Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя;
... - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
_. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
в присутствие:
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "СПМ-АЛЬЯНС" (далее - ООО "СПМ-АЛЬЯНС", заинтересованное лицо): Карманова Н.А. (представитель по доверенности),
заказчика Государственного Казенного Учреждения РС (Я) "Дирекция Жилищного Строительства РС (Я) (далее - ГКУ РС (Я) "ДЖС РС (Я)", заказчик): Томилин А.А. (представитель по доверенности);
рассмотрев сведения, представленные заказчиком ГКУ РС (Я) "ДЖС РС (Я)" об участнике закупки ООО "СПМ-АЛЬЯНС" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на приобретение 1 (одного) жилого помещения (благоустроенной квартиры) у лица, являющегося застройщиком, в строящемся жилом доме в с. Тумул, Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" (извещение N 0816500000622013300), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее также - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ГКУ РС (Я) "ДЖС" РС (Я) об участнике закупки ООО "СПМ-АЛЬЯНС" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на приобретение 1 (одного) жилого помещения (благоустроенной квартиры) у лица, являющегося застройщиком, в строящемся жилом доме в с. Тумул, Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" (извещение N 0816500000622013300).
В ходе рассмотрения дела представитель заинтересованного лица пояснил, что государственный контракт не был подписан в установленный срок в связи с тем, что в период подписания контракта, специалист по закупкам, имеющий электронный ключ, вследствие течения тяжелой болезни с признаками на ковид, была временно нетрудоспособна.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) 12.08.2022 года заказчиком уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0816500000622013300 на приобретение 1 (одного) жилого помещения (благоустроенной квартиры) у лица, являющегося застройщиком, в строящемся жилом доме в с. Тумул, Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы"
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 6 417 950,20 рублей;
3) 26.08.2022 года согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1, принято решение заключить контракт с ООО "СПМ-АЛЬЯНС".
5) 07.09.2022 года от электронной площадки http://www.etp-ets.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта"
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об участнике закупки ООО "СПМ-АЛЬЯНС" по следующим основаниям:
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпункт "а" пункт 2 часть 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в часть 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Исходя из части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьи 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пункт 1 часть 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пункт 2 часть 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пункт 1 часть 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пункт 3 часть 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный часть 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункт 3 часть 3 настоящей статьи) и часть 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно сведениям с ЕИС в журнале событий отражено следующее:
Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участнику закупки ООО "СПМ-АЛЬЯНС" надлежало подписать контракт в срок до 06.09.2022 года.
07.09.2022 г. заказчик опубликовал протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами..
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил N 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике. Исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Согласно пункту "б" пункта 14 настоящих Правил N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В материалах дела Заинтересованным лицом был представлен договор на оказание услуг между ООО "СПМ-Альянс" и Кармановой Н.А., в соответствии с настоящим Договором Исполнитель обязуется по заданию Заказчика выполнить услуги формально-юридической подготовки и участия в проведении процедур в области предоставления или получения государственных заказов, а Заказчик обязуется оплатить выполненную работу в порядке и в сроки, которые указаны в настоящем Договоре. Срок исполнения от 12.06.2022 г. до 30.12.2022 г.
Из пояснений представителя заинтересованного лица, следует, что у ООО "СПМ-АЛЬЯНС" не было желания уклониться от подписания контракта.
В ходе рассмотрения дела представитель заинтересованного лица пояснил, что в период подписания контракта с 02 сентября по 08 сентября специалист по закупкам находился дома ввиду физического недомогания с подозрением на ковид. Тест на ковид не подтвердился, однако состояние здоровья не позволило ей своевременно выполнить обязанности согласно договору, о чем свидетельствуют, представленные в материалах дела сведения от Заинтересованного лица, а именно выписка N 700 0030 2103 1479 из сайта госуслуг об обращении в ГАУ РС (Я) РКБ N3 Кармановой Н.А на проведение ПЦР анализа PHK SARS-CoV-2 (COVID-19).
В материалы дела Заинтересованным лицом был также представлен реестр заключенных контрактов на объект "Многоквартирный жилой дом по ул. 40 лет Победы, д. 15 с. Тумул Усть-Алданского улуса".
Таким образом, у ООО "СПМ-АЛЬЯНС" имеются необходимые ресурсы для исполнения контракта (технические, материальные), а также Заинтересованным лицом совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к заключению контракта.
Анализ вышеприведенного положения Закона о контрактной системе свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
С учетом изложенного, Комиссия Якутского УФАС России при рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, не может ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения победителем тех или иных нормативных требований без выяснения всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Изучив материалы дела, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к мнению, что действия ООО "СПМ-АЛЬЯНС", приведшие к уклонению от заключения государственного контракта, вызваны не умыслом в уклонении от подписания контракта.
Таким образом, учитывая приведенные выше обстоятельства, уклонение заинтересованного лица от заключения государственного контракта, то есть совершение заинтересованным лицом именно виновных, недобросовестных действий в части не заключения контракта не подтвердилось. Исходя из вышесказанного, у Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) отсутствуют основания включения заинтересованного лица в реестр недобросовестных поставщиков Российской Федерации.
При изложенных выше обстоятельствах, Комиссия полагает, что включение сведений в отношении ООО "СПМ-АЛЬЯНС" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно, так как не отвечает принципам и целям применения рассматриваемой санкции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078, Комиссия по результатам проверки факта уклонения участника закупки от заключения государственного контракта,
р е ш и л а:
Cведения, представленные заказчиком ГКУ РС (Я) "ДЖС" РС (Я) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об участнике закупки ООО "СПМ-АЛЬЯНС" в связи с его уклонением от заключения контракта на приобретение 1 (одного) жилого помещения (благоустроенной квартиры) у лица, являющегося застройщиком, в строящемся жилом доме в с. Тумул, Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" (извещение N 0816500000622013300) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 сентября 2022 г. N 014/06/104-1352/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2022