Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Интеко" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок ФКУЗ "МСЧ МВД России по Владимирской области" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении ФКУЗ "МСЧ МВД России по Владимирской области" (далее - Заказчик), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение камеры видеонаблюдения (в рамках ГОЗ) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0328100002722000078) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно признавшей заявку Заявителя не соответствующей требованиям извещения об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 23.09.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 26.09.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 12.09.2022;
1) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 577 500 рублей;
3) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 18809010830292019211;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.09.2021;
5) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 12.09.2022;
8) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подали 7 участников Аукциона;
9) в соответствии с частью 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку только 1 заявка признана соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении Аукциона;
10) победителем Аукциона признан участник с идентификационным номером заявки "2" с предложением о цене контракта в размере 568 837,50 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные статьей 14 Закона о контрактной системе запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя в связи с непредставлением в составе заявки Заявителя номера реестровой записи из реестра программного обеспечения, поскольку, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно применяется запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 1236.
В соответствии с Извещением Заказчиком установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 1236.
Так, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.09.2022 N ИЭА1 (далее - Протокол) Комиссией по осуществлению закупок принято решение об отклонении заявки Заявителя, в связи с непредставлением номера реестровой записи из реестра российского программного обеспечения.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно требованию к содержанию, составу заявки и инструкции по ее заполнению Извещения Заказчиком установлено требование об указании в свободной форме наименования программного обеспечения с целью проверки наличия сведений о таком программном обеспечении для электронных вычислительных машин и базах данных в реестре российского программного обеспечения и (или) реестре евразийского программного обеспечения в соответствии с Постановлением N 1236.
Согласно описанию объекта закупки Извещения, Заказчиком приобретаются камеры видеонаблюдения, которые имеют характеристику "HD-формат - Full HD 1080p", для использования которой необходимо встроенное программное обеспечение в камере видеонаблюдения.
При этом Комиссией установлено, что в реестре российского программного обеспечения имеются сведения о регистрации программного обеспечения для применения на цифровых камерах видеонаблюдения (реестровая запись N 12466 от 30.12.2021), в связи с чем установление Заказчиком в Извещении запрета в соответствии с Постановлением N 1236 не противоречит Закону о контрактной системе.
Также на заседании Комиссии установлено, что согласно письму Министерства Финансов Российской Федерации от 10.06.2020 N 24-03-08/50149 Постановлением N 1236 не установлен документ, представляемый в качестве декларации о наличии в реестре российского программного обеспечения сведений о программах для электронных вычислительных машин и баз данных.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно отклонившей заявку Заявителя в связи с непредставлением номера реестровой записи из реестра российского программного обеспечения нарушают подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование об указании в свободной форме наименования программного обеспечения, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Интеко" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 26.09.2022 N 28/06/105-3014/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.