Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик): Корзакова Н.Н. по доверенности;
ООО "Порядок" (далее - Участник, Исполнитель): Филипповой К.А. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 24532-ЭП/22 от 21.09.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту системы двусторонней пневматической почты, производства "Swisslog Healthcare GmbH (Германия), модель TranspoNet" в 2022 г. (извещение N 0372100049622000231),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.02.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту системы двусторонней пневматической почты, производства "Swisslog Healthcare GmbH (Германия), модель TranspoNet" в 2022 г. (извещение N 0372100049622000231) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 464 803,30 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.03.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Порядок".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Порядок" заключен государственный контракт N 03721000496220002310001 от 17.03.2022 на сумму 464 803,30 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 15.7 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 08.09.2022 ООО "Порядок" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи со следующими обстоятельствами:
Согласно п. 2.1. Контракта Услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями настоящего раздела Контракта, требованиями технического задания (далее - ТЗ) (Приложение N 1 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью настоящего Контракта, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации оказания Услуг, действующими в Российской Федерации.
01.08.2022 Заказчиком была оставлена заявка - "застряли контейнеры в пневмопочте".
В результате выезда 01.08.2022, 03.08.2022 представителем ООО "Порядок" были проведены работы, направленные на устранение неисправности:
Проверка работоспособности пневматической системы, которой не хватало втягиваемого воздуха для выполнения передачи транспортного контейнера. Были проверены работоспособность вихревого вентилятора и частотного преобразователя. Нарушения герметичности линии в визуально доступных участках не было выявлено. Однако герметичность оставшейся линии подтвердить было невозможно. При обследовании представитель ООО "Порядок" выполнил чистку глушителя, байпаса, достал 4 застрявших контейнера, на диаметром 160 мм, в т.ч. и от другой системы пневмопочты (не Swisslog). Также была произведена попытка замерить расход воздуха в системе в разных точках и на вентиляторе термоанемометром, но, т.к. не было технической документации, Участнику не с чем было сравнивать измеряемые значения, Участник просил Заказчика предоставить документацию на всю систему с актами измерений расхода воздуха при монтаже и пусконаладке. Также специалистами ООО "Порядок" было замечено, что в систему могли быть внесены изменения, две линии на один и тот же диаметр имели разные магистрали и вихревые вентиляторы, на разную производительность, шильды отсутствовали.
Таким образом, устранить неисправность без технической документации Участнику не удалось.
03.08.2022 Заказчиком была оставлена заявка - "неисправность 2-й линии пневмопочты, на 3-й линии станции 316 и 317 не работают".
Для надлежащего исполнения условий Контракта, а именно исполнения вышеуказанной заявки, Участнику была необходима техническая документация на системы двусторонней пневматической почты, производства "Swisslog Healthcare GmbH (Германия), модель TranspoNet", иная документация.
Таким образом, в своем письме-запросе от 05.08.2022 за исх. N 7018 Участник просил Заказчика в кратчайшие сроки предоставить техническую документацию, чтобы искать проблему основываясь на технических документах, с минимальным ущербом для Заказчика. Также была необходима документация по всем линиям, длина трассы, диаметр, план-схема, где и что проходит и документы на оборудование какое используется, какие рабочие параметры и прочее (в т.ч. и на изменения которые были сделаны за рамками работ ООО "Массар").
Однако, надлежащий ответ (запрашиваемая документация), который скреплен подписями, печатью и направленный Участнику посредством почтовой корреспонденции от Заказчика так и не поступил. Лишь в устной форме Заказчиком были предоставлены Участнику контакты официального представителя Swisslog Healthcare GmbH, который устанавливал систему двусторонней пневматической почты, а именно: ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ" (ранее ООО "Массар").
05.08.2022 за исх. N 7019 Участник с письмом-запросом обратился в ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ" (ранее ООО "Массар"), которым просил в кратчайшие сроки предоставить техническую документацию на системы пневматической почты производства Swisslog Healthcare GmbH (Германия), модель TranspoNet, а также исполнительную и рабочую документацию, в том числе схемы и планы помещений с указанием расположения установленного оборудования, а также протоколы испытаний нормативного расхода воздуха в системах. Однако в ответ (запрашиваемая документация) Участником не был получен.
Поскольку заявка Заказчика не могла остаться без внимания, Участник несмотря на отсутствие технической и иной документации, для надлежащего исполнения условий Контракта действуя добросовестно и разумно, осуществил выезд на объект Заказчика по вышеуказанной заявке.
В результате выезда 12.08.2022 представителем ООО "Порядок" были проведены работы, направленные на устранение неисправностей: проведена диагностика стрелки приема и отправки станции 316 и 317, по результатам которой была выявлена следующая неисправность:
- стрелка 317 - находится в техническом исправном состоянии и функционирует в штатном режиме на прием;
- стрелка 316 - не работает, необходима замена (Дефектная ведомость от 12.08.2022).
Ранее Дефектную ведомость от 03.08.2022 Участник передавал Заказчику.
Согласно условиям Контракта (п. 2 таблицы Техническое задание) в случае выхода из строя и невозможности восстановления компрессора воздуходувки, электро-двигателя воздуходувки, стрелок путевых, стрелок приема, закупка этих агрегатов осуществляется Заказчиком отдельно.
Касаемо неисправности на 2-й линии пневмопочты, Участником была произведена диагностика программных модулей системы управления станции 201 и главной управляющей станции, произведен замер воздушного потока в системе, проверка работоспособности автоматики.
Участник со своей стороны, в результате выезда 12.08.2022 померил значения системы, однако сравнивать было не с чем, поскольку необходимой документации на систему не было, протокола испытаний тоже, невозможно было определить какие значения должны быть штатные по расходу воздуха и по скорости воздушного потока в системе. Поэтому Участник повторно запросил техническую документацию у Заказчика, чтобы сравнить штатные значения это или нет, есть отклонения или нет (письмо Участника от 17.08.2022 за исх. N 7023). Однако, надлежащий ответ (запрашиваемая документация), который скреплен подписями, печатью и направленный Участнику посредством почтовой корреспонденции от Заказчика так и не поступил.
Согласно п. 2.8. Контракта Исполнитель должен иметь полный комплект действующей нормативной, технической и эксплуатационной документации, необходимой для проведения работ по Контракту.
Все работы по Контракту должны проводиться согласно действующей технической и эксплуатационной документации изготовителя оборудования.
На основании п. 1 ст. 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
Анализируя вышеизложенное, Участник неоднократно обращался к Заказчику за содействием в оказании Услуг, с запросами о предоставлении технической и иной документации согласно п. 2.8. Контракта, а Заказчик действовал недобросовестно и нарушал не только условия Контракта, но и положения законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 719 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 2 ст. 719 ГК РФ).
В связи с нарушением Заказчиком условий Контракта, в адрес Заказчика было направлено Требование-претензия исх. N 7013 от 08.09.2022 о приостановлении работ по надлежащему исполнению Контракта с даты повторного запроса необходимой документации т.е. с 17.08.2022 до полного выполнения Заказчиком требования Участника, а именно предоставлении необходимой технической и иной документации согласно п. 2.8. Контракта. Однако Заказчик требование не выполнил, выявленные нарушения не устранил.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 740 ГК РФ заказчик обязан создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ.
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно п. 15.7. Контракта, контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, руководствуясь п. 15.7. Контракта, ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 2 ст. 719 ГК РФ, Участник реализовал свое право на односторонний отказ от исполнения государственного контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Участником 08.09.2022.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия ООО "Порядок" Решения, Заказчиком устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 21.09.2022.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
22.08.2022 ООО "ПТС Инжиниринг", являющееся официальным представителем немецкой компании Swisslog, по заявке Заказчика выполнило независимый технический аудит основных узлов системы пневмопочты, установленной в ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Аккуратова, д. 2, о чем было составлено экспертное заключение N 103/4А от 23.03.2022, согласно которому оборудование было пригодно для дальнейшей эксплуатации с обязательными ремонтными и восстановительными работами компонентов комплекса на месте без выполнения замены узлов и агрегатов.
26.08.2022 в адрес ООО "Порядок" посредством Официального сайта было направлено уведомление (peг. N 02-05-8754/22), согласно которому Участник в срок до 31.08.2022 должен был привести систему пневматической почты производства "Swisslog Healthcare GmbH" (Германия) в рабочее состояние, проведя соответствующие восстановительные работы по диагностике и ремонту системы.
30.08.2022 Участником в адрес Заказчика направлен запрос N 0896 на извлечение частотного преобразователя для проведения диагностики.
05.09.2022 Заказчиком в письме исх. N 02-05-9054/22 в адрес Участника было повторно направлено вышеуказанное экспертное заключение, согласно которому замена частотного преобразователя (инвертора воздуходувки) не требуется, достаточно было провести настроечные работы АСУ линии N 2.
По состоянию на 16.09.2022 ремонтные и восстановительные работы компонентов вышеуказанной системы Участником так и не были выполнены.
08.09.2022 Участником в адрес Заказчика была направлена претензия и решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (письма NN 7013, 7071 от 08.09.2022), в которых указывалось на невозможность исполнения Контракта в связи с не предоставлением Заказчиком технической документации.
Согласно тексту Решения, 05.08.2022 Участник с письмом-запросом обратился в ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ" (ранее ООО "Массар"), которым просил предоставить техническую документацию на системы пневматической почты производства Swisslog Healthcare GmbH (Германия), модель TranspoNet, а также исполнительную и рабочую документацию, в том числе схемы и планы помещений с указанием расположения установленного оборудования, а также протоколы испытаний нормативного расхода воздуха в системах.
Однако, согласно письму от 15.09.2022 исх. N 105/5А, полученному от ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ", запросов от сторонних сервисных компаний по предоставлению технической документации любого характера и вида на систему пневмопочты в Мед.центре (НМИЦ им. В.А. Алмазова) с целью проведения технического обслуживания вышеуказанного оборудования, в их адрес не поступало.
Согласно п. 2.8. Контракта Исполнитель должен иметь полный комплект действующей нормативной, технической и эксплуатационной документации, необходимой для проведения работ по Контракту (в обязанность Заказчика это не входит).
По словам представителя Заказчика, Заказчик не препятствовал исполнению Контракта. Участник имел неограниченный доступ к технической документации: неоднократно представитель Участника с ней ознакамливался в процессе работы и мог получить необходимые копии при выезде на место оказания Услуг. Имеющейся у Заказчика документации было достаточно для выполнения текущих настроек и выявления технических проблем.
Представитель Участника с доводами Заказчика не согласился по следующим основаниям:
Заказчиком была организована "внешняя экспертиза" с привлечением сторонней экспертной организации - ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ".
При проведении "внешней экспертизы" требования к внешним экспертам установлены ст. 41 Закона о контрактной системе. Так, внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) юридическое лицо включается в реестр экспертных организаций национальным органом по аккредитации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 7. ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, реестре экспертов по аккредитации, реестре технических экспертов, реестре экспертных организаций, другие сведения по вопросам аккредитации являются открытыми для ознакомления с ними заинтересованных лиц, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, других сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами.
На основании вышеизложенного, в реестре организаций, аккредитованных на право проведения экспертизы ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ" (ранее ООО "МАССАР") - отсутствует.
Таким образом, по мнению представителя Участника, ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ" не может являться экспертной организацией.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022).
1. Экспертные организации обязаны:
2) иметь сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечивать размещение на нем следующей информации:
б) фамилии, имена и (в случае, если имеются) отчества экспертов по аккредитации, для которых экспертная организация является основным местом работы или с которыми она осуществляет взаимодействие в соответствии с частью 8 настоящей статьи для целей оказания услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом;
в) используемые значения коэффициентов, предусмотренные методикой определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и позволяющие рассчитать точную стоимость проведения таких экспертиз в соответствии с указанной методикой; и др.
Так, на официальном сайте ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ" https://massar.ru/services в разделе "УСЛУГИ": услуги по проведению экспертизы и выдачи экспертных заключений - отсутствуют; в разделе "О КОМПАНИИ": информация о том, что ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ" является экспертной организацией, имеет аккредитацию, лицензию на экспертную деятельность, ФИО экспертов которые работают в данной организации имеющих диплом о высшем образовании, свидетельство на право производства экспертиз, свидетельство о подготовке и переподготовке по специальности на право производства экспертиз, а также документ, свидетельствующий о прохождении аттестации и др. - отсутствует.
Согласно ч. 8. ст. 41 Закона о контрактной системе в случае, если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.
Анализируя вышеизложенное, отсутствующая вышеуказанная информация на официальном сайте ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ" https://massar.ru/services лишь подтверждает, что данная организация не является экспертной организацией.
Также представитель Участника отметил, что согласно ч. 3. ст. 41 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона о контрактной системе).
При этом согласно ч. 4 ст. 41 Закона о контрактной системе в случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, указанных в ч. 2 ст. 41 Закона о контрактной системе, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации.
Таким образом, не допускается привлечение к экспертизе лиц, не соответствующих требованиям, установленным ст. 41 Закона о контрактной системе, а также лиц, не уведомивших заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы.
Без уведомления о допустимости участия в экспертизе не начинается проверка Письмо Минфина N 24-02-07/87603 от 27.12.2017.
ООО "Порядок" не получало уведомление, предусмотренное ч. 3. ст. 41 Закона о контрактной системе от ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ".
Вместе с тем Заказчик в ответе на Решение Участника по тексту также не указывает о предмете, вопросах, на которые обязан был ответить эксперт; конкретные сроки проведения экспертизы; о функциях и полномочиях экспертной организации; об уведомлении Участника о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для отказа от ее проведения перед началом экспертизы.
Касаемо представленного экспертного заключения исх. N 103/4А от 23.08.2022 ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ" (далее - Документ) представитель Участника пояснил следующее:
Согласно ч. 7 ст. 41 Закона о контрактной системе результаты экспертизы, проводимой экспертом или экспертной организацией в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования части 3 настоящей статьи эксперт, экспертная организация, уполномоченный представитель экспертной организации, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для "внешних экспертов" ответственность прямо предусмотрена в законодательстве. От административной (ст. 7.32.6 КоАП РФ) до уголовной (ст. 200.6 УК РФ).
Документ за исх. N103/4А от 23.08.2022 подписан Генеральным директором ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ" Соловьевым М.А., не являющимся экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации.
Также, в документе за исх. N 103/4А от 23.08.2022 не отражено, что эксперт предупрежден об ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Частью 2. ст. 41 Закона о контрактной системе к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены:
1) физические лица:
а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.
ООО "Порядок" полагает, что ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ" не может быть допущено к проведению экспертизы, поскольку ранее состояло в договорных отношениях с Заказчиком и являлось исполнителем по контракту на техническое обслуживание и ремонт системы двусторонней пневматической почты, производства "Swisslog Healthcare GmbH (Германия), которое может влиять на результат проводимой таким лицом экспертизы, а также имеет имущественные интересы в выполнении работ, о чем свидетельствует на стр. 2 документа (экспертное заключение ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ") за исх. N103/4А от 23.08.2022 коммерческое предложение на сумму 106 000 рублей. Указание коммерческого предложения в экспертном заключении противоречит действующим нормам законодательства Российской Федерации.
Таким образом, по мнению представителя Участника, доводы Заказчика о том, что ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ" составлено экспертное заключение N 103/4А от 23.03.2022, согласно которому оборудование пригодно для дальнейшей эксплуатации с обязательными ремонтными и восстановительными работами компонентов комплекса на месте без выполнения замены узлов и агрегатов являются несостоятельными.
Вместе с тем как утверждает Заказчик, 26.08.2022 адрес ООО "Порядок" посредством Официального сайта было направлено уведомление (рег. N 02-05-8754/22), согласно которому Участник в срок до 31.08.2022 должен был привести систему пневматической почты производства "Swisslog Healthcare GmbH (Германия)" в рабочее состояние.
При проведении технического обслуживания, а именно, 22.08.2022 представителем ООО "Порядок" в результате технического обслуживания была выявлена необходимость проведения диагностики частотного преобразователя ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России в специализированном сервисном центре.
Участником была выявлена необходимость полной диагностики частотного преобразователя. В связи с непредоставлением Заказчиком необходимой документации, Участником не имелась возможность полной диагностики работы частотного преобразователя на объекте, в связи с чем, была необходима полная диагностика работы частотного преобразователя на стенде авторизованного сервисного центра, что подтверждается материалами фотофиксации, данный факт также подтверждается нарядом от 22.08.2022, который подписан представителем Заказчика.
Однако 22.08.2022 представители Заказчика отказали представителю Участника в извлечении данного частотного преобразователя для проведения дальнейшей диагностики без предоставления Участником подменного оборудования.
В связи с этим в адрес Заказчика был направлен запрос N 0896 от 30.08.2022, в котором Участник просил Заказчика дать разрешение на проведение диагностики частотного преобразователя на стенде официальных представителей производителя данного частотного преобразователя (Omron Electronics LLC) для выявления и устранения конкретных дефектов оборудования.
Участник также в данном письме обращал внимание Заказчика на то, что Контрактом не предусмотрена обязанность Участника по предоставлению Заказчику подменного оборудования в случае проведения работ по ремонту оборудования Заказчика.
В данном письме Участник просил Заказчика в кратчайшие сроки в письменной форме либо посредством телефонограммы по номеру направить в адрес ООО "Порядок" разрешение на извлечение частотного преобразователя для проведения диагностики.
Однако, по словам представителя Участника, Заказчик необоснованно отказал Участнику в извлечении частотного преобразователя для проведения диагностики, ссылаясь на якобы экспертное заключение ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ", в соответствии с которым достаточно провести лишь настроечные работы АСУ линии N2. Однако, как было указано выше, ссылки Заказчика на якобы экспертное заключение ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ" являются несостоятельными. В связи с непредоставлением Заказчиком необходимой документации, Участником не имелась возможность полной диагностики работы частотного преобразователя во всех режимах, в связи с чем, была необходима полная диагностика работы частотного преобразователя на стенде авторизованного сервисного центра (Omron Electronics LLC).
Вместе с тем Заказчик в ответе на Решение Участника указал на п. 2.8. Контракта, в соответствии с которым Исполнитель должен иметь полный комплект действующей нормативной, технической и эксплуатационной документации, необходимой для проведения работ по Контракту.
Согласно п.2.1. Контракта Услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями настоящего раздела Контракта, требованиями технического задания (далее - ТЗ) (приложение N 1 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью настоящего Контракта, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации оказания Услуг, действующими в Российской Федерации.
Как было указано в Решении Участника устранить неисправности без технической документации не представляется возможным.
Для надлежащего исполнения условий Контракта Участнику была необходима техническая документация на установленные в ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России системы двусторонней пневматической почты, производства "Swisslog Healthcare GmbH (Германия), модель TranspoNet", исполнительная и рабочая документация, в том числе схемы и планы помещений с указанием расположения установленного оборудования, а также протоколы испытаний нормативного расхода воздуха в системах. Однако требуемая документация, в том числе схемы и планы помещений с указанием расположения установленного оборудования, а также протоколы испытаний нормативного расхода воздуха в системах, не могли изначально находиться у Участника без предоставления со стороны Заказчика.
Таким образом, в своем письме-запросе от 05.08.2022 за исх. N 7018 Участник просил Заказчика в кратчайшие сроки предоставить техническую документацию, чтобы искать проблему основываясь на технических документах, с минимальным ущербом для Заказчика. Также была необходима документация по всем линиям, длина трассы, диаметр, план-схема, где и что проходит и документы на оборудование какое используется, какие рабочие параметры и прочее (в т. ч. и на изменения, которые были сделаны за рамками работ ООО "Массар").
Однако, в надлежащий ответ (запрашиваемая документация), который скреплен подписями, печатью и направленный Исполнителю посредством почтовой корреспонденции либо посредством Официального сайта от Заказчика так и не поступил.
Лишь в устной форме Заказчиком были предоставлены Участнику контакты официального представителя Swisslog Healthcare GmbH, который устанавливал систему двусторонней пневматической почты, а именно: ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ" (ранее ООО "Массар").
Анализируя вышеизложенное, Участник неоднократно обращался к Заказчику за содействием в выполнении работ, с запросами о предоставлении технической и иной документации согласно п. 2.8. Контракта.
Также Заказчик указал в своем ответе на Решение Участника, что представитель ООО "Порядок" имел неограниченный доступ к технической документации: неоднократно представитель ООО "Порядок" с ней ознакамливался в процессе работы и мог получить необходимые копии при выезде на место оказания Услуг. Также Заказчик указал, что имеющейся у Заказчика документации было достаточно для выполнения текущих настроек и выявления технических проблем.
Однако, при приезде на объект Заказчик представлял вниманию Участника стопку технической документации, среди которой не было требуемой Участнику документации. После запроса требуемой документации, представители Заказчика указывали на ее отсутствие.
Впоследствии Участник начал направлять в адрес Заказчика письменные запросы на предоставление технической документации. Однако Заказчик игнорировал данные запросы Участника, документация Заказчиком не была представлена, Заказчик не указывал причины, по которым не может предоставить данную документацию.
Таким образом, в своем ответе на Решение Участника Заказчик утверждал, что имеет требуемую документацию, однако она не была представлена Участника, а также данная документация не направлена в качестве приложений к ответу на Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Так же Заказчик в ответе на Решение Участника указал на то, что Участник не обращался с запросом в ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ".
Однако, как было указано в Решении, 05.08.2022 за исх. N 7019 Участник с письмом-запросом обратился в ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ" (ранее ООО "Массар"), которым просил в кратчайшие сроки предоставить техническую документацию на системы пневматической почты производства Swisslog Healthcare GmbH (Германия), модель TranspoNet, а также исполнительную и рабочую документацию, в том числе схемы и планы помещений с указанием расположения установленного оборудования, а также протоколы испытаний нормативного расхода воздуха в системах.
Согласно информации, содержащейся на официальном сайте Почты России, данное письмо получено ООО "ПТС ИНЖИНИРИНГ" 08.08.2022 Соловьевым нарочно. Таким образом довод Заказчика о том, что ООО "Порядок" не направляло данный запрос, также является несостоятельным.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Порядок" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Порядок" (ИНН: 7802879075) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.