Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Дорошенко Т. П.,
от ООО "Дебют" - Дуплищева А. А., Стародубцевой И. Н.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из МКУ "Управление капитального строительства" г. Пятигорска поступили сведения о включении в реестр решение недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "Дебют" по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121200004721000069 "Выполнение работ по строительству многоквартирного
жилого дома корпус 1 (1 этап строительства) по ул. Пальмиро Тольятти в рамках реализации проекта: "Многоквартирные жилые дома корпус 1 (1 этап строительства), корпус 2 (2 этап строительства), корпус 3 (3 этап строительства) по ул. Пальмиро Тольятти в городе-курорте Пятигорске для переселения граждан из аварийного жилищного фонда".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Дебют" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
Комиссия, проанализировав представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, установила следующее:
Между Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства" (МКУ "УКС") и ООО "Дебют" был заключен муниципальный контракт N 0121200004721000120 от 09.034.2021 г. на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома корпус 1 (1 этап строительства) по ул. Пальмиро Тольятти в рамках реализации проекта: "Многоквартирные жилые дома корпус 1 (1 этап строительства), корпус 2 (2 этап строительства), корпус 3 (3 этап строительства) по ул. Пальмиро Тольятти в городе-курорте Пятигорске для переселения граждан из аварийного жилищного фонда" (далее - Контракт), место выполнение работ: г. Пятигорск, ул. П.Тольятти, в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и в сроки, определенные контрактом.
Согласно пункту 3.2. цена работ согласно расчету (Приложение 4 к Контракту) определена в сумме 110 903 67 руб. в том числе НДС по ставке 20% (пункт 3.3.Контракта).
Согласно положениям п. 2.1.1 Контракта заказчик обязуется передать подрядчику в установленном порядке утвержденную проектно-сметную документацию. Срок действия контракта определен в разделе 9 контракта.
В пункте 9.1. контракта определено, что контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.
Согласно п. 9.2. срок действия контракта до 31.12.2021 г.
Согласно п. 9.4. контракта - окончание производства работ по контракту - не позднее 30.11.2021 г.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2022 г. по делу N А63-18748/2021 были удовлетворены исковые требования ООО "Дебют" к МКУ "УКС" о внесении изменений в муниципальный контракт в части срока действия контракта и срока окончания производства работ.
Суд установил, что в процессе производства строительных работ на основании заключенного муниципального контракта были выявлены существенные конструктивные недостатки проектной документации, а также необходимость изменить технические решения проекта, с целью увеличения площади квартир и провести дополнительную государственную экспертизу проекта, без чего невозможно дальнейшее проведение строительных работ.
Суд признал правомерным действия ООО "Дебют" по приостановлению производства строительных работ на объекте до получения измененной проектной документации, прошедшей дополнительную государственную экспертизу. Решением суда в пункте п. 9.2 контракта слова "до 30.12.2021" заменены словами "до 31.08.2022". В пункте п. 9.4 контракта слова "не позднее 30.11.2021" заменены словами "не позднее 01.08.2022".
Вместе с тем, по состоянию на 01.08.2022 г. ООО "Дебют" не были исполнены условия контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 10.1. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороной от исполнения контракта в случае существенного нарушения условий контракта в соответствии с гражданским законодательством. Существенными нарушениями условий Контракта явилось невыполнение требований и предписаний заказчика, просрочка исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Статьей 717 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что "если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу".
На основании вышеизложенного 05.09.2022 г. Заказчиком принято Решение о расторжение контракта N 012120000472100009 от 09.03.2021 г. на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома корпус 2 (2 этап строительства) по ул. Пальмиро Тольятти в рамках реализации проекта: "Многоквартирные жилые дома корпус 1 (1 этап строительства), корпус 2 (2 этап строительства), корпус 3 (3 этап строительства) по ул. Пальмиро Тольятти в городекурорте Пятигорске для переселения граждан из аварийного жилищного фонда".
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение о расторжении муниципального контракта в одностороннем порядке принято и сформировано с использованием единой информационной системы 05 сентября 2022 года.
Согласно п. 13 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Далее, согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела документов Комиссией было установлено следующее.
Согласно п. 1 ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности технической документации.
В силу требований 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При этом, на дату принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес ООО "Дебют" не была предоставлена надлежащим образом оформленная проектная документация в объеме, необходимом для выполнения работ, получившая в соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации положительное заключение государственной экспертизы.
Как установлено материалами дела, МКУ УКС измененная часть технической (проектной) документации в стадии "П" (для проектирования) была передана ООО "Дебют" только 24.08.2022 г., то есть за пределами срока выполнения работ по контракту. Факт передачи подтверждается описью документации переданной Заказчиком Подрядчику.
Следовательно, ООО "Дебют" не могло осуществлять производство работ без надлежаще оформленной проектной документации в срок до 01.08.2022 г.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся документы, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "Дебют" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Дебют" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии: Е. В. Вишневская
Б. Ш. Карпель
Исп.Вишневская Е.В.
тел.(8652) 35-28-07
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.