сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строения.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
В соответствии с положениями проектной документации Заказчика, вместо рухнувшего в апреле 2018 года забора принято решение произвести демонтаж существующего ограждения с фундаментом и устройство нового кирпичного ограждения по типу существовавшего ранее, с устройством свайного фундамента. (Раздел 2 том 2 лист 6 проекта).
В составе проекта шифр 56/19 предусмотрено выполнение следующих видов работ:
- устройство свайного основания из буронабивных свай - 185 шт.;
- устройство ростверка (450*400 мм) - 49 м;
- каменная кладка ограждения кладбища - 217 м;
Описание конструктивных и технических решений подземной части объекта капитального строительства (Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения" 56/19-КР. Том 3):
Расчет и конструирование фундаментов ограждения выполнены в соответствии СП 24.13330.2011 "Свайные фундаменты". Буронабивная свая выполняется длиной 3-м, диаметром 300 мм из бетона класса В15 F75 W4. Несущая способность свай, определенная расчетом, составляет 2,5т. Расчетная осадка сваи составляет 5.2 мм.
Проектом предусмотрено устройство ленточных ростверков на буронабивных сваях под кирпичное ограждение кладбища. Ростверки рассчитаны как многопролетные нарезные балки с неподвижными опорами в местах опирания на сваи. Под монолитными ростверками выполняется подготовка из бетона класса B 7.5 толщиной 100 мм.
Таким образом, наличие свайного фундамента позволяет сделать вывод, что в данном случае конструктивные характеристики сооружения не позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик сооружения. То есть сооружение - ограждение кирпичное в данном случае относится к объектам капитального строительства, несмотря на то, что по мнению заявителя имеет признаки объекта благоустройства.
В соответствии с пунктом 5 раздела 3 приказом Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N624, свайные работы, в том числе устройство забивных и буронабивных свай отнесены к работам оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, проанализировав доказательства сторон, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия Управления полагает необходимым признать жалобу Заявителя необоснованной, поскольку, ознакомившись с содержанием проектной документации Заказчика, предусматривающую проведение перечня работ, в частности установку свайного фундамента, указанный объект Закупки (устройство ограждения) не может расцениваться, как элемент благоустройства территории. Доказательств обратного Заявителем не представлено.
Вместе с тем, Заявителем в материалы дела не представлены документы, материалы и сведения, доказывающие нарушение Заказчиком его прав и законных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Кремешковой Александры Алексеевны на действия Департамента городской среды, Администрации г. Тобольска при проведении электронного аукциона на устройство ограждения по объекту "Мусульманское кладбище", расположенного по адресу: г.Тобольск, 4 микрорайон (реестровый номер закупки 0167300000822000256) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 20 сентября 2022 г. N 072/06/44/155/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2022