Резолютивная часть решения объявлена 15.09.2022 г.
Изготовлено в полном объеме 19.09.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Габунов А.В. - член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,
при участии в деле посредством видео-конференц-связи:
представителя Заказчика - ФГБУ "Управление Калммелиоводхоз" - Таибов Р.Т. (доверенность N 46 от 14.09.2022 г.);
в отсутствии заявителя ИП Кремешковой А.А., уведомлена о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ИП Кремешковой А.А.,
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 12.09.2022 г. поступила жалоба от ИП Кремешковой А.А., (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Управление Калммелиоводхоз" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на "Капитальный ремонт ГТС на Лево-Джалгинском распределительном канале Право-Егорлыкской обводнительно-оросительной системы в Яшалтинском районе Республики Калмыкия (ПК90+81, ПК182+50, ПК273+00,ПК283+00)", реестровый номер извещения N 0305100001522000025.
В соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалоба была принята.
Уведомлением N 008/06/31-119/2022 от 13.09.2022 г. рассмотрение жалобы ИП Кремешковой А.А. назначено на 15 сентября 2022 года в 14 часов 00 минут, лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Заявитель - ИП Кремешкова А.А. на рассмотрении не присутствовал, заявлений, ходатайств также не поступало.
Изучив представленные материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Калмыцкого УФАС России, установила следующее.
25.08.2022 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0305100001522000025, а также документация открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт ГТС на Лево-Джалгинском распределительном канале Право-Егорлыкской обводнительно-оросительной системы в Яшалтинском районе Республики Калмыкия.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 451 010,00 (шесть миллионов четыреста пятьдесят одна тысяча десять) руб. 00 коп.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: в 10 часов 00 минут по московскому времени "12" сентября 2022 года.
Дата подведения итогов определения поставщика: "15" сентября 2022 года.
1.Заявитель в своей жалобе указал на то, что Заказчик в Извещении неправомерно устанавливает требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе" о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по капитальному ремонту, что приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 42 ФЗ "О контрактной системе" при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
На основании подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 ФЗ "О контрактной системе" для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 1 статьи 2 ФЗ "О контрактной системе" законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 ФЗ "О контрактной системе". Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать ФЗ "О контрактной системе".
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено указанной статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций
В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
В силу части 6 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.
Исследовав материалы дела, Комиссия Калмыцкого УФАС России установила, что в пункте "Требования к участникам" раздела "Преимущества и требования к участникам" Извещения определены требования к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе", а именно: " Членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями частью 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта. Указанные требования не предъявляются к участникам закупки, перечисленным в ч. 2.1., 2.2. ст.52 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Документом, подтверждающим соответствие участника закупки указанным требованиям является Копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации, предоставленной по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 г. N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", выданной не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в закупке (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ).
Принимая во внимание объект рассматриваемой закупки, начальную (максимальную) цену контракта которая меньше десяти миллионов, следует вывод о том, что Заказчик нарушил нормы ФЗ "О контрактной системе", неправомерно установив требование о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по капитальному ремонту.
Следовательно, Заказчик нарушил часть 6 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе".
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Заявитель указывает, что заказчик установил требование в конкурсной документации не соответствующее п.п. "в" п.31 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки "Квалификация участников закупки".
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно подпункту "в" пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из объектов, соответствующих объекту закупки:
- объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
- автомобильная дорога;
- особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
- объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Положения устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;
- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с порядком оценки заявок участников закупки Извещения, Заказчиком установлено следующее:
"Исходя из требований подпункта "г" пункта 31 Положения к оценке принимаются:
Документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения (наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта), его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (контракта), сопоставимого с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): выполнение строительных работ, строительства, реконструкции, капитального ремонта гражданских сооружений, в том числе выполнение строительных работ, строительства, реконструкции, капитального ремонта гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы и другие связанные сооружения).
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор (договоры),
- акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
к оценке принимаются исключительно исполненные договора (договоров), при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
Согласно Извещению и проектной документации объектом закупки является капитальный ремонт ГТС на Лево-Джалгинском распределительном канале Право-Егорлыкской обводнительно-оросительной системы в Яшалтинском районе Республики Калмыкия.
С учетом изложенного, при оценке заявок участников закупки в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, к оценке могут быть приняты один или несколько из предусмотренных подпунктом "г" пункта 31 Положения исполненных контрактов (договоров) по одному из объектов, указанных в подпункте "в" пункта 31 Положения, соответствующему объекту закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Детализирующий показатель Критерия установлен в соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Положения, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Изучив порядок оценки заявок извещения о проведении Конкурса по Показателю Критерия, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления Детализирующего показателя Критерия не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
С учетом изложенного, довод жалобы заявителя является необоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кремешкова А.А. - частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика ФГБУ "Управление Калммелиоводхоз" - нарушение ч.6 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Мархадаева А.М.
Габунов А.В
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 19 сентября 2022 г. N 008/06/31-119/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2022