Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное АО "Корпорация "Комета" (далее - Заказчик), о включении информации об ООО "Остек-СМТ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик направил в ФАС России в соответствии со статьей 104
Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) информацию об ООО "Остек-СМТ" для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 19.10.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку рентгеновской системы неразрушающего контроля (номер извещения в ЕИС - 0573100002721000037).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 45 400 666,67 руб.
Между Заказчиком и ООО "Остек-СМТ" заключен государственный контракт от 17.11.2021 N 00000000730956200033/05731000027210000370001, цена которого составила 45 400 666,67 руб. (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1 Контракта Контракт заключается для выполнения инвестиционной программы по объекту: "Техническое перевооружение участков микроэлектроники, механообработки и испытательной базы, направленное на обеспечение выполнения третьего этапа ОКР ЕКС" АО "Корпорация "Комета" (г. Москва).
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта предметом Контракта является поставка рентгеновской системы неразрушающего контроля (далее - Оборудование), в количестве, ассортименте, качестве и в сроки, предусмотренные приложением N 1 к Контракту (далее - Техническое задание).
Согласно пункту 4.1 Контракта срок поставки Оборудования и выполнения сопутствующих работ/услуг, предусмотренных пунктом 1.3 Технического задания - не позднее 200 (двухсот) календарных дней с даты заключения Контракта, то есть до 05.06.2022.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в нарушение условий Контракта оборудование Заказчику не поставлено, сопутствующие работы/услуги не выполнены.
На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.5 Контракта установлено, что Контракт может быть расторгнут досрочно в одностороннем порядке, в случаях, предусмотренных
Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о контрактной системе, а также в случае нарушения поставщиком сроков поставки Оборудования.
Учитывая, что ООО "Остек-СМТ" оборудование Заказчику не поставлено, сопутствующие работы/услуги не выполнены, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 25.08.2022 N 10/4903 (далее - Решение).
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком Решение размещено в ЕИС 25.08.2022.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, 25.08.2022 является датой надлежащего уведомления.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено,что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления ООО "Остек-СМТ" нарушения условий Контракта не устранены,Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 06.09.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель ООО "Остек-СМТ" на заседании Комиссии пояснил,что в соответствии со спецификацией (приложение N 2 к Контракту) необходимо осуществить поставку Оборудования фирмы-производителя -Baker Hughes Digital Solutions GmbH, страна происхождения которого Германия, при этом согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 N 430-р Германия вошла в список недружественных стран.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4д Решения Совета (ОВПБ) 2022/327 от 25.02.2022 запрещается продавать, поставлять, передавать или экспортировать, прямо или косвенно, товары и технологии, подходящие для использования в авиационной или космической отрасли, независимо от того, происходят ли они из Союза или нет, любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России или для использования в России.
Так, Письмом от 19.03.2022 компания Baker Hughes Digital Solutions GmbH уведомила ООО "Остек-СМТ" о приостановке новых инвестиций в работу в России, после чего ООО "Остек-СМТ" оповестило Заказчика о данных обстоятельствах и обратилось в Торгово-промышленную палату Российской Федерации с заявлением о признании указанных обстоятельств, препятствующих выполнению Контракта.
Кроме того, ООО "Остек-СМТ" письмом от 14.06.2022 исх. N 03-05/001088/22 предложило Заказчику изменить срок поставки
Оборудования согласно части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе,на что Заказчик письмом от 21.06.2022 исх. N 13/752 уведомил
ООО "Остек-СМТ" о том, что изменить срок поставки Оборудования не представляется возможным.
27.06.2022 компания Baker Hughes Digital Solutions GmbH направила в адрес ООО "Остек-СМТ" письмо о запрете поставок оборудования в связи с санкциями и запретом на таможенное оформление для провоза оборудования на территорию Российской Федерации, о чем Заказчик уведомлен письмом от 20.07.2022 исх. N 03-05/001332/22.
Таким образом, при исполнении обязательств по Контракту
ООО "Остек-СМТ" не могло предусмотреть наступление обстоятельств, возникших после заключения Контракта, а именно отказ производителя от поставки оборудования из-за введения правительством стран
Европейского союза и Соединенных Штатов Америки экономических и политических санкций, мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации в связи с проведением специальной военной операции на территории Украины.
Также на заседании Комиссии ООО "Остек-СМТ" представило правовое заключение Московской торгово-промышленной палаты от 25.07.2022
N 08-2/2291 (далее - Правовое заключение) о невозможности исполнения Контракта в связи с введением недружественными странами политических, экономических санкций и ограничительных мер в отношении Российской Федерации, ее граждан и организаций, в также в связи с внесением поставляемого Оборудования в список товаров, запрещенных для экспорта в Российскую Федерацию.
Кроме того, в Правовом заключении установлено, что ООО "Остек-СМТ" приняло все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательств по Контракту.
Подпунктом "в" пункта 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта, а также в случае, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы,то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том,что информация об ООО "Остек-СМТ" не подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104
Закона о контрактной системе и Правилами,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Остек-СМТ" (ИНН: 7731481045), в Реестр не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.