Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 463 от 26.11.2021 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
03.08.2022 на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении закупки N 0345300121122000201 на выполнение работ по капитальному ремонт пришкольного спортивного стадиона.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводу обращения Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки в части установления описания объекта закупки.
Инспекция установила, что в Приложении N 1 описании объекта закупки установлены требования, в том числе, к следующим товарам:
"- Конструкция тип 1 в соответствии с локальным сметным расчетом N 02-01-01 пункт N 57;
- Конструкция тип 2 в соответствии с локальным сметным расчетом N 02-01-01 пункт N 67;
- Спортивный элемент тип 1 в соответствии с локальным сметным расчетом N 02-01-01 пункт N 65;
- Спортивный элемент тип 2 в соответствии с локальным сметным расчетом N 02-01-01 пункт N 69;
- Спортивный элемент тип 3 в соответствии с локальным сметным расчетом N 02-01-01 пункт N 59".
При этом в извещении об осуществлении закупки Заказчиком установлено:
| ||||
Секции ограждения |
25.11.23.119 |
|
||
Ворота для мини-футбола |
32.30.15.239 |
|
||
Калитка |
25.11.23.119 |
|
||
Ворота |
25.11.23.119 |
|
||
Брус для отталкивания |
32.30.15.239 |
|
||
Воркаут комплекс |
32.30.15.239 |
|
||
Стойки волейбольные с сеткой волейбольной |
32.30.15.239 |
|
||
Щит информационный |
25.11.23.119 |
|
||
Сетка оградительная за футбольными воротами |
32.30.15.239 |
|
|
|
Инспекция обращает внимание на то, что указанные наименования товаров полностью отличаются от товаров, указанных в Приложении N1 к Описанию объекта закупки, что не позволяет определить исчерпывающий перечень поставляемых товаров, а также коды ОКПД 2, которым они соответствуют. Соответственно, данный довод обращения является обоснованным.
Во втором доводе обращения Заявитель оспаривает положения описания объекта закупки, так как, по его мнению, описание объекта закупки установлено в ненадлежащем формате.
Инспекция установила, что в описании объекта закупки Заказчиком установлен следующий показатель для товара N1 Толщина цинкового покрытия крепёжных элементов: "Минимальное значение показателя, установленное Заказчиком: 20 (двадцать целых) мкм". При использовании функции поиска по тексту фрагмента "двадцать целых", поиск не выдает данную характеристику в поисковой системе.
Законом о контрактной системе установлены требования к информации, содержащейся в единой информационной системе, а именно: такая информация является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования отдельных фрагментов текста средствами обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающим возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Инспекция, ознакомившись с составом и содержанием электронных документов, являющихся приложениями к извещению, установила, что форматы файлов не обеспечивают возможность поиска фрагмента текста средствами общераспространенных программ.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу, что Заказчиком нарушены требования части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе, в виду того, что в электронных документах, являющихся приложением к извещению об осуществлении закупки, содержались файлы, формат которых не обеспечивает возможность поиска и копирования текста, а, следовательно, не являются общедоступными, как того требует Закон о контрактной системе.
Согласно второму доводу обращения Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе в части установления неиспользуемых положений инструкции.
Инспекцией установлено, что в описании объекта закупки установлена инструкция по предоставлению конкретных показателей поставляемых товаров (далее - Инструкция), включающая, в том числе, следующее положение:
"В случае если в названии показателя указано "доля", "доля в составе", "массовая доля" и т.д. и значение данного показателя измеряется в процентах, и при этом в требованиях к одному товару представлены требования ко всем возможным показателям такого типа ,составляющим одно целое, то значения таких показателей не должны противоречитьравенству суммы абсолютных численных значений всех долей целого ста процентам. При этом если "доли" целого участвуют между собой в каталитическом, симбиотическом, конкурентном и прочих взаимодействиях, то Заказчик указывает требования к показателю относительной "доли" одной составной части целого к другой составной части целого. Например, "Отношение доли вещества А к доле вещества Б в составе". В подобном случае требование выставляется к показателю: "Доля А"/"Доля Б". И если в случае указания требований к относительным долям, указаны требования ко всем возможным показателям такого типа, то указанные участником значения не должны противоречить факту равенства суммы абсолютных численных значений всех долей целого ста процентам".
Инспекция установила, что указанное положение Инструкции не применялось при описании требований к поставляемым товарам, содержащихся в описании объекта закупки.
Из указанного следует, что данные положения Инструкции не подлежат включению в инструкцию по заполнению заявки. Такая Инструкция вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, и увеличивает объем текста инструкции, что приводит фактически к затруднению заполнения заявки.
Исходя из вышеизложенного, такая инструкция по заполнению заявки участников является ненадлежащей и составленной в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
2. Не выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, так как предписание выдано по делу N 047/06/42-2671/2022;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 14 сентября 2022 г. N 047/06/99-2718/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2022