Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "КЦСОН Красногвардейского района" (далее - Заказчик): Акушевич Л.В., Яновской Н.Ю., Киселевой Ю.А. по доверенности, Шадрина А.Е. по доверенности;
ООО "ПРОЕКТСТРОЙ-ГРУПП" (далее - Участник): Гильдиной Т.Д.
по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 24531-ЭП/22 от 21.09.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации для выполнения ремонтных работ в помещениях 1Н, 4Н, 12Н, 13Н СПб ГБУ "КЦСОН Красногвардейского района" по адресу: Пейзажная ул., д. 16, корпус 1, строение 1 для нужд Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200086822000017),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 25.04.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации для выполнения ремонтных работ в помещениях 1Н, 4Н, 12Н, 13Н СПб ГБУ "КЦСОН Красногвардейского района" по адресу: Пейзажная ул., д.16, корпус 1, строение 1 для нужд Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200086822000017) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 356 792,20 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.05.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ПРОЕКТСТРОЙ-ГРУПП".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПРОЕКТСТРОЙ-ГРУПП" заключен государственный контракт N 52 от 16.05.2022 на сумму 942 970,64 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.3.9, 8.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.09.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ПРОЕКТСТРОЙ-ГРУПП".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по разработке проектно-сметной документации для выполнения ремонтных работ в помещениях 1Н, 4Н, 12Н, 13Н СПб ГБУ "КЦСОН Красногвардейского района" по адресу: Пейзажная ул., д.16, корпус 1, строение 1 для нужд Санкт-Петербурга (далее - Услуги) в течение 90 дней с момента заключения Контракта (п. 2.7 Контракта), т.е. до 14.08.2022.
По состоянию на 07.09.2022 обязательства по Контракту не были выполнены Участником, ввиду чего Заказчик на основании п. 1 ст. 782 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 4.3.9, 8.9 Контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.09.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ПРОЕКТСТРОЙ-ГРУПП" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.09.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
15.06.2022 письмом исх. N 01-388/22 Заказчик направил в адрес Участника технические условия на дооснащение комплексными системами обеспечения безопасности (технические условия на дооснащение системой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией, системой охранной сигнализации, системой тревожной сигнализации, системой видеонаблюдения, а также системой контроля и управления доступом объекта). Однако технические условия не включены в описание Контракта, а также в нем отсутствуют требования по согласованию проекта с Городским мониторинговым центром.
После запроса Участника о целесообразности оказания дополнительных услуг Заказчик письмами исх. N 01-392/22 от 16.06.2022 и исх. N 01-395/22 от 20.06.2022 настаивал на проведении согласования технических условий с Городским мониторинговым центром, при этом изменение видов и объемов Услуг, предусмотренных Контрактом, не произвел должным образом.
Письмом исх. N 01-545/22 от 01.08.2022 Заказчик предоставил Участнику план расстановки мебели в помещениях, который необходимо было использовать при оказании услуг по разработке проектно-сметной документации для выполнения ремонтных работ в помещениях.
После разработки соответствующих разделов документации и их проверки Заказчиком, письмом N 01-605/22 от 18.08.2022 Заказчик в числе замечаний к разделам документации указал, что необходимо разместить ВРУ в помещении 6, в нише напротив помещения 7, что прямо противоречило ранее представленным указаниям по оказанию Услуг.
Указанные действия Заказчика привели к увеличению сроков оказания Услуг, так как объем и вид оказываемых Услуг возрос по сравнению с условиями, указанными в проекте Контракта, размещенного на официальном сайте.
При этом, как следует из письма в адрес Заказчика от СПб ПСУ "ГМЦ" исх. N 01-3237/22-0-1 от 21.02.2022 "О выдаче технических условий", указанные технические условия на дооснащение комплексными системами обеспечения безопасности объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга были представлены Заказчику еще в марте 2022 года и могли быть им включены в условия Контракта до проведения закупки.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ПРОЕКТСТРОЙ-ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту надлежащим образом и не устранил нарушения условий Контракта в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом Заказчиком Решении.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское Законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ПРОЕКТСТРОЙ-ГРУПП", ИНН: 0273939978; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Исанбаев Константин Владимирович, ИНН: 027311242061, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ПРОЕКТСТРОЙ-ГРУПП" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
21.09.22 |
23.09.22 |
21.09.22 |
0 |
21.09.22 |
28.09.22 |
27.09.22 |
0 |
30.09.22 |
30.09.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.