Резолютивная часть решения оглашена 22 сентября 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 27 сентября 2022 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии: рассмотрение осуществлялось посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителей сторон:
АО Инженерно-внедренческий центр ИНСОФТ -
Государственного бюджетного учреждения "Объединенный государственный архив Оренбургской области" -
Комитета по делам архивов Оренбургской области -
Представитель ГКУ "Центр организации закупок" не явился, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу АО Инженерно-внедренческий центр ИНСОФТ на действия Государственного бюджетного учреждения "Объединенный государственный архив Оренбургской области" при проведении электронного аукциона на создание государственной информационной системы "Архивы Оренбургской области" (номер извещения N 0853500000322007646),
УСТАНОВИЛА:
15.09.2022 г. в Оренбургское УФАС России через ЕИС поступила жалоба АО Инженерно-внедренческий центр ИНСОФТ (вх. N 8602 от 16.09.2022 г.) (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения "Объединенный государственный архив Оренбургской области" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на создание государственной информационной системы "Архивы Оренбургской области" (номер извещения N 0853500000322007646) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, пояснив, что закупка осуществляется Заказчиком с нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе по следующим основаниям.
Так, 12.09.2022 г. Заявитель подал запрос о разъяснении положений извещения об электронном аукционе. 14.09.2022 г. Заказчиком опубликован ответ на указанный запрос, между тем, по мнению Заявителя, по всем вопросам Заказчиком ответ по существу не предоставлен, что не позволяет рассчитать стоимость оказания услуг, а также время оказания услуг по объекту закупки и приводит к ограничению количества участников закупки и исключению допуска к оказанию услуг по контракту любых заинтересованных организаций. В частности, потенциальный исполнитель не может определить трудоемкость и стоимость работ по конвертации данных. В техническом задании отсутствует значение показателя "описание структур 5 и 12 баз данных", при этом, Заказчик предлагает определить данные показатели на этапе обследования, следовательно данные показатели являются изменяемыми (уточняемыми). Кроме того, представитель Заявителя указал, что не может рассчитать объемы и стоимость услуги по показателю "Функции, используемые при интеграции с ЕСИА". По показателям "Виды и наименование услуг, для которых должна быть осуществлена интеграция системы с ЕПГУ", "наименование URI (namespace) вида сведений и адрес размещения описания форматов вида сведений" в извещении отсутствует описание, не указаны показатели; показатель "Информация по видам платежных систем, с использованием которых должна обеспечиваться оплата" является изменяемым (уточняемым); по показателю "перечень средств защиты, с которым необходимо обеспечить совместимость поставляемого ПО" Заявитель также не может рассчитать объемы и стоимость услуги, поскольку средства защиты информации не указаны Заказчиком.
Представители Заказчика, Комитета по делам архивов Оренбургской области просили жалобу признать необоснованной, пояснив следующее. Программный комплекс "Архивный фонд" разработан сторонней организацией по заказу Федерального архивного агентства, у Заказчика отсутствует возможность предоставления описания структуры базы данных ПК "Архивный фонд". База данных, как структура охраняется режимом авторского права как иное произведение по смыслу норм ст. 1225, 1259 Гражданского кодекса РФ. Учитывая изложенное, для определения структуры баз данных в техническое задание включено предпроектное обследование, в том числе и для определения структуры баз данных, подлежащих конвертации. При этом, Заказчиком указана точная характеристика - количество баз данных, подлежащих конвертации. Интеграция необходима для удобства применения пользователями различных сервисов, требующих авторизации, и будет способствовать обеспечению защиты персональных данных, из чего следует, что Исполнитель самостоятельно определяет, какие функции интеграции с ЕСИА и, как именно будут использованы при создании государственной информационной системы "Архивы Оренбургской области" (далее - Система), при этом, являясь достаточными для удобства применения сервисов пользователями.
ЕГПУ - Единый портал государственных и муниципальных услуг. Это федеральная государственная информационная система. Она обеспечивает гражданам, предпринимателям, юридическим лицам доступ к сведениям о государственных и муниципальных учреждениях, оказываемых ими электронных услугах.
Оренбургская область является одним из исполнителей массовой социально-значимой услуги (МСЗУ) "Организация исполнения государственными архивами субъектов Российской Федерации запросов на получение архивных справок, архивных выписок и архивных копий, связанных с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсацией в соответствии с законодательством Российской Федерации", которая представлена на ЕГПУ на федеральном уровне.
Изложенные в жалобе доводы об отсутствии возможности найти перечень услуг, оказываемых архивом в электронном виде через портал Госуслуг несостоятельны, поскольку при вводе в поисковую строку ЕПГУ запроса ГБУ "Объединенный государственный архив Оренбургской области" портал направляет на страницу учреждения, где имеется возможность перейти по ссылке "прием заявок (запросов) на предоставление архивных документов (архивных справок, выписок и копий)", в которой содержится исчерпывающий перечень государственных услуг, оказываемых учреждением в электронном виде.
В п. 2 Технического задания отражены основные направления и цели создания Системы, также п. 3 Технического задания указан перечень нормативных правовых актов, которые Исполнитель использует при создании системы.
Согласно ч. 1.4 р. 1 Приказа Росархива от 02.03.2020 г. N 24 "Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях" (зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2020 г. N 58396) при наличии в архиве информационной системы, соответствующей техническим требованиям, устанавливаемым уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере информационных технологий и информационной безопасности, архив осуществляет хранение, комплектование, учет и использование архивных документов с использованием такой информационной системы. Требования к формату данных в государственных информационных системах устанавливается в соответствии с пунктом 5.2.23 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 г. N 418.
Заявитель самостоятельно выбирает формат обращения в архивное учреждение. Нормативный правовой акт устанавливающий перечень услуг, которые будут предоставлены в электронном виде, а которые при очном посещении отсутствует. Описание видов и форматов сведений, необходимых для интеграции с ЕГПУ, размещено на портале ЕПГУ в свободном доступе.
Законодательством установлен реестр операторов платежных систем, который публикуется в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" имеет закрытый перечень, который размещен в свободном доступе и которым должен руководствоваться Исполнитель, ограничение выбора вида платежной системы являлось бы нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, представители Заказчика, Комитета указали, что средства защиты информации указано в Техническом задании (VipNet 1471), соответственно, доводы Заявителя несостоятельны.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
08.09.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об аукционе на создание государственной информационной системы "Архивы Оренбургской области" (номер извещения N 0853500000322007646).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 531 050,00 рублей.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме утверждено Заказчиком.
Законом о контрактной системе урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2 ч.2 ст. 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведения открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Из буквального толкования указанных положений Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях к объекту закупки. Требования к объекту закупки, в том числе к описанию объекта закупки, должны быть ясными, четкими, непротиворечивыми, исключать возможность неоднозначного толкования и быть реально исполнимыми.
Из взаимосвязанных целей регулирования Закона о контрактной системе следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В разделе 7 Технического задания (приложение к извещению) Заказчиком установлено,
- Конвертация баз данных под управлением ПК "Архивный фонд" в единую информационную систему ОГАОО (5 баз данных, которые Заказчик передает Исполнителю на этапе предпроектного обследования)
- Конвертация тематических баз данных государственных архивов, объединенных в ОГАОО (12 баз данных, которые Заказчик передает Исполнителю на этапе предпроектного обследования).
Заявитель указал, что просит указать в Техническом задании описание структур указанных баз данных для конвертации. Между тем, именно Исполнитель должен изучить структуры переданных Заказчиком без данных и разработать соответствующие структуры в единой информационной системе для проведения конвертаций. Для определения структуры баз данных в Техническое задание включено предпроектное обследование, при этом программный комплекс "Архивный фонд" разработан сторонней организацией по заказу Федерального архивного агентства, в связи с чем у Заказчика отсутствует возможность предоставления описания структуры базы данных ПК "Архивный фонд".
Относительно довода Заявителя о невозможности рассчитать объемы и стоимость услуги по показателю "Функции, используемые при интеграции с ЕСИА" следует отметить, что невозможность отдельного участника закупки рассчитать стоимость той или иной услуги, не может свидетельствовать о наличии нарушений при описании объекта закупки. В частности, исходя из пояснений Заказчика, специфики самого предмета закупки следует, что интеграция необходима для удобства применения пользователями различных сервисов, требующих авторизации, и будет способствовать обеспечению защиты персональных данных, из чего следует, что Исполнитель, а не Заказчик, самостоятельно определяет, какие функции интеграции с ЕСИА и как именно будут использованы при создании государственной информационной системы "Архивы Оренбургской области", при этом достаточными для удобства применения сервисов пользователем. Описание видов и форматов сведений, необходимых для интеграции с ЕПГУ размещено на портале ЕПГУ в свободном доступе,
Так, в п. 2 Технического задания отражены основные направления и цели создания Системы, также п. 3 Технического задания указан перечень нормативных правовых актов, которые Исполнитель использует при создании системы.
Согласно ч. 1.4 р. 1 Приказа Росархива от 02.03.2020 г. N 24 "Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях" (зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2020 г. N 58396) при наличии в архиве информационной системы, соответствующей техническим требованиям, устанавливаемым уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере информационных технологий и информационной безопасности, архив осуществляет хранение, комплектование, учет и использование архивных документов с использованием такой информационной системы. Требования к формату данных в государственных информационных системах устанавливается в соответствии с пунктом 5.2.23 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 г. N 418.
Формат обращения в архивное учреждение заявитель выбирает самостоятельно. Нормативный правовой акт устанавливающий перечень услуг, которые будут предоставлены в электронном виде, а которые при очном посещении отсутствует. Описание видов и форматов сведений, необходимых для интеграции с ЕГПУ, размещено на портале ЕПГУ в свободном доступе.
При таких обстоятельствах, доводы Заявителя в данной части также являются необоснованными.
Законодательством установлен реестр операторов платежных систем, который публикуется в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" имеет закрытый перечень, который размещен в свободном доступе и которым должен руководствоваться Исполнитель. В предоставлении Заказчиком Исполнителю возможности самостоятельно определить платежную систему, которая будет лучше работать на базе программной платформы, Комиссия Оренбургского УАФС Росси, в данном случае, нарушений положений ст. 33 Закона о контрактной системе, не усматривает.
VipNet 1471 - указано в Техническом задании в качестве средства защиты информации. Согласно п. 8 Технического задания Исполнитель сам должен обеспечить ГИС средствами защиты от несанкционированного доступа или иными средствами защиты, которые сертифицированы ФСТЭК или ФСБ. При этом антивирусная программа, установленная Заказчиком, может меняться на основании конкурентных процедур, проводимых для их приобретения.
При таких обстоятельствах, доводы Заявителя несостоятельны.
Формируя описание объекта закупки, Заказчик руководствуется существующей потребностью, в рамках необходимости оказания соответствующих услуг Заказчиком.
Исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Иными словами, Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, услугам, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить интересующий Заказчика товар, оказать соответствующие услуги, в соответствии с требованиями Заказчика, не понимание отдельных позиций отдельными участниками закупки, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки или неверном составлении извещения об осуществлении такой закупки.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Установлено, что 12.09.2022 г. Заявителем подан запрос о разъяснении положений извещения об аукционе.
Исходя из информации, содержащейся в Единой информационной системе, 14.09.2022 г. Уполномоченным органом размещен в Единой информационной системе с соблюдением сроков и порядка, определенного статьей 42 Закона о контрактной системе ответ на данный запрос.
В полномочия антимонопольного органа разъяснение тех или иных положений извещения об аукционе в рамках рассмотрения жалобы, в порядке, определенном ст. 105, 106, 99 Закона о контрактной системе, не входит.
Исходя из толкования положений ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоба Заявителя должна содержать доводы и документы, подтверждающие их обоснованность. Так, Заявителем не представлено доказательств и не заявлено обоснованных доводов по вышеуказанным позициям, свидетельствующих о нарушении при подобном изложении тех или иных характеристик, невозможности подачи предложения по данным позициям.
Кроме того, Комиссией Оренбургского УФАС России также учтен тот факт, что на участие в закупке были поданы две заявки (на участие в аукционе (идентификационные номера заявок N 81 и N 246). Участники закупки участвовали в процедуре аукциона, подавая ценовые предложения. Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0853500000322007646-2 от 20.09.2022 г., обе заявки участников закупки признаны соответствующими положениям извещения об аукционе.
Изучив положения Технического задания, с учетом пояснений представителей Заявителя и Заказчика, обстоятельств дела, Комиссия Оренбургского УФАС России нарушений положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при изложении требований, характеристик по данным позициям в действиях Заказчика не усматривает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО Инженерно-внедренческий центр ИНСОФТ на действия Государственного бюджетного учреждения "Объединенный государственный архив Оренбургской области" при проведении электронного аукциона на создание государственной информационной системы "Архивы Оренбургской области" (номер извещения N 0853500000322007646), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.