Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.
В присутствии представителей:
от Заказчика - в отсутствие представителя,
от ООО "КРИСТАЛЛ" - в отсутствие представителя,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик - Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 (далее - Правила N1078), направил в адрес Ставропольского УФАС России сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "КРИСТАЛЛ" и указал, что Общество не исполнило условия контракта, по факту проведения электронного аукциона N 0121200004721000634 Выполнение подрядных работ по объекту "Строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Дубовая Балка, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Андроповская районная больница" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края (ИКЗ 21 22634101115263601001 0066 000 4120 414), в связи с чем заказчик в одностороннем порядке расторг контракт.
В порядке ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ и п. 13 Правил N 1078 Ставропольским УФАС России в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Трансдорстрой" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Согласно пояснениям Заказчика,
Между министерством и обществом с ограниченной ответственностью "Кристалл" 16.07.2021 года заключен государственный контракт N 634ЭА-2021 на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Дубовая Балка, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Андроповская районная больница" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края (далее соответственно - ООО "Кристалл", подрядчик, государственный контракт, объект), в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить подрядные работы по строительству объекта в соответствии с проектной и рабочей документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования.
Пунктом 5.3.1 государственного контракта установлена обязанность ООО "Кристалл", Принять на себя обязательства выполнить работы по строительству Объекта в сроки, предусмотренные Контрактом в соответствии с Графиком выполнения работ, который является приложением N 2 к Контракту и его неотъемлемой частью.
Обеспечить выполнение работ по Контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией.
Государственным контрактом установлено, что согласно приложению N 2 "График выполнения строительно-монтажных работ", срок выполнения работ-31.10.2021.
Обязательство ООО "Кристалл" по своевременному исполнению работ не исполнено, что делает невозможным исполнение государственного контракта в установленные сроки.
Министерством также велась претензионная работа по взысканию неустойки (пени) за просрочку исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), пункту 13.4 государственного контракта допускается односторонний отказ стороны государственного контракта от исполнения государственного контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и пунктом 13.4 государственного контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения до настоящего времени подрядчиком не устранено.
При этом, комиссия установила:
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации-обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
Вместе с тем, в период действия Контракта Поставщик допустил существенные грубые нарушения его вышеуказанных условий, а именно неисполнение своих обязательств, предусмотренных Контрактом, выразившиеся в следующем.
Ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 13.1 Контракта Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13.4. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
13.5. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким основанием является нарушение Подрядчиком раздела 5.3 Контракта
5.3.1. Принять на себя обязательства выполнить работы по строительству Объекта в сроки, предусмотренные Контрактом в соответствии с Графиком выполнения работ, который является приложением N 2 к Контракту и его неотъемлемой частью.
Обеспечить выполнение работ по Контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией.
Ч. 2, 3 ст. 715 ГК РФ установлено следующее:
2. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
3. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
На основании ч. 8, 9 Закона N 44-ФЗ, Заказчиком 09.09.2022 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
В соответствии с п. 12.1. ст. 95 Закона 44-ФЗ: В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение принято Заказчиком - 09.09.2022 г., размещено в единой информационной системе и направлено ООО "КРИСТАЛЛ" и им получено.
Согласно п. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Установлено, что решение заказчика получено 10.09.2022.
Ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Окончание десяти дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком ООО "КРИСТАЛЛ" об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 21.09.2022 г.
В свою очередь, по состоянию на 21.09.2022 г. обязательства ООО "КРИСТАЛЛ" по выполнению подрядных работ по объекту "Строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Дубовая Балка, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Андроповская районная больница" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края не выполнены.
Основания, послужившие причиной принятия Заказчиком Решения, в течении 10-ти дневного срока устранены не были. Учитывая вышеупомянутое, Решение Заказчиком не было отменено.
Таким образом, исходя из положений ч. 12.2, 13, 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым - 21.09.2022 г.
Действия ООО "КРИСТАЛЛ", выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, ООО "КРИСТАЛЛ" также не предоставлено.
Согласно п. 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
На заседание Комиссии обстоятельства, предусмотренные п. 15 Правил N 1078, не установлены, на рассмотрение сторонами не представлены.
При этом, Комиссия установила:
а) не выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с ч. 8 ст. 104 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2, 8 ст. 104, ст. 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами N 1078 Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "КРИСТАЛЛ" (Ставропольский край, поселок Горячеводский, ул. Согласия, дом N 9; ИНН 2632097103: КПП 2632010011), директор - Зинченко Анатолий Иванович (ИНН 263208306854) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 16.07.2021 N 634ЭА-2021 (реестровая запись 2263410111521000046) сроком на 2 (два) года.
2.Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
Члены Комиссии Е.В. Вишневская
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.