В связи с поступившей от ООО "Глобалс Аудит" (вх. N 22805-ЭП/22 от 05.09.2022) информацией, в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
при участии представителей:
Федерального государственного унитарного гидрографического предприятия (далее - Заказчик), по доверенности;
в отсутствии представителей:
ООО "Глобалс Аудит" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени проведения заседания Инспекции УФАС;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ) на услуги по проведению финансового аудита (извещение номер N 0572100000222000003).
Адрес проверяемой организации: 190031, Санкт-Петербург, пр. Московский, д. 12;
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 19.08.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС). Начальная (максимальная) цена государственного контракта 600 000,00 руб.
ООО "Глобалс Аудит" указывает в обращении на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в обращении.
Заказчик с доводами обращения не согласен.
Информация, изложенная в обращении, пояснения представителей Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о контрактной системе осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Соответствующая закупка, согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности обязана осуществляться Заказчиками посредством электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте.
Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Закупка размещена в Разделе IV Порядка, утвержденного приказом Федерального Казначейства "Об утверждении порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок от 10.12.2021 N 39н.
Данный раздел предусматривает:
- юридическое лицо, осуществляющее закупку в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
Идентификационный код закупки (ИКЗ) - это цифровой, машиночитаемый код, который обеспечивает взаимосвязь плана-графика, извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, контракта, а также иных документов, предусмотренных Законом 44-ФЗ.
Таким образом, учитывая, что Заказчик не является субъектом Закона о контрактной системе, не имеет возможности размещать план-график, ИКЗ не формируется автоматически при размещении закупки, раздел IV секции 44-ФЗ ЕИС не дает возможности формировать ИКЗ самостоятельно применительно к закупке аудита.
В соответствии с Письмом Минфина России N 24-04-06/3691, ФАС России N РП/4072/18 от 24.01.2018 г. "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности" обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Письмо) в отношении, в том числе, заказчика закупки применяются положения Закона N 44-ФЗ "О контрактной системе" исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок. При этом не подлежат применению положения Закона N 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.
Согласно ч. 7 ст. 15 Закона о контрактной системе, в случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения ст. 14, ст. 23, ст. 28 - 30, ст. 34, ст. 35 настоящего Федерального закона не применяются.
Следовательно, положения ст. 14, ст. 23, ст. 28 - 30, ст. 34, ст. 35 Закона о контрактной системе при проведении заказчиком закупки услуг аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке, установленном ст. 48 ФЗ "О контрактной системе", не применяются.
Учитывая вышеизложенное, довод Заявителя является необоснованным.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Пунктом 4 приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 10.04.2019 N 55н "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки" установлено, что формирование идентификационного кода закупки осуществляется заказчиком, иным лицом, осуществляющим закупку в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 Закона о контрактной системе.
Исходя из совокупности установленных норм законодательства Российской Федерации, в том числе Закона о контрактной системе, Закона о контрактной системе и Закона об аудиторской деятельности, ИКЗ при формировании извещения об осуществлении закупки указывается заказчиком, а не оператором ЭТП либо оператором ЕИС.
Вместе с тем у Заказчика, осуществляющего закупочную деятельность в силу положений Закона о контрактной системе, отсутствует правовая обязанность по указанию ИКЗ.
В ходе заседания Инспекции УФАС установлено, что у Заказчика отсутствует техническая возможность по формированию (в том числе в ручном режиме) ИКЗ в извещении об осуществлении закупки. Что подтверждается ответом от технической поддержки ЕИС о том, что для закупок способом "Открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ)" не указывается ИКЗ.
Довод обращения Заявителя о том, что закупка не имеет электронной формы является несостоятельным в силу того, что в извещении об осуществлении закупки указано, что способом закупки является Открытый конкурс в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ). Заявитель подал заявку на участие в закупке на электронной торговой площадке в электронной форме, Заявитель потенциально согласился с условиями проводимой закупки и предоставлением необходимых документов, исполнением обязательств по договору.
3. Относительно довода Заявителя о непроведении заказчиком процедуры подачи итоговых ценовых предложений и нарушении требования части 19 статьи 48 Закона о контрактной системе отмечаем следующее:
Согласно ч. 19 ст. 48 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки не установлены критерии, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, а также в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства электронный конкурс проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом следующих особенностей:
1) заявка состоит из второй и третьей частей. Вторая часть должна также содержать информацию, предусмотренную подпунктом "а" (за исключением случая включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства) и подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Положения частей 3 - 10 настоящей статьи не применяются;
2) не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части поданных заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона;
3) действия, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, осуществляются не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с пунктом 2 настоящей части вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки;
4) не позднее одного часа с момента получения протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке в соответствии с пунктом 2 части 11 настоящей статьи оператор электронной площадки направляет заказчику третьи части заявок на участие в закупке, поданные участниками закупки, вторые части заявок которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также размещает протокол, предусмотренный частью 13 настоящей статьи, в единой информационной системе и на электронной площадке.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком нарушены положения части 19 статьи 48 Закона о контрактной системе, согласно которым возможные особенности "короткой" процедуры закупки без "переторжки", применимы только для ситуации, когда заказчик не использует часть 2 и 3 статьи 32 Закона о контрактной системе. При этом закупка не относится к области ремонта, строительства, проектной документации, расходов на эксплуатацию. Вместе с тем Заявитель отмечает, что положения части 19 статьи 48 Закона о контрактной системе предполагают одновременное применение качественных характеристик и строительных особенностей, поскольку по мнению заявителя словосочетание "а также" означает союз "и".
Следовательно, если заказчик не установил критерии оценки заявок по п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, либо включил в описание объекта закупки в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе проектную (типовую проектную) документацию или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства. При этом в данном случае ценовые предложения не подаются.
Таким образом, пункт 19 статьи 48 Закона о контрактной системе предусматривает 2 случая проведения "короткого" конкурса с особенностями, изложенными в данной статье 48 Закона о контрактной системе, так как в формулировке закона используются слова "а также в случае".
В данном случае, Заказчиком в извещении о проведении Закупки установлены только критерии "Цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги" и "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Вместе с тем Заказчиком не установлено критериев, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Инспекция УФАС констатирует, что словосочетание "а также" имеет значение "равным образом, в равной мере", допуская как применение исключительно "качественных характеристик" либо только "строительных особенностей".
Учитывая вышеизложенное, довод Заявителя является необоснованным.
4. Согласно чч. 1 и 2 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Порядок оценки заявок участников закупки определен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение об оценке заявок).
Согласно п. п. 2 Положения об оценке заявок "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п. 3 Положения об оценке для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно положениям пп. 24-26 и 28 Положения об оценке заявок для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В ходе заседания Инспекции УФАС установлено, что в п. 20 Положения об оценке заявок перечислены формулы, которые могут применяться при оценке заявок, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi).
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки в соответствующем файле "4. Порядок_рассмотрения_и_оценки_заявок.docx" определен следующий порядок рассмотрения и оценки заявок по критериям оценки:
II. Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
1. |
Цена контракта, сумма цен единиц товары, работы, услуги |
40 |
- |
- |
- |
- |
Оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение) |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
60 |
Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта |
70 |
Признак N1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) |
100 |
На основании пп. б) п. 28 Положения оценка осуществляется в соответствии с пп. б) п. 20 Положения лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки. |
Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
30 |
Признак N1 (наличие специалистов) |
100 |
На основании пп. а) п. 30 Положения. |
III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение графой 3 |
Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
|
Порядок оценки заявок на участие в конкурсе осуществляется в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и с постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства РВ от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ". |
|
1. |
Критерий оценки "Цена контракта, сумма цен единиц товары, работы, услуги" |
1. Значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по формуле:
где: Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение); Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
2. Если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона) в соответствии с Федеральным законом подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (БЦi) определяется в следующем порядке: а) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса); б) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
3. Оценка заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" осуществляется в соответствии со следующими требованиями: а) заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению, присваивается 100 баллов; б) значение Цл при применении формулы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 10 настоящего Положения, и значения Цл и Цi при применении формулы, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 настоящего Положения, указываются без знака "минус"; в) применение показателей оценки по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" не допускается. |
2. |
Наименование критерия оценки: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Наименование показателя оценки: "Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта" Наименование показателя оценки, детализирующего показатель оценки: "общая цена исполненных участником закупки договоров" |
Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по детализирующему показателю (БХi), рассчитывается по следующей формуле: является наибольшее значение характеристики объекта закупки
где: Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
По показателю "Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом договора", который подтверждается наличием исполненных договоров по проведению обязательного ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. составленной по РСБУ для организаций и предприятий атомной отрасли*.
* Организации и предприятия атомной отрасли - Госкорпорация "Росатом" (далее - Корпорация) и организации Корпорации (Акционерные общества Корпорации и общества с ограниченной ответственностью с участием Корпорации в их уставном капитале, их дочерние и зависимые общества, учреждения Корпорации, федеральные государственные унитарные предприятия, в отношении которых Корпорация осуществляет права собственника имущества, а также хозяйственные общества, акциями (долями участия в уставном капитале) которых владеют указанные федеральные государственные унитарные предприятия
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: - исполненный (исполненные) договор (договоры) (к оценке принимается (-ются) исключительно исполненный (-ые) договор (-ы), при исполнении которых исполнителем/подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек)); - акт (акты) приемки оказанных услуг, выполненных работ, составленные при исполнении таких договоров (последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок). - аудиторские заключения по исполненным договорам на оказание услуг по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по РСБУ, организаций и предприятий атомной отрасли; - к оценке принимаются документы: исполненный договор (договоры), акт (акты) выполненных работ, оказанных услуг, аудиторские заключения, составленные при исполнении такого договора (договоров), в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.
Участнику рекомендуется также представить реестр исполненных контрактов, договоров, который должен содержать следующую информацию: сведения о номере, дате заключения и предмете контракта (договора); информацией о заказчике: его наименовании, адресе, телефоне, идентификационном номере налогоплательщика, организационно-правовой форме; сведения о цене контракта (договора) в российских рублях; сведения о месте исполнения обязательств по контракту; сведения о датах начала и окончания исполнения обязательств сторон по контракту (договору) и подтверждающих документов на каждый представленный контракт (договор): копия исполненного контракта (договора), с приложением (при наличии) копий дополнительных соглашений и изменений к такому контракту (договору), копий актов выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров). Причем последний акт выполненных работ, оказанных услуг, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе, на который подается заявка участника такого конкурса.
В случае отсутствия в составе заявки контракта, договора и/или дополнительных соглашений и изменений к такому контракту (договору), копий актов выполненных работ, оказанных услуг, составленных при исполнении такого договора (договоров) в полном объёме, такой контракт (договор) не учитывается при оценке заявки по данному детализирующему показателю критерия.
Отсутствие в заявке на участие в электронном конкурсе информации по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров" не будет основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и извещения и не влечет принятия решения об отклонении заявки. Такой участник конкурса получает 0 баллов по данному детализирующему показателю.
К оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). |
4. |
Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации Признак N 1 (Наличие специалистов) Оценивается количество специалистов с квалификационным аттестатом аудитора |
Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по детализирующему показателю (БХi), рассчитывается по следующей формуле: где: Хi - значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ оценке по показателю; Хmin - минимальное значение показателя, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ оценке по показателю; - предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком, =4 специалиста.
Перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю: специалисты, имеющие право участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность), предусмотренной частью 3 статьи 5 Закона N307-ФЗ, а также имеющих действительные квалификационные аттестаты аудитора, соответствующие требованиям Закона N 307-ФЗ.
Перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию у участника закупки: а) трудовые книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации. б) документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников: -копии выписок из реестра аудиторов, размещенного на сайте Минфина России с указанием сведений (ФИО, N аттестата, ОРНЗ, СРО, субъект) о специалистах, привлекаемых для оказания услуг; - копии квалификационных аттестатов специалистов, привлекаемых для оказания услуг Для оценки необходимо наличие всех перечисленных документов на каждого специалиста. |
В рассматриваемой закупке Заказчик в соответствии пп "а" п.28 Постановления выбрал детализирующий показатель оценки - "общая цена исполненных участником закупки договоров", а в соответствии с пп. "б" того же пункта - формулу для расчета баллов по критерию из пп. "б" п. 20, где лучшим является наибольшее значение характеристики.
Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты РФ не регламентируют установление в извещении об осуществлении закупки необходимой информации, раскрывающей содержание нестоимостных критериев (показателей).
В связи с чем, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения, принадлежит Заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам РФ, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Аналогичные выводы содержатся в решениях, постановлениях, определениях, арбитражных судов РФ, в том числе, Верховного суда РФ по следующим делам NА40-8295/2018 (решение Арбитражного суда города Москвы от 29.03.2018, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 по делуNoА40-8295/2018), N А40-68295/21-120-432 (решение Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2021).
Также Положением об оценке заявок не предусмотрена обязанность заказчика устанавливать максимальные либо минимальные предельные значения детализирующего показателя. Заказчик самостоятельно определяет необходимость установления таких предельных значений.
Опыт является категорией оценки, наибольший объем которой напрямую отражает наиболее опытного участника рынка, ввиду чего установление предельного значения не способствует выявлению наиболее опытного участника закупки.
В ходе заседания Инспекции УФАС, Заказчиком даны письменные пояснения, из которых следует:
"Заказчик дает определение "Организации и предприятия атомной отрасли - Госкорпорация "Росатом" (далее - Корпорация) и организации Корпорации (Акционерные общества Корпорации и общества с ограниченной ответственностью с участием Корпорации в их уставном капитале, их дочерние и зависимые общества, учреждения Корпорации, федеральные государственные унитарные предприятия, в отношении которых Корпорация осуществляет права собственника имущества, а также хозяйственные общества, акциями (долями участия в уставном капитале) которых владеют указанные федеральные государственные унитарные предприятия".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 раздела V Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться показатель оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Предметом договора является аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности по российским стандартам (РСБУ) ФГУП "Гидрографическое предприятие". ФГУП "Гидрографическое предприятие" является организацией атомной отрасли, следовательно, показатель оценки установлен в соответствии с предметом контракта.
Кроме этого, критерий оценки не является ограничением участия в конкурсе аудиторских организаций, не имевших опыта работы с организациями атомной отрасли, а лишь является одним из показателей для начисления баллов при оценке заявок участников закупки.
За предыдущие три года аудит организаций атомной отрасли выполняло значительное число участников рынка аудиторских услуг, обладающих сопоставимым по сложности, стоимости и сути аудиторских услуг опытом.
Эффективность аудита, помимо понимания сути и объема аудиторских услуг, в значительной степени определяется пониманием аудитором специфики деятельности аудируемого лица. Организации атомной отрасли реализуют характеризующиеся уникальной спецификой продукты и услуги. Практическое знание специфики деятельности, среды функционирования и системы внутреннего контроля организаций, накопленные в результате прошлого опыта, рассматриваются как предпосылки, дающие основу планирования аудита и выражения профессионального суждения аудитора об оценке рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности и ответных действиях в связи с этими рисками в процессе аудита.
На отраслевую специфику указывают следующие документы:
Методические рекомендации:
Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 18.09.2014, протокол N 18:
- пункт 6.3.б Заявка участника закупки должна содержать, в том числе описание квалификации участника закупки, - в том числе наличие опыта аудита сопоставимого характера и объема (аудит отчетности организации аналогичного масштаба деятельности и отраслевой принадлежности)
- пункт 7.8.1 В качестве показателей нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" рекомендуются, в частности, следующие показатели: продолжительность осуществления аудиторской деятельности участником закупки, в том числе наличие опыта аудита сопоставимого характера и объема (аудит отчетности организации аналогичного масштаба деятельности и отраслевой принадлежности);
- пункт 2.1 Приложения 2 - в том числе наличие опыта аудита сопоставимого характера и объема (аудит отчетности организации аналогичного масштаба деятельности и отраслевой принадлежности).
Приказ Росимущества от 21.01.2016 N12, Методические рекомендации по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, приложение 5а, пункт 2, приложение 6 пункт Б - содержат аналогичные указания на необходимость учета отраслевой принадлежности.
Рекомендации по организации саморегулируемыми организациями аудиторов прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 29.10.2009, протокол N79, 29.04.2010, протокол N84): программы повышения квалификации должны быть направлены на развитие практических навыков составления рабочих документов, аудиторских заключений и отчетов аудитора, а также углубление знаний в специфических областях, выходящих за рамки знаний, проверяемых во время квалификационного экзамена, и приобретение знаний, необходимых для понимания отраслевой специфики бизнеса аудируемых лиц.
Приказы Минфина России:
Международный стандарт аудита 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита", (МСА 200), введен в действие Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2Н), пункт A5: Соответствующая применимая концепция подготовки финансовой отчетности часто включает либо стандарты финансовой отчетности, установленные соответствующей уполномоченной или признанной организацией по выработке стандартов, либо законодательные или нормативные требования. В некоторых случаях соответствующая применимая концепция подготовки финансовой отчетности может включать такие иные источники или даже может состоять лишь из таких источников. Эти иные источники могут включать, в том числе: широко признанные и наиболее часто применяемые приемы профессиональной практики как отраслевого, так и общего характера.
Международный стандарт аудита 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)" (МСА 600), введен в действие приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н:
- получение понимания на этапе принятия и (или) продолжения отношений с клиентом, пункт A11, включает, в том числе виды хозяйственной деятельности компонентов, которые являются значительными для группы, включая отраслевые, регуляторные, экономические и политические условия осуществления такой деятельности;
- вопросы, в отношении которых команда аудитора группы получает понимание, пункт А23, включает, в том числе получение понимания в отношении отраслевых, нормативных и других внешних факторов, влияющих на организацию, включая применимую концепцию подготовки финансовой отчетности (с учетом отраслевой характера из МСА 200 выше), характер деятельности организации, задачи и стратегии и соответствующие бизнес-риски, а также оценку и анализ финансовых результатов организации;
- профессиональная компетентность аудитора компонента, пункт A38. обладает ли он специальными знаниями и навыками, в том числе пониманием специфики отрасли, необходимыми для выполнения работы в отношении финансовой информации конкретного компонента;
- использование понимания командой по аудиту группы деятельности аудитора компонента, пункт A40, также Факторы, которые могут повлиять на участие команды аудитора группы, пункт А54: может иметь место серьезная обеспокоенность в отношении профессиональной компетентности аудитора компонента (в том числе, отсутствия у него отраслевых знаний);
- примеры подтверждений аудитора компонента, Приложение 4, мы обладаем специальными знаниями и навыками (в том числе, знанием специфики отрасли), необходимыми для выполнения работы в отношении финансовой информации данного компонента.
Отраслевая специфика предусмотрена ФЗ "О бухгалтерском учете"
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете" К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся, в том числе рекомендации в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.
Рекомендации разрабатываются и принимаются негосударственными регуляторами: Бухгалтерским методологическим центром (БМЦ) и Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР).
Так, например, в БМЦ действуют 11 Отраслевых комитетов (от нефтегаза до сельского хозяйства), которые рассматривают вопросы, специфичные для отрасли, формируют собственную повестку и разрабатывают рекомендации в области бухгалтерского учета, регулирующие отраслевые вопросы.
Важность и необходимость установления в закупочной документации по выбору аудитора для организаций атомной отрасли в качестве одного из критериев оценки именно отраслевого опыта обусловлено тем, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Госкорпорация "Росатом" обязана ежегодно составлять годовой отчет, включающий, в том числе консолидированную финансовую отчетность. В целях составления достоверной консолидированной финансовой отчетности необходим качественный аудит всех организаций, входящих в периметр консолидации. В соответствии с принципами аудита, установленными международными стандартами аудита, действующими на территории РФ, и в интересах Госкорпорации "Росатом" для проведения глубокого и качественного аудита необходимо, чтобы аудитор имел достаточный опыт аудита организаций атомной отрасли и понимание среды деятельности аудируемого субъекта (МСА 315 "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации, и ее окружения"). В частности, в соответствии с МСА 315 в числе прочих аудиторских процедур аудитор изучает влияние отраслевых и регуляторных факторов, охватывающих применимую концепцию подготовки финансовой отчетности, принципы бухгалтерского учета и отраслевую практику, нормативную базу регулируемой отрасли, включая требования к раскрытию информации и прочее.
Принимая во внимание важность выбора аудитора, имеющего опыт оказания услуг в атомной отрасли, опыт оказания услуг организациям, сопоставимым по размеру с заказчиками закупки, рекомендации Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, положительную судебную практику и отсутствие законодательных запретов установление данных показателей критерия оценки "квалификация участников закупки" не противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, Правил и Методическим рекомендациям, учитывают особенности оценки закупаемых работ и позволяют полноценно оценить потенциального участника.".
Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика по установлению соответствующего критерия и порядка оценки заявок на участие в конкурсе не противоречат положениям действующего законодательства.
5. В отношении довода обращения о том, что существенные условия сделки считаются не согласованными отмечаем, что в извещении об осуществлении закупки установлено требование о том, что Участник конкурса должен являться членом саморегулируемой организации аудиторов. Требование установлено пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В составе заявки предоставить: Выписку из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, подтверждающие сведения, содержащиеся в реестре на дату выписки (ч.2 ст. 3. Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", п. 22 Приказа Минфина России от 15.11.2021 N 174), иных требования к участникам закупки не предъявляется.
Заявителем для соответствия установленным требованиям к участникам закупки предоставлены необходимые документы и информация, подтверждающие его соответствие требованиям законодательства РФ. Заявка Заявителя признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Условия в договоре, указанные в статье 2. Общие требования не носят императивный характер и не предусматривают обязательного наличия необходимой специальной правоспособности юридического лица.
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе Любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Заявитель не воспользовался своим правом и не подавал запрос о разъяснений положений Проекта договора в данной части.
Согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с требованиями ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
9) начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
Заказчиком осуществлен расчет начальной (максимальной) цены контракта с учетом применения Типовых отраслевых методических рекомендаций по определению трудоемкости услуг аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (далее - Методические рекомендации) устанавливают правила расчета трудозатрат для дальнейшего определения стоимости аудиторских услуг. Данные методические рекомендации применяются организациями атомной отрасли в обязательном порядке при проведении соответствующих закупок.
Для участия в централизованной закупке аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо определить начально-максимальную цену (далее - НМЦ) договора на основании трудоемкости выполняемых работ и цены единицы услуги. Цену единицы услуги (часовую ставку специалиста) определяет организатор закупки - Госкорпорация "Росатом" и доводит до сведения всех заказчиков, участвующих в централизованной закупке в соответствии с Разделом 5 Главы 3 Приложения 8 к Единому отраслевому стандарту закупок (Положению о закупке) Госкорпорации "Росатом".
Соответственно Заказчиком применены соответствующие методические рекомендации при определении трудоемкости и цены оказываемых услуг.
Указанные условия об "Объеме выполняемых аудиторской организацией работ при проведении аудита должен составлять не менее 360 человеко-часов работы специалиста аудиторской организации" не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме этого, в материалы обращения Заявитель не представил документы и сведения, подтверждающие обоснованность вышеуказанного довода, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе в электронной форме и ограничения количества участников закупок, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в извещении об осуществлении закупки требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки, Заявителем также не представлено. На данную закупку поступило 5 заявок от участников закупки, в том числе заявка Заявителя, что не является ограничением конкуренции.
Следовательно, Инспекция УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика и аукционной комиссии Заказчика нарушений Закона о контрактной системе не усматривается.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать в действиях Заказчика и аукционной комиссии Заказчика отсутствие нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.