Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ФГБУЗ Санкт-Петербургская клиническая больница Российской академии наук (далее - Заказчик):
ООО "Техноимпорт" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 24301-ЭП/22 от 19.09.2022) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на закупку медицинских кроватей лот N 1 (извещение номер 0372100001022000155) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 12.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100001022000155. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 709 832, 19 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, подтверждает следующие обстоятельства.
1. В силу пп. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия УФАС отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещении, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования установленного на объекте Заказчика с оборудованием иных производителей, а также определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также, в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке, и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары, в противном случае, пренебрежение указанными действиями указывает на избыточность потребительских свойств товара, что не допустимо ст. 19 Закона о контрактной системе.
При этом, Заказчику требуется обладать документальным подтверждением такой несовместимости или обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями. На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемый Заказчику товар, обладающий уникальными потребительскими свойствами наряду с иными характеристиками, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС отмечает, что при описании Заказчиком объекта закупки им были установлены следующие требования:
12 |
Сварной каркас рамы ложа выполнен из круглых или овальных стальных труб с полимерно-порошковым покрытием |
Наличие |
14 |
Секции ложа выполнены из стальной сетки |
Наличие |
16 |
Сечение прутка сетки |
5-6 мм |
17 |
Секции ложа усилены по периметру стальным прутком большего сечения |
|
32 |
Каркас быстросъёмных торцевых спинок выполнен из стальных труб с гальваническим покрытием |
Наличие |
34 |
Концы торцевых спинок обработаны методом прокатки для уменьшения диаметра трубы без применения сварки, что обеспечивает их плотную фиксацию во втулках без дополнительных приспособлений |
Наличие |
42 |
Длина (по бамперам) |
2170-2190 м |
43 |
Ширина (по бамперам) |
950-970 мм |
50 |
Длина тазовой секции |
240-315 |
51 |
Длина бедренной секции |
315-350 |
52 |
Длина ножной секции |
520-620 |
79 |
Размеры держателя мочеприемника: |
|
В своей жалобе Заявитель утверждает, что указанные технические параметры никоим образом не влияют на эксплуатационные свойства кровати, и её использование медицинскими сотрудниками Заказчика.
Размеры секции ложа кровати не могут повлиять на удобство расположение пациента, на использование кровати медицинским персоналом. Уточняющие размеры габаритов ложа не влияют на общие размеры ложа, с учетом установления требований к размерам ложа кровати.
Данные параметры являются ограничивающими характеристиками для производителей и поставщиков кроватей, так как каждый производитель устанавливает данные параметры самостоятельно. ГОСТа или иного НПА с подтверждением, что данные параметры секций ложа наиболее благоприятны для пациента, нет.
На заседании Комиссии УФАС Заявителем представлена сравнительная таблица товаров по своим функциональным и потребительским свойствам аналогичных закупаемому оборудованию и производимых различными производителями, из содержания которой следует, что установленным Заказчиком характеристикам удовлетворяет оборудование, производимое единственным производителем.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что совокупность имеющихся материалов, а также обстоятельства рассматриваемого дела указывают на то, что под описание объекта закупки, содержащееся в извещении о проведении аукциона, подпадает оборудование, производимое единственным хозяйствующим субъектом.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик не представил доказательств, опровергающих то обстоятельство, что описанный им товар содержит характеристики, характерные для оборудования производимого единственным производителем, также Заказчиком не приведено обоснования необходимости приобретения товара, именно с теми, конкретными характеристиками, которые были указаны им при описании объекта закупки без возможности предложить к поставке эквивалентный товар, в том числе, с улучшенными потребительскими свойствами и функционалом.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что, установив вышеуказанные требования, Заказчик допустил нарушения ч. 2 ст. 42 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
2. Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
В свою очередь, в Перечень N 1 к Постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 включено наименование вида медицинского изделия - "Кровати медицинские функциональные", с указанием кода ОКПД2 - 32.50.30.110, следовательно, в данном случае Заказчик должен был применить ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении объекта закупки, в связи с тем, что объектом осуществляемой закупки является поставка "Кровати адаптационной", что соответствует наименованию группы Перечня 32.50.30.110 "Кровати медицинские функциональные".
Вместе с тем, в рассматриваемом случае Заказчик пренебрег вышеуказанным требованием и не установил соответствующее условие допуска товаров, происходящих из иностранных государств, что является нарушением ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика в указанной части с доводами Заявителя согласился.
3. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техноимпорт" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 42 (п. 1 ч. 1 ст. 33), ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.