Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 1837-ИП/22 от 08.09.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту пришкольного спортивного стадиона.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме 03.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 222 247,19 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласному первому доводу жалобы Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки. По его мнению, в требованиях к содержанию и составу заявки и в описании объекта закупки имеются противоречия. Заявитель считает, что Заказчик разместил смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства и в связи с этим, представление иных документов, по его мнению, не требуется.
Комиссией установлено, что начальная (максимальная) цена контракта - 12 222 247,19 рублей. Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту пришкольного спортивного стадиона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 52 "Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ" (далее - ГрК) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частью 14.2 статьи 1 ГрК РФ определено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно, пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Комиссия, ознакомившись с материалами дела и положениями ГрК РФ, отмечает, что закупка на выполнение капитального ремонта указанного объекта не предусматривает выполнение работ, относящихся к капитальному ремонту объекта капитального строительства, доказательств того что, указанный в проектной документации "капитальный ремонт пришкольного спортивного стадиона" может быть отнесен к объекту капитального строительства Заявителем в материалы дела не представлено.
Комиссия установила, что в требованиях к содержанию и составу заявки указано:
2. При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1.2. предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
г) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Положения описания объекта закупки (техническое задание) содержат следующее:
Раздел 7. Перечень приложений
Приложение N1 Требования к товарам и показатели эквивалентности товаров, поставляемым при выполнении закупаемых работ.
Приложение N1.1 Требования к товарам и показатели эквивалентности товаров, используемым при выполнении закупаемых работ.
Также Комиссия установила, что в требованиях к содержанию и составу заявки установлено:
"2. При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
2.2. информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 1.2 настоящего раздела, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства".
Комиссия обращает внимание на то, что закупка на выполнение капитального ремонта указанного объекта не предусматривает выполнение работ, относящихся к капитальному ремонту объекта капитального строительства, соответственно, на основании пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системы Заказчик правомерно установил требования к содержанию и составу заявок, соответственно, Комиссия не усматривает противоречий в положениях извещения об осуществлении заявки.
Согласно второму доводу Заявитель оспаривает положения проекта контракта.
Комиссия установила, что в проекте контракта установлено следующее:
"2. Цена Контракта и порядок расчетов
2.4. Оплата Заказчиком по Контракту составляет не более чем 7 (семи) рабочих дней, с даты подписания Заказчиком электронного документа о приемке выполненных работ, счета на оплату, счета-фактуры (при наличии), товарной накладной Торг-12 и подписанных Сторонами КС2, КС3. Оплата результата выполненных работ производится Заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика".
Согласно статье 13.1 Федеральному закону от 16 апреля 2022 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 104) в отношении заказчиков, являющихся федеральными органами исполнительной власти, автономными и бюджетными учреждениями, созданными Российской Федерацией, Законом N 104 установлены следующие сроки оплаты:
если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены:
- с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней,
- с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней, с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Также в отношении заказчиков, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, автономными и бюджетными учреждениями, созданными Российской Федерацией, Законом N 104 установлены "переходные положения" (части 11, 12 статьи 6 Закона N 104), которые предусматривают следующее.
С 1 июля 2022 года срок оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по общему правилу должен составлять не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
При этом в период с 1 мая по 30 июня 2022 года включительно срок оплаты по государственным контрактам остается прежним и составляет:
не более 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке;
не более 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (по контрактам, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участниками которого могли быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации, несмотря на то, что часть 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, определяющая особый срок оплаты по таким контрактам, утрачивает силу с 1 мая 2022 года).
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что сроки оплаты, указанные в проекте контракта, установлены не в соответствии с действующим законодательством. Соответственно, данный довод признан обоснованным.
Согласно третьему доводу Заявитель оспаривает положения проекта контракта. По его мнению, в разделах контракта установлены положения об условиях оплаты выполненных работ, которые противоречат друг другу.
Комиссия установила, что в проекте контракта установлено:
"2. Цена Контракта и порядок расчетов
2.4. Оплата Заказчиком по Контракту составляет не более чем 7 (семи) рабочих дней, с даты подписания Заказчиком электронного документа о приемке выполненных работ, счета на оплату, счета-фактуры (при наличии), товарной накладной Торг-12 и подписанных Сторонами КС2, КС3. Оплата результата выполненных работ производится Заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика.
5. Права и обязанности Сторон
5.2. Условия об обязанностях заказчика:
5.2.1. Оплачивать выполненные по контракту работы на основании сметы контракта:
с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ".
Таким образом, в положениях контракта сроки об условиях оплаты выполненных работ установлены в противоречие друг другу, соответственно, в действиях Заказчика усматриваются нарушения Закона о контрактной системе.
В четвертом доводе Заявитель оспаривает положения проекта контракта в части установления независимой гарантии.
Комиссия установила, что в проекте контракта установлено:
"10. Обеспечение исполнения контракта
10.6. В случае, если обеспечение исполнения Контракта осуществляется в форме независимой гарантии, выданной в соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе при неисполнении либо ненадлежащем исполнении Подрядчиком обязательств по настоящему Контракту, а также в целях возмещения убытков, понесенных Заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств по Контракту, обратить взыскание на всю сумму, обеспеченную независимой гарантией. Срок действия независимой гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц. Независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать сведения, предусмотренные частью 2 статьи 45 Закона о Контрактной системе".
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик установил положения о независимой гарантии в несоответствии с нормами Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кремешкова А.А. обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 13 статьи 34, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, так как предписание выдано по делу N 047/06/42-2670/2022.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 14 сентября 2022 г. N 047/06/42-2719/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2022