На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила),в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Победитель Тендера" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГКУ "Первоуральский ЦЗ" (далее - Заказчик N 1), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку картриджей для принтеров Lexmark MX421ade (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0362200016421000015) (далее - Закупка N 1), при проведении БУ "Советский политехнический колледж" (далее - Заказчик
N 2), Оператором электронной площадки запроса котировок на поставку компьютерного оборудования, комплектующих товаров (номер извещения в ЕИC - 0387200007921000012) (далее - Закупка N 2), при проведении Администрацией Надымского района (далее - Заказчик N 3), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку электронно-вычислительной техники по объекту: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Юнга" г. Надыма" (номер извещения в ЕИС - 0190300001221000141) (далее - Закупка N 3), при проведении ГБОУ Гимназия N 642 "Земля и вселенная" Санкт-Петербурга (далее - Заказчик N 4), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку компьютерного оборудования (номер извещения в ЕИС - 0372200177721000033) (далее - Закупка N 4), при проведении МИ ФНС России по Уральскому федеральному округу (далее - Заказчик N 5), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку рабочих станций для нужд МИ ФНС России по Уральскому федеральному округу (номер извещения в ЕИС - 0162100017821000004) (далее - Закупка N 5), при проведении
ФГБОУ ВО Уральский ГАУ (далее - Заказчик N 6), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение компьютерной и оргтехники (номер извещения в ЕИС - 0362100004721000047) (далее - Закупка N 6),при проведении Уральским таможенным управлением (далее - Заказчик N 7), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку рабочих станций (номер извещения в ЕИС - 0162100022421000118) (далее - Закупка N 7),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиками NN 1-7, Оператором электронной площадки
Закупок NN 1-7.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно не предоставившего первичные учетные документы Заявителя по итогам проведения Закупок NN 1-7,в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 N 564 "О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров" (далее - Постановление N 564).
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил о том, что при осуществлении Закупки NN 1-7 действовал в рамках Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Закупки N 1 (далее - Извещение N 1), протоколами, составленными при проведении
Закупки N 1:
1) Извещение N 1 размещено в ЕИС - 16.03.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 223 500 рублей;
4) источник финансирования - бюджет Свердловской области;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Закупке N 1 - 25.03.2021;
6) на участие в Закупке N 1 поданы 3 заявки от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения заявок 3 участника закупки соответствуют требованиям, установленным в Извещении N 1 и Закону о контрактной системе;
8) дата подведения итогов определения поставщика в Закупке N 1 - 01.04.2021;
9) победителем Закупки N 1 признан Заявитель с минимальным предложением о цене контракта в размере 218 977,28 рублей;
10) государственный контракт заключен с Заявителем от 13.04.2021
N 03622000164210000150001 (далее - Контракт N 1).
В соответствии с извещением о проведении Закупки N 2 (далее - Извещение N 2), протоколами, составленными при проведении
Закупки N 2:
1) Извещение N 2 размещено в ЕИС - 12.04.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос котировок в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 397 265,10 рублей;
4) источник финансирования - бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Закупке N 2 - 20.04.2021;
6) на участие в Закупке N 2 подана 1 заявка от участника закупки;
7) по результатам рассмотрения единственной заявки участник закупки соответствует требованиям, установленным в Извещении N 2 и Закону о контрактной системе;
8) дата подведения итогов определения поставщика в Закупке N 2 - 21.04.2021;
9) победителем Закупки N 2 признан Заявитель с минимальным предложением о цене контракта в размере 1 329 423,37 рублей;
10) государственный контракт заключен с Заявителем от 26.04.2021
N 0387200007921000012 (далее - Контракт N 2).
В соответствии с извещением о проведении Закупки N 3 (далее - Извещение N 3), протоколами, составленными при проведении
Закупки N 3:
1) Извещение N 3 размещено в ЕИС - 29.03.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 754 538,56 рублей;
4) источник финансирования - бюджет Надымского района;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Закупке N 3 - 19.04.2021;
6) на участие в Закупке N 3 подано 10 заявок от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения заявок 8 участников закупки соответствуют требованиям, установленным в Извещении N 3 и Закону о контрактной системе;
8) дата подведения итогов определения поставщика в Закупке N 3 - 22.04.2021;
9) победителем Закупки N 3 признан Заявитель с минимальным предложением о цене контракта в размере 1 776 656,44 рублей;
10) государственный контракт заключен с Заявителем от 19.05.2021
N 0190300001221000141 (далее - Контракт N 3).
В соответствии с извещением о проведении Закупки N 4 (далее - Извещение N 4), протоколами, составленными при проведении
Закупки N 4:
1) Извещение N 4 размещено в ЕИС - 05.07.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 849 441 рублей;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Закупке N 4 - 13.07.2021;
6) на участие в Закупке N 4 подано 8 заявок от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения заявок 4 участника закупки соответствуют требованиям, установленным в Извещение N 4 и Закону о контрактной системе;
8) дата подведения итогов определения поставщика в Закупке N 4 - 16.07.2021;
9) победителем Закупки N 4 признан Заявитель с минимальным предложением о цене контракта в размере 1 609 006,44 рублей;
10) государственный контракт заключен с Заявителем от 02.08.2021
N 1019 (далее - Контракт N 4).
В соответствии с извещением о проведении Закупки N 5 (далее - Извещение N 5), протоколами, составленными при проведении
Закупки N 5:
1) Извещение N 5 размещено в ЕИС - 03.09.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 500 000 рублей;
4) источник финансирования - Федеральный бюджет;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Закупке N 5 - 13.09.2021;
6) на участие в Закупке N 5 подана 1 заявка от участника закупки;
7) по результатам рассмотрения единственной заявки участник закупки соответствует требованиям, установленным в Извещении N 5 и Закону о контрактной системе;
8) дата подведения итогов определения поставщика в Закупке N 5 - 14.09.2021;
9) победителем Закупки N 5 признан Заявитель с минимальным предложением о цене контракта в размере 1 500 000 рублей;
10) государственный контракт заключен с Заявителем от 29.09.2021
N 0162100017821000004 (далее - Контракт N 5).
В соответствии с извещением о проведении Закупки N 6 (далее - Извещение N 6), протоколами, составленными при проведении
Закупки N 6:
1) Извещение N 6 размещено в ЕИС - 21.10.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 354 942,37 рублей;
4) источник финансирования - средства бюджетного учреждения;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Закупке N 6 - 29.10.2021;
6) на участие в Закупке N 6 подана 1 заявка от участника закупки;
7) по результатам рассмотрения единственной заявки участник закупки соответствует требованиям, установленным в Извещении N 6 и Закону о контрактной системе;
8) дата подведения итогов определения поставщика в Закупке N 6 - 08.11.2021;
9) победителем Закупки N 6 признан Заявитель с минимальным предложением о цене контракта в размере 2 354 942,37 рублей;
10) государственный контракт заключен с Заявителем от 24.11.2021
N ЭА-236 (далее - Контракт N 6).
В соответствии с извещением о проведении Закупки N 7 (далее - Извещение N 7), протоколами, составленными при проведении
Закупки N 7:
1) Извещение N 7 размещено в ЕИС - 10.11.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 297 099,84 рублей;
4) источник финансирования - Федеральный бюджет;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Закупке N 7 - 29.11.2021;
6) на участие в Закупке N 7 поданы 3 заявки от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения заявок 3 участника закупки соответствуют требованиям, установленным в Извещении N 7 и Закону о контрактной системе;
8) дата подведения итогов определения поставщика в Закупке N 7 - 02.12.2021;
9) победителем Закупки N 7 признан Заявитель с минимальным предложением о цене контракта в размере 3 264 815,12 рублей;
10) государственный контракт заключен с Заявителем от 20.12.2021
N 01621000224210001180001 (далее - Контракт N 7).
Согласно части 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица,с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в том числе порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы.
Пунктом 1 Постановления N 564 предусмотрено, что операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.
На основании пункта 3 Постановления N 564 оператор электронной площадки не вправе взимать плату за предоставление лицу, с которым заключается контракт, первичных учетных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и составленных в форме электронного документа.
При этом согласно пункту 13.10 положения о функционировании электронной площадки АО "Сбербанк - АСТ" утвержденного Генеральным директором АО "Сбербанк - АСТ" А.Ю. Андреевым 10.01.2022 первичные учетные документы, необходимые для оформления факта оказания услуг, могут быть получены лицом, с которого взимается плата или его представителем в электронном виде посредством системы юридически-значимого электронного документооборота, за подключение к которой предусмотрена плата, либо в бумажном виде при личном обращении в офис Оператора электронной площадки или почтовым отправлением по дополнительному запросу лица, с которого взимается плата.
Согласно обращению Заявителя Оператором электронной площадки по факту заключения контрактов по итогам проведения Закупок NN 1-7 в адрес Заявителя направлены платежные поручения, на основании которых со счета Заявителя с 13.04.2021 по 31.12.2021 списаны денежные средства на общую сумму 23 842 руб., при этом Оператором электронной площадки в адрес Заявителя не направлены первичные учетные документы, необходимые для оформления факта оказанных услуг.
Вместе с тем представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не предоставил дополнительных сведений, подтверждающих направление первичных учетных документов в адрес Заявителя.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Оператором электронной площадки неправомерно не направлены первичные учетные документы, подтверждающие взыскание платы за заключение контрактов по результатам осуществления Закупок NN 1-7, что нарушает часть 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.