Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителей:
общества с ограниченной ответственностью "П_.", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела N013/06/49-616/2022;
Федерального казенного учреждения "__.", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела N013/06/49-616/2022;
рассмотрев 26 сентября 2022 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "П_.." (далее - ООО "П_..", Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0309100007022000141 на поставку отвала бульдозерного гидроповоротного (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 19.09.2022 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок.
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 21.09.2022 года NЛА/1307/22 рассмотрение жалобы назначено на 23.09.2022 года в 15 часов 30 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 21.09.2022 года NЛА/1307/22 о назначении дела N 013/06/49-616/2022 к рассмотрению размещено в ЕИС и доступно для всеобщего ознакомления.
23.09.2022 года в целях всестороннего рассмотрения настоящего дела в заседании Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 26.09.2022 года.
26.09.2022 года заседание Комиссии Мордовского УФАС России продолжилось в прежнем составе сторон.
На заседании Комиссии установлено следующее.
Извещение N0309100007022000141 о проведении Аукциона размещено Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - 07.09.2022 15:11 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 300 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 13.09.2022 12:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара: 13.09.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика: 14.09.2022.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0309100007022000141 от 14.09.2022 года по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 12:00 13.09.2022 года (время московское) поступило 7 (семь) заявок на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами: 112593597; 112586287; 112596678; 112594895; 112595155; 112598749; 112599643. При этом, заявки участников с индентификационными номерами: 112593597; 112586287; 112594895; 112595155; 112598749; 112599643 признаны единой комиссией по осуществлению закупок не соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона по основаниям, указанным в протоколе.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером 112596678, с ценовым предложением 216 000,00 руб. (двести шестнадцать тысяч рублей 00 копеек).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 2 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона). При этом, жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены комиссией по осуществлению закупок Заказчика, неправомерно отклонившей его заявку, как не соотвутствующую пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что согласно извещения о проведении Аукциона объектом закупки является поставка отвала бульдозерного гидроповоротного (ОКПД2: 28.92.28.120) в количестве одной (1) штуки стоимостью 300 000 рублей (НМЦК - 300 000,00 рублей).
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 года N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень) к данному Постановлению.
Закупаемое Заказчиком оборудование указано в перечне согласно приложению к Постановлению N 616 (пункт 75 "28.92.28.120 - Отвалы бульдозеров поворотные").
Вместе с тем из подпункта "б" пункта 3 Постановления N616 следует, что запреты не применяются в следующих случаях: закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 19 - 21, 28, 50, 142 и 145 перечня).
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлен запрет, предусмотренный Постановлением N 616, при этом в примечании указано: "В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, а именно: производится закупка единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупка совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей".
Кроме того, как установлено Комиссией Мордовского УФАС России раздел извещения "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" не содержит требований о предоставлении участником в составе заявок информации и документов, предусмотренных нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, а именно Постановлением N616.
Следовательно, исходя из объекта закупки Заказчиком установлен запрет на допуск промышленных товаров, предусмотренный Постановлением N 616, однако, принимая во внимание начальную (максимальную) цену контракта - стоимость одной единицы требуемого к поставке товара (300 000 рублей) на основании с подпункта "б" пункта 3 Постановления N616 данный запрет не подлежит применению.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0309100007022000141 от 14.09.2022 года, размещенному на сайте ЕИС 14.09.2022 11:14 (МСК), следует, что на участие в рассматриваемом Аукционе подано 7 (семь) заявок.
Заявки участников с индентификационными номерами: 112593597 (страна происхождения товара, предлагаемого к поставке - Беларусь); 112586287 (страна происхождения товара, предлагаемого к поставке - Россия); 112594895 - заявка Заявителя (страна происхождения товара, предлагаемого к поставке - Беларусь); 112595155 (страна происхождения товара, предлагаемого к поставке - Беларусь); 112598749 страна происхождения товара, предлагаемого к поставке - Россия); 112599643 страна происхождения товара, предлагаемого к поставке - Россия) признаны единой комиссией Заказчика по осуществлению закупок не соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона со следующим обоснованием: "Несоответствие требованиям нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ст. 14 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ)".
В связи с тем, что членами комиссии по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, только одной заявки на участие в ней - идентификационный номер заявки 112596648, на основании пункта 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия Мордовского УФАС России, изучив положения извещения о проведении Аукциона, а также представленные участниками закупки заявки, приходит к выводу, что действия единой комиссии Заказчика по осуществлению закупок в части признания заявок участников (в том числе заявки Заявителя), не соответствующими требованиям нормативно-правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, а именно Постановления N 616 и отклонения данных заявок по пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе нарушают требования, действующего законодательства о контрактной системе, поскольку в рассматриваемом случае запрет, установленный Постановлением N 616, не подлежит применению.
Таким образом, действия единой комиссии по осуществлению закупок Заказчика нарушают требования пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена часть 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы Заявителя признан обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "П_.." на действия комиссии по осуществлению закупок Федерального казенного учреждения "__" при проведении электронного аукциона N 0309100007022000141 на поставку отвала бульдозерного гидроповоротного обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением пункта 4, части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.