Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): Балабановой О.М.;
ИП Лапшина Станислава Викторовича (далее - Участник, Подрядчик): Климовой А.В. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 23969-ЭП/22 от 15.09.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку уличного оборудования для Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200080322000008),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.04.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку уличного оборудования для Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200080322000008) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 873 951,63 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.05.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Лапшин С.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Лапшиным С.В. заключен государственный контракт N УИО-67/22 от 24.05.2022 на сумму 1 145 630,24 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 9.9, 9.10 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 31.08.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Лапшиным С.В.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку уличного оборудования для Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга (далее - Товар, Оборудование) в установленный Контрактом срок.
Пунктом 3.5. Контракта установлены сроки поставки Товара:
Начало поставки Товара: с момента заключения Контракта Сторонами.
Поставка осуществляется по предварительной заявке. Поставщик при получении заявки должен поставить товар в срок, не превышающий 15 рабочих дней.
Окончание поставки товара: не позднее 30.08.2022.
Согласно п. 5.3. Контракта Поставщик поставляет Товары Заказчику собственным транспортом или с привлечением транспорта третьих лиц за свой счет. Все виды погрузо-разгрузочных работ в соответствующем помещении Заказчика, включая работы с применением грузоподъемных средств, осуществляются Поставщиком собственными техническими средствами или за свой счет.
Также Поставщик осуществляет своими силами или с привлечением третьих лиц за свой счет сборочные (включая комплектацию фурнитурой для крепления), монтажные работы на территории Заказчика, установочные (навесные) работы с выравниванием Товара на месте по горизонтали и вертикали, расходы по уборке и вывозу упаковочного.
В связи с неоднократным существенным нарушением Участником условий Контракта, выразившемся в неосуществлении поставки Товара как в срок, установленный Контрактом, так и после предъявленных претензионных требований, Заказчиком на основании п. 9.9 Контракта, ч. 9 ст. 95 о контрактной системе, ст. 523 ГК РФ было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.08.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.09.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств:
Во исполнения Контракта ИП Лапшин С.П. поставил Заказчику Товар и частично произвел установку Оборудования, однако, в процессе выполнения работ было установлено о невозможности проведения всех работ по установке Оборудования в связи с неготовностью строительной площадки: а именно, наличия старого оборудования, которое подлежало демонтажу.
22.07.2022 письмом N 43 ИП Лапшин С.В. приостановил выполнение работ, так как заключенным Контрактом не предусмотрены работы по демонтажу и подготовке площадки для установки Оборудования.
По факту получения данного письма о приостановке работ Заказчик отказался представлять допуск работникам ИП Лапшина С.В. на территорию, что подтверждается письмом от 22.07.2022 N 44.
Заказчик не устранил нарушения, выявленные при выполнении работ, и послужившие основанием к приостановке работ, напротив, не допускал работников ИП Лапшина С.В. на территорию ГБДОУ детский сад N 67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Заказчиком был представлен Мотивировочный отказ от 31.08.2022, выраженный в Акте приемочной комиссии от подписания документов о приемке Товара во исполнение Контракта, а также принято решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения контракта.
31.08.2022 ИП Лапшин С.В. письмом N 44 направил Заказчику требование о допуске своих работников, а также сообщил о готовности выполнить работы. Однако, ответ Заказчиком не был направлен, работники ИП Лапшина С.В. не допущены.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Лапшина С.В. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ИП Лапшин С.В. выполнил фактические действия для исполнения Контракта в срок, а именно: Оборудование поставлено в полном объеме, обеспечена работа бригады.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ИП Лапшина С.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Лапшина Станислава Викторовича (ИНН: 615412025581) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.