Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Абдурахманова А.Ф., |
- заместителя руководителя; |
членов комиссии:
Булко Е.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;
Крыловой К.С. - специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической деятельности,
рассмотрев жалобу ИП Кремешковой А.А. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ ВО "Сибирский государственный медицинский университет" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Капитальный ремонт отделения реанимации госпитальных клиник, расположенных по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 4" (извещение N 0365100014822000676) (далее - аукцион), и проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ),
при участии представителя Заказчика - Грачевой О. С. (доверенность N101 от 07.04.2022), без участия представителя Заявителя, уведомленного о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратился Заявитель с жалобой, поданной в срок и соответствующей статье 105 Закона 44-ФЗ, на действия Заказчика при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Капитальный ремонт отделения реанимации госпитальных клиник, расположенных по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 4" (извещение N 0365100014822000676), нарушающие, по мнению Заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона необоснованно указал двойные дополнительные требования к участникам закупки (пункты 2, 10) на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.
Заказчик в письменных возражениях на жалобу указал, что извещение об осуществлении аукциона полностью соответствует законодательству о контрактной системе, с доводами жалобы не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Томского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0365100014822000676 размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт, ЕИС) 25.08.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 144 092,80 руб.
Объект закупки - "Капитальный ремонт отделения реанимации госпитальных клиник, расположенных по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 4".
По окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 52 Закона 44-ФЗ, электронный аукцион признается несостоявшимся.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: 12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке" (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
В соответствии с Извещением Заказчиком установлены Дополнительные требования к участникам согласно п. 2 Раздела 1 Постановления N2571 и п. 10 Раздела 2 Постановления N 2571.
Согласно части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Томского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что объектом данного аукциона исходя их названия объекта закупки является: капитальный ремонт отделения реанимации госпитальных клиник. Данный объект отнесен к объектам культурного наследия в соответствие с Федеральным законом от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пунктом 2 Приложения к Постановлению Правительства N 2571 установлены дополнительные требования для участников закупки при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия;
4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В пункте 10 Приложения к Постановлению N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки, а именно наличие у участника закупки опыта выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
Предметом контракта являются работы по капитальному ремонту полов и стен, а также работы по восстановлению декоративных элементов помещения как объекта культурного наследия.
Пунктом 3 Постановления N 2571 определено, что позиция приложения к настоящему постановлению применяется с учетом положений настоящего пункта в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки".
Следовательно, с учетом требования пункта 3 Постановления N 2571 Заказчик обязан установить одно, а не два различных требования к участникам закупки.
Комиссия приходит к выводу о том, что данные разночтения не позволяют однозначно определить фактическую потребность заказчика, а также предъявляемые к участникам закупки требования, что вводит в заблуждение потенциальных участников электронного аукцион.
Соответственно, заказчиком в Извещении электронного аукциона установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При таких обстоятельствах, Заказчиком ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Довод подателя жалобы является обоснованным.
В связи с тем, что установленное нарушение не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания.
Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь статьей 31, статьей 42, статьей 105, статьей 106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Кремешковой А.А. на действия ФГБУ ВО "Сибирский государственный медицинский университет" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Капитальный ремонт отделения реанимации госпитальных клиник, расположенных по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 4" (извещение N 0365100014822000676) обоснованной.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц виновных в нарушении Закона 44-ФЗ к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии
Члены комиссии |
Абдурахманов А.Ф.
Булко Е.А.
Крылова К.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.