Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России (далее - Заказчик):
ООО "Петрамед" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 23865-ЭП/22 от 14.09.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку реагентов для лаборатории экстренной диагностики (извещение N 0372100029922000321),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.06.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку реагентов для лаборатории экстренной диагностики (извещение N 0372100029922000321) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 246 840,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.06.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Петрамед".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Петрамед" заключен государственный контракт N 0372100029922000321-01 от 05.07.2022 на сумму 139 760,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.5 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 31.08.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Петрамед" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил следующее:
В соответствии с п. 1.1 Контракта Участник обязуется передать Заказчику реагенты для лаборатории экстренной диагностики (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N1 к Контракту) и Характеристиками (Приложение N 2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить полученный Товар на условиях Контракта.
Срок поставки Товара: с момента заключения Контракта по 20.12.2022.
Согласно п. 1.8 Контракта поставка Товара производится Участником в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки.
20.07.2022 в адрес Участника была направлена Заявка N 954/З2022 от 20.07.2022 на поставку Товара на сумму 2 911,67 рублей.
По данной Заявке Участник отгрузил Товар, а также сформировал и разместил на Официальном сайте документ о приемке N 193 от 21.07.2022 на сумму 2 911,67 рублей. При проведении экспертизы силами Заказчика было установлено, что срок годности Товара не соответствует условиям Контракта.
В адрес Участника был направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке N 193 от 21.07.2022 с указанием на недостатки и сроки их устранения - не позднее 10.08.2022. В установленный срок Участник не осуществил замену Товара. 11.08.2022 часть несоответствующего Товара была возвращена Участнику.
11.08.2022 и 15.08.2022 в адрес Участника были направлены Заявки на поставку Товара. Поставка требуемого Заказчику Товара осуществлена не была.
На основании вышеизложенного Заказчиком было принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.08.2022 Заказчик разместил на Официальном сайте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.09.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "Петрамед" пояснил, что в период действия Контракта Участником неоднократно предпринимались меры для исполнения своих обязательств по Контракту.
На основании Заявки Заказчика на поставку Товара от 12.07.2022 и в целях исполнениях принятых на себя обязательств по Контракту ООО "Петрамед" осуществило поставку Товара "Набор экспресс-тестирования иммунохроматографический с коллоидным золотом для качественного обнаружения антигена коронавируса SARS-CoV-2 в мазке из носоглотки и ротоглотки для диагностики in vitro (SARS-CoV-2 Antigen (GICA)" партия SAR2101000, дата производства 29.01.2021, дата истечения срока годности, указанная на упаковке 28.07.2022, дата истечения срока годности, указанная в письме производителя Shenzhen Lifotronic Technology Co., LTd, Китай - 28.07.2023, со следующими сопровождающими документами:
- Регистрационное удостоверение 18.11.2021 N РЗН 2021/15798;
- Письмо от производителя о продлении срока годности от 11.03.2022;
- Инструкция;
- Акт приемки-передачи по форме Контракта;
- Товарная накладная N 242 от 15.07.2022;
- Счет N 208 от 15.07.2022.Данный Товар был принят и оплачен Заказчиком.
21.07.2022 в адрес Заказчика была осуществлена поставка аналогичного Товара той же серии и с теми же сроками годности в комплект поставки также были включены указанные ранее документы.
Заказчик отказался от приемки Товара ссылаясь на срок годности Товара указанный на упаковке. Заказчик не брал во внимание письмо от производителя Товара о продлении срока годности Товара.
Участник отказался от исполнения направленной 15.08.2022 Заявки поскольку был не согласен с отказом Заказчика от приемки ранее направленного Товара в связи с тем, что Товар соответствует условиям Контракта, т.е. срок годности, установленный Заказчиком на момент поставки составляет более 8 месяцев, и предложил Заказчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон, если Заказчик не согласен на приемку Товара, предлагаемого Участником. Письмо осталось без ответа.
В связи с отсутствием ответа Заказчика на указанное ранее письмо, 08.09.2022 ООО "Петрамед" вновь произвело отгрузку Товара согласно Заявке Заказчика. Однако Заказчик отказался от приемки Товара и возвратил его 08.09.2022 без проведения приемки. При этом приложенные документы, в составе которых было письмо от производителя Товара о продлении срока годности также не рассматривались. Экспертиза была проведена силами Заказчика без привлечения экспертов, в отсутствие представителя ООО "Петрамед" и без самого Товара.
На основании изложенного Участник считает, что ООО "Петрамед" были предприняты все возможные меры для исполнения условий Контракта в полном объеме и ходатайствовал о невключении ООО "Петрамед" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Петрамед" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Петрамед" (ИНН: 7814732038) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.