Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РЕМСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального казенного учреждения городского округа Химки Московской области "Управление делами администрации" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Управление централизации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку мебели для нужд МКУ "Управление делами Администрации" в 2022 году (извещение N 0848300044522000683 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 05.09.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 597 640,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 13.09.2022;
4) на участие в Аукционе подана 5 заявок от участников закупки;
5) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 5 участников закупки;
6) по результатам подведения итогов заявки 5 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Извещении не установлен запрет на допуск отдельных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
Согласно извещению о проведении Аукциона, предметом закупки является поставка мебели для нужд МКУ "Управление делами Администрации" в 2022 году.
Описанием объекта закупки установлены требования к поставляемым товарам, а именно: 31.01.12.110-Столы письменные деревянные для офисов, административных помещений, 31.01.12.160 - Мебель для сидения, преимущественно с деревянным каркасом, 31.01.12.150-Тумбы офисные деревянные, 31.01.12.139-Шкафы деревянные прочие, 31.01.12.131-Шкафы для одежды деревянные и 31.01.12.190 - Мебель офисная деревянная прочая.
На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные товары относятся к коду 31.01.1 Мебель для офисов и предприятий торговли, который включен в Перечень, утвержденный Постановлением N 616.
При этом в Извещении о проведении Аукциона не установлены запреты, предусмотренные Постановлением N 616.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 616 запреты, указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 616 не применяются в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 19 - 21, 28, 50, 142 и 145 перечня).
На заседании Комиссии установлено, что суммарная стоимость поставляемых товаров превышает 1 млн. рублей.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления в извещении о проведении Аукциона запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 616, противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформировано Приложение N 1 к Описанию объекта закупки.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом информации и документов на официальном сайте, на электронной площадке такие информация и документы должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте, на электронной площадке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Взимание платы за предоставление доступа к таким информации и документам не допускается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" утверждены Положения о единой информационной системе в сфере закупок (далее - Положение).
Согласно подпунктам "а", "е", пункта 9 Положения технологические средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в форме электронных образов бумажных документов.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На заседании Комиссии установлено, что Приложение N 1 к Описанию объекта закупки, размещенное Заказчиком на Официальном сайте в формате "pdf", позволяет осуществлять поиск, копирование произвольного фрагмента текста, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Приложение N 1 к Описанию объекта закупки, а также документ "обоснование ктру", размещенные Заказчиком на Официальном сайте, содержат информацию, несоответствующую Извещению о проведении Аукциона.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
1) На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Извещении установлено, в том числе следующее: Стол для переговоров 31.01.12.110-00000003.
Документ "обоснование ктру", размещенный Заказчиком на Официальном сайте, содержит иную информацию, а именно: "Стол тип 1 Код позиции каталога 31.01.10.000-00000005".
При этом, в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки отсутствует информация о позиции КТРУ для товара "Стол тип 1".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления подобным образом описания объекта закупки в части указания ненадлежащим образом кодов позиции КТРУ вводят участников закупки в заблуждение и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Аналогичным образом, Заказчиком допущены нарушения в части установления подобным образом сведений по иным товарам.
2) Заказчиком в документе "обоснование ктру" для товара "Стол тип 2" по показателю "Диаметр отверстия для монтажа проводов" установлено значение "От 35 до 80".
При этом, в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки для товара "Стол тип 2" по показателю "Диаметр отверстия для монтажа проводов" установлено значение "От 35 мм".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления подобным образом характеристик поставляемых товаров вводят участников закупки в заблуждение и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Аналогичным образом, Заказчиком допущены нарушения в части установления подобным образом сведений по иным товарам.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Пунктом 5 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил формирования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является поставка мебели для нужд МКУ "Управление делами Администрации" в 2022 году.
В Описании объекта закупки установлены требования к техническим характеристикам поставляемых товаров.
На заседании Комиссии установлено, что на Официальном сайте содержатся соответствующие позиции КТРУ для указанных товаров, содержащие обязательные для применения характеристики.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что в Описании объекта закупки отсутствует надлежащее обоснование, раскрывающее потребность Заказчика в установлении дополнительных характеристик, не предусмотренных позициями КТРУ, в связи с чем их установление неправомерно и может привести к ограничению количества участников закупки.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Описании объекта закупки дополнительные характеристики товара, не предусмотренные соответствующими позициями КТРУ не соответствуют нормам Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Описании объекта закупки установлены характеристики поставляемых товаров, ограничивающие количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
По мнению Заявителя, характеристике "Цвет столешницы" для товара "Стол тип 1" соответствует материал столешницы единственного производителя - "Kronospan".
Вместе с тем, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, документов и сведений, однозначно свидетельствующих о невозможности поставки товаров, соответствующих требованиям Описания объекта закупки, не представлено.
Кроме того, на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки, признанных соответствующими требованиям Извещения о проведении Аукциона.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к техническим характеристикам поставляемых товаров не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
6. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчиком в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки для товара "Кресло тип 2" по показателю "Характеристики" установлено значение "Ширина спинки максимальная должна быть равна максимальной ширине сиденья", по показателю "Ширина спинки" установлено значение "до 520 от 500 мм", по показателю "Ширина сиденья максимальная" установлено значение " 490 <520 миллиметры".
При этом, в инструкции по заполнению заявки установлено: "Символ "<" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, менее указанного значения; Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, более указанного значения или равное ему; В случае если требуемое значение показателя товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретное(-ые) значение (-я) показателя из данного диапазона, не включая крайние значения".
Комиссия приходит к выводу, что установления подобным образом требований к характеристикам товаров с учетом положений инструкции по заполнению заявки противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичным образом, Заказчиком допущены нарушения в части установления ненадлежащим образом требований к характеристикам иных товаров.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕМСТРОЙ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 20.09.2022 N 050/06/105-33929/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 20 сентября 2022 г. N 050/06/105-33929/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2022