Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия УФАС, Комиссия Управления) в составе:
Предтеченская Е.Н. - начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель комиссии Управления,
Кузнецова Ю.Н. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления, член Комиссии Управления,
Шпякина М.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Управления, член Комиссии Управления,
рассмотрев жалобу ООО "Акцент" на положения извещения при проведении аукциона в электронной форме "Выполнение работ по сносу аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории сельских поселений Грязовецкого муниципального района Вологодской области", извещение N0130300034322000137, Заказчик - Администрация Грязовецкого муниципального района Вологодской области (далее - Заказчик), при участии представителей Заказчика - Козенковой С.В., Крутиковой Л.Н.,Брусниковой Е.С. (по доверенности), без участия представителей Заявителя (о дате и времени рассмотрения уведомлен надлежащим образом)
УСТАНОВИЛА:
18.09.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена жалоба ООО "Акцент" на положения извещения при проведении аукциона в электронной форме "Выполнение работ по сносу аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории сельских поселений Грязовецкого муниципального района Вологодской области", извещение N0130300034322000137 (далее - аукцион, закупка), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок и соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель приводит следующий довод.
В нарушение п. 2.1 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) Заказчик установил требование наличия членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) при размере обязательств менее 10 млн. руб., а именно 4 847 600,00 руб. Данное требование о наличии СРО указано в п.1.11 Извещения N 137, которое прилагается к извещению о закупке.
Заказчиком представлены возражения на жалобу (исх. от 22.09.2022 N 3789). С доводами жалобы Заказчик не согласен, считает, что извещение об аукционе не содержит положений и документов, противоречащих требованиям Закона о контрактной системе, просит признать жалобу необоснованной.
Заседание Комиссии УФАС проведено посредством видеоконференцсвязи.
Комиссия УФАС, рассмотрев представленные материалы, пришла к следующему выводу.
09.09.2022 в ЕИС размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 09.09.2022 N0130300034322000137".
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 847 600,00 руб.
Дата и время окончания подачи заявок: |
19.09.2022 в 8:00. |
В соответствии со ст. 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в ч. 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно требованиям п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.п. 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Осуществление сноса объекта капитального строительства регулируется ст. 55.31 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 4 и ч.5 ст. 55.31 ГрК РФ работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по сносу объектов капитального строительства по договорам подряда на осуществление сноса обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о сносе объектов капитального строительства, заключенным с лицами, не являющимися застройщиками, техническими заказчиками, лицами, ответственными за эксплуатацию здания, сооружения, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей.
Таким образом, в случае если при проведении закупки размер НМЦК превышает один миллион рублей, Заказчик обязан установить требование о членстве участников закупки в СРО.
Довод Заявителя признан необоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой при проведении аукциона выявлены следующие нарушения.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе Заказчикам запрещено совершать при осуществлении закупок любые действия, приводящие к ограничению конкуренции.
Согласно п. 1 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно извещению о закупке в рамках исполнения контракта, заключаемого по результатам аукциона, требуется произвести работы по сносу аварийных многоквартирных домов, расположенных в 5 (пяти) разных населенных пунктах.
Предусмотренные извещением о закупке и проектной документацией работы в разных населенных пунктах функционально и технологически не взаимосвязаны между собой. Проведение работ в каком-либо одном населенном пункте не влияет на возможность проведения работ в иных населенных пунктах, указанных в извещении о закупке. Кроме того, четыре населенных пункта относятся к Ростиловскому сельскому поселению, один - к Перцевскому сельскому поселению.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что действия Заказчика противоречат ст. 8 и ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе и могут привести к ограничению, устранению конкуренции при проведении аукциона ввиду отказа хозяйствующих субъектов от участия в аукционе, в том числе, по причине недостаточности трудовых или финансовых ресурсов, невозможности обеспечения выполнения работ по сносу зданий, расположенных на территории нескольких сельских поселений.
В соответствии с требованиями ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно извещению о закупке количество (объем работы, услуги) составляет 1 условную единицу. НМЦК в данной закупке рассчитана за весь объем работ, а не по цене за единицу.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п.1 ч.2 ст. 51 Закона о контрактной системе по итогам электронной процедуры Заказчик формирует и размещает в ЕИС и на электронной площадке проект контракта, который должен содержать информацию о цене контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со ст. 14 Федерального закона, положений ст. 28 и ст. 29 Федерального закона.
В нарушение указанных положений Закона о контрактной системе абзац второй п. 2.1 проекта контракта, имеющегося в электронном документе "Извещение N 137" содержит следующую формулировку:
"Цена Контракта указана в Локальных сметных расчетах (Приложение N 3 к Описанию объекта закупки (Техническому заданию)) с учетом коэффициента снижения начальной (максимальной) цены Контракта по результатам осуществления закупки. Понижающий коэффициент по результатам осуществления закупки составил________________ (указывается значение понижающего коэффициента с точностью до шести знаков после запятой). Указанный понижающий коэффициент рассчитан как отношение цены Контракта к начальной (максимальной) цене Контракта.".
Извещением о закупке не предусмотрено обеспечение исполнения контракта. В то же время, проект контракта содержит п.4.4.15 следующего содержания:
"В случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения Контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения Контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком исполнителя о необходимости предоставить соответствующее обеспечение (при необходимости).".
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ст. 34 и 51 Закона о контрактной системе.
Согласно положениям ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, следующую информацию:
- наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком);
- срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
- требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона (при наличии такого требования);
- информация о предоставлении преимущества в соответствии со ст.ст. 28 и 29 Федерального закона;
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со ст. 44 Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном ч.13 ст. 44 Федерального закона;
- размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона);
- информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 Федерального закона;
- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день;
- дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса, за исключением случая, предусмотренного ч.19 ст. 48 Федерального закона), дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса), дата окончания срока рассмотрения заявок (в случае проведения закрытого аукциона), дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Извещение, сформированное в ЕИС о закупке, в том числе, содержит следующую информацию:
"Преимущества и требования к участникам
Преимущества
Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ
Требования к участникам
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
соответствие требованиям, предъявляемым Градостроительным кодексом РФ к лицам, осуществляющим работы по договорам подряда на осуществление сноса объекта капитального строительства: являться членом саморегулируемых организаций (далее - СРО) в области строительства (часть 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Участник закупки должен иметь право выполнять работы по договору подряда на осуществление сноса, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в отношении объектов капитального строительства, кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии. Указанные требования не распространяются на случаи, предусмотренные частями 5, 6 статьи 55.31 Градостроительного кодекса РФ.
Ограничения
Не установлены".
Таким образом, в извещении, размещенном в ЕИС, Заказчиком не установлено требование в соответствии с п.11 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом, в электронном документе "Извещение N 137" указанное требование присутствует.
Согласно ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Федеральным законом, должно содержать, в том числе, следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Таким образом, ст. 42 Закона о контрактной системе устанавливает конкретный перечень электронных документов, подлежащих размещению в ЕИС.
Извещение об аукционе содержит следующие электронные документы:
- Извещение N 137 (4 файла),
- Ведомость объемов работ,
- Локальные сметные расчеты,
- Проектная документация.
Таким образом, в составе извещения отсутствуют электронные документы, предусмотренные ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а именно: описание объекта закупки, обоснование НМЦК, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, проект контракта. При этом, в составе извещения размещен электронный документ "Извещение", не предусмотренный законодательством.
Заказчиком нарушены требования ст.ст. 7, 31 и 42 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно также содержать исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям к участникам закупки. Подпунктом "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 этого же закона.
Перечень информации и документов, которые должны содержаться в заявке участника аукциона, указаны в электронном документ "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", размещенному в составе извещения о закупке.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут быть таким законодательством не предусмотрены, в связи с чем подтверждающие документы устанавливаются в извещении об осуществлении закупки и, соответственно, представляются в заявке на участие в закупке, если такие документы предусмотрены законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
При этом, согласно ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ в ст. 55.17 ГрК РФ внесены изменения, вступившие в силу с 01.09.2022.
Согласно ч.ч. 3-5 ст. 55.17 ГрК РФ формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.
Саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
Сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Состав сведений, содержащихся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, установлен Постановлением Правительства РФ от 25.05.2022 N 945 "Об утверждении состава сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, и Правил формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений".
Наличие сведений в Едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.
Требование о наличии у участников закупки выписки из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено согласно положениям Градостроительного кодекса РФ с 01.09.2022.
Учитывая изложенное, при осуществлении закупки, в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о членстве в СРО требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.
В нарушение вышеуказанного, Заказчиком в п.28 электронного документа "Извещение N 137" предусмотрено предоставление документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, а именно:
"действующая выписка (копия действующей выписки) из реестра членов саморегулируемой организации, выданная по форме, установленной органом надзора за саморегулируемыми организациями, подтверждающая на дату подачи заявки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, в которой должны содержаться сведения о наличии у члена СРО права осуществлять выполнение работ по договору подряда на осуществление сноса в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии)".
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ст. 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9.2 ст. 22 Закона о контрактной системе определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Приказ N 567) основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Письмо Минстроя России от 02.03.2018 N 8587-СМ/09 указано, что основанием для определения начальной (максимальной) цены контракта является смета (сметная стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Электронный документ "Извещение N 137", размещенный в составе извещения о закупке содержит следующую формулировку:
"По объекту: Выполнение работ по сносу аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории сельских поселений Грязовецкого муниципального района Вологодской области
Основания для расчета:
1. Подпрограмма 1 мероприятие 1,1 муниципальной программы "Развитие жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры Грязовецкого муниципального района на 2021-2025 годы", утвержденной постановлением администрации района от 30.10.2020 N 521 (с изм. от 24.02.2021 N 75)."
Указанная формулировка противоречит положениям ст. 22 Закона о контрактной системе и Приказу N 567, так как положения подпрограммы не может служить основанием для расчета НМЦК.
В связи с тем, что у антимонопольного органа отсутствуют полномочия в части проверки обоснования НМЦК, Комиссия УФАС считает необходимым направить материалы дела в орган финансового контроля для проведения проверки в данной части.
С учетом характеры выявленных нарушений, Комиссия УФАС считает необходимым выдать предписание, обязательное для исполнения.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Акцент" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ст.ст. 7, 8, 33, 34, 42, 43, 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии подпись
Члены комиссии: подпись
подпись |
Е.Н. Предтеченская
Ю.Н. Кузнецова
М.А. Шпякина
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.