Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "АМК" (далее - Заказчик): Анемподистова А.С. по доверенности, Соболевой Ж.Б. по доверенности;
ООО "СтройИнвестМО" (далее - Участник, Подрядчик): Буканова Д.Н. по доверенности, генерального директора Беленикина И.А.,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 23861-ЭП/22 от 14.09.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту и содержанию зданий и помещений (выполнение работ по благоустройству территории СПб, ул. Бабушкина, д. 119 лит. А) (извещение N 0372100015522000043),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 18.05.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту и содержанию зданий и помещений (выполнение работ по благоустройству территории СПб, ул. Бабушкина, д. 119 лит. А) (извещение N 0372100015522000043) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 13 140 636,81 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.05.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СтройИнвестМО".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СтройИнвестМО" заключен государственный контракт N 0043 от 10.06.2022 на сумму 13 140 636,81 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 12.6, 12.8 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 01.09.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СтройИнвестМО".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по ремонту и содержанию зданий и помещений (выполнить работы по благоустройству территории СПб, ул. Бабушкина, д. 119 лит. А) (далее - Работы) в срок, с даты заключения Контракта и не позднее 30.08.2022 (п. 3.1 Контракта).
Согласно п. 1.2. Контракта Подрядчик выполняет Работы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, предусмотренных для работ данного рода, действующим законодательством, Техническим заданием и всеми приложениями к Контракту, определяющим объем, содержание Работ и другие, предъявляемые к ним требования.
Цена Контракта включает все расходы Подрядчика, связанные с исполнением обязательств по настоящему Контракту, включая хранение, оплату труда работников (с начислениями на выплаты по оплате труда); приобретение предметов снабжения и материалов; общехозяйственные расходы (заработная плата административно-управленческого персонала с начислениями на оплату труда), иные расходы, связанные с хозяйственным и административным обеспечением работ; услуги, работы привлекаемых организаций, а также налоги и другие обязательные платежи.
Все риски, связанные с изменением рыночных цен в период исполнения Контракта, несет Подрядчик (п. 2.3. Контракта).
В свою очередь, Подрядчик обязан выполнить все работы, перечисленные в п. 1.1 Контракта в объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом, и сдать выполненные работы Заказчику в установленный срок (п. 9.3.1. Контракта).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 10.1. Контракта).
Согласно п. 2.1.1. Технического задания Работы, являющиеся предметом электронного аукциона, оказываются в полном объеме, определенном техническим заданием в соответствии с Расчетом начальной (максимальной) цены контракта (локальной сметой), являющимся Приложением N 3 к Техническому заданию и ведомостью объемов работ Приложение N 2 к Техническому заданию, проектом-шифр проекта ПД.АЭП-19/П-02, являющимся Приложением N 4 к Техническому заданию.
С момента подписания Контракта по состоянию на 30.08.2022 Участником так и не был принят в работу объект по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д. 119, лит. А, а также не был предоставлен на согласование заказчику график производства работ.
За нарушение условий Контракта Заказчик выставил Участнику неустойку в размере 5 000 рублей (исх. N 1311 от 07.07.2022), на которую Участник не отреагировал, штраф не оплатил.
Таким образом, по состоянию на 30.08.2022 (крайний срок выполнения Работ) Участник к выполнению Работ так и не приступил.
На основании вышеизложенного Заказчик сделал вывод, что ООО "СтройИнвестМО" намеренно затягивало сроки выполнение Работ, что и сообщило в своём письме от 25.08.2022 N 25/08-08, где просило перенести сроки окончания производства Работ на 15.11.2022.
Сроки исполнения контракта относятся к существенным условиям контракта и изменению в соответствии со ст. 95 закона о контрактной системе не подлежат.
Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в случае, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, Подрядчик несёт ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Пунктом 3 ст. 708 ГК РФ предусмотрено, что указанные в п. 2 ст. 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
Также п. 2 ст. 715 ГК РФ определено, что в случае, если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание её к сроку становится явно невозможным, Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств по Контракту Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п.п. 12.6., 12.8. Контракта, ч. 9 ст. 95 о контрактной системе, ст. 450 ГК РФ, принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.09.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.09.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что вина ООО "СтройИнвестМО" в нарушении сроков выполнения Работ отсутствует.
Объемы Работ, указанные в Локальной смете N 1 (Приложение N 3 к Контракту) не соответствовали проекту "Проект благоустройства элементов благоустройства по адресу г. Санкт-Петербурга, ул. Бабушкина, д. 119, литера А" чертеж ПД.АЭП-19/П-02Г13У, на основании которого ООО "СтройИнвестМО" должно было выполнять Работы.
В соответствии с ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Также согласно с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
В случае несоответствия объемов работ, указанных в смете, проекте, Подрядчик не может надлежащим образом исполнять свои обязательства по заключенному договору и вправе на основании ст. 716 ГК РФ приостановить работы до получения соответствующих документов от Заказчика.
По словам представителя Участника, в проекте отсутствовала схема прокладки и спецификации силового кабеля для автоматического шлагбаума и автоматизированной системы управления освещением, эти работы и материалы не учтены в смете. Также в сметной документации не предусмотрены пуско-наладочные работы. В проекте были некорректно указаны объемы и месторасположение деревьев под снос, в связи с чем УСП Невского района Санкт-Петербурга отказалось оформлять необходимые документы для выполнения Работ, что подтверждается письмом из УСПХ. ООО "СтройИнвестМО" неоднократно просило Заказчика предоставить корректный "Проект благоустройства элементов благоустройства по адресу г. Санкт-Петербурга, ул. Бабушкина, д. 119. литера А", на основании которого возможно было бы выполнять Работы, однако Заказчик не сделал этого. Без проекта, соответствующего условиям договора и сметы ООО "СтройИнвестМО" фактически не могло выполнять работы, при этом, ООО "СтройИнвестМО" предпринимало все возможные действия для разрешения данного вопроса.
В соответствии со ст. 718 ГК РФ Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы. В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цепы с учетом выполненной части работы.
В силу ст. 719 ГК РФ Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставления материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) веши, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328). Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Участник обращался к Заказчику с письмами об урегулировании ситуации и оказании содействия, однако, Заказчик данные письма проигнорировал.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СтройИнвестМО" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "СтройИнвестМО" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СтройИнвестМО" (ИНН: 7814299304) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.