Резолютивная часть решения оглашена 22.09.2022 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу АО "Национальная служба санитарной авиации" (г.Санкт-Петербург) на положения извещения электронного аукциона на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000122005135) в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика - ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области заявителя - АО "Национальная служба санитарной авиации"
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/34-660/2022 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
15.09.2022 во Владимирское УФАС России поступила жалоба АО "Национальная служба санитарной авиации" (далее - заявитель, Общество) на положения извещения электронного аукциона на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000122005135).
По мнению заявителя, заказчик неправомерно в пункте 17 Приложения N 2 к извещению (Описание объекта закупки) установил следующее требование к медицинскому оборудованию на борту воздушного судна "Комплекс для транспортировки неонатальных пациентов".
Вместе с тем, совместным приказом Минтранса и Минздрава России N 163/342 от 30.05.2019 утвержден типовой контракт на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи, ставший обязательным для применения заказчиками в 2022 году и размещенный в библиотеке типовых контрактов 21.01.2022, реестровая запись N 1400700000522001.
Согласно пункта 3.1.3 типового контракта исполнитель авиационных работ в целях оказания медицинской помощи обязан обеспечить предоставление воздушного судна с медицинским оборудованием согласно требованиям приказа Минздрава России от 20.06.2013 N 388н, утвердившего порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.
Согласно пункта 19 Порядка скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в соответствии с приложениями 1-15 к Порядку.
Раздел 7 приложения N 5 к Порядку регламентирует стандарт оснащения воздушного судна.
Таким образом, при неукоснительном соблюдении типового контракта заказчик не вправе требовать от участника закупки предоставления воздушного судна с таким перечнем медицинского оборудования, который выходил бы за пределы содержания стандартного оснащения воздушного судна, установленного приказом.
Кроме того, в Российской Федерации на сегодняшний день отсутствуют сертифицированные комплексы для транспортировки неонатальных пациентов для воздушных судов, что исключает возможность их надлежащего использования на борту с соблюдением необходимых требований к безопасности.
В силу изложенного, заявитель просит провести проверку по доводам, указанным в жалобе, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика пояснил следующее.
При описании объекта закупки заказчик руководствовался требованиями пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Заказчику в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок представлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик объекта закупки, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает Заказчика при формировании объекта закупки доказывать свою потребность в тех или иных видах работ, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность Заказчика, а также не вправе определять государственные нужды.
Согласно пункта 3.1.3 Типового контракта и проекта контракта, размещенного заказчиком, Исполнитель обязан обеспечить предоставление воздушного судна с экипажем, оборудованного медицинским модулем и (или) медицинским оборудованием, необходимыми для оказания авиамедицинской выездной бригадой скорой медицинской помощи и/или выездной экстренной консультативной бригадой скорой медицинской помощи (далее - бригада) скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (далее - Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденный Приказом N 388н), и соответствующего требованиям к воздушному судну, предусмотренным пунктом 9 Технического задания (приложение N 1 к Контракту).
Вместе с тем, Приложением N 1 к типовому контракту закреплено содержание "Технического задания на выполнение авиационных работ с целью оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации", согласно пункта 12 которого предусмотрено указание заказчиком дополнительных условий и требований выполнения работ (пункт сопровождается сноской <86> Заказчик вправе указать дополнительные условия и требования выполнения работ.
Руководствуясь формой Типового контракта, в пункте 12 Приложения N 1 к Типовому контракту заказчик указал необходимые дополнительные условия выполнения работ в соответствии со своей потребностью, в том числе, привело минимальный перечень медицинского оборудования, наличие которого на борту воздушного судна обеспечивается исполнителем, требования к его функциональным и техническим характеристикам.
Кроме того, Приказ N 388н не запрещает использование при оказании медицинской помощи дополнительных позиций оборудования, не включенного в стандарт оснащения.
Кроме того, заявителем жалобы 15.09.2022 подана единственная заявка на участие в данной закупке, что согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе в сфере закупок означает согласие данного участника на выполнение работ на условиях, предусмотренных извещением о проведении закупки.
В силу изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу АО "Национальная служба санитарной авиации" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Совместным приказом Минтранса и Минздрава России N 163/342 от 30.05.2019 утвержден типовой контракт на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи, ставший обязательным для применения заказчиками в 2022 году и размещенный в библиотеке типовых контрактов 21.01.2022, реестровая запись N 1400700000522001.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что согласно пункта 3.1.3 Типового контракта и проекта контракта, размещенного заказчиком, Исполнитель обязан обеспечить предоставление воздушного судна с экипажем, оборудованного медицинским модулем и (или) медицинским оборудованием, необходимыми для оказания авиамедицинской выездной бригадой скорой медицинской помощи и/или выездной экстренной консультативной бригадой скорой медицинской помощи (далее - бригада) скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (далее - Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденный Приказом N 388н), и соответствующего требованиям к воздушному судну, предусмотренным пунктом 9 Технического задания (приложение N 1 к Контракту).
Вместе с тем, Приложением N 1 к типовому контракту закреплено содержание "Технического задания на выполнение авиационных работ с целью оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации", согласно пункта 12 которого предусмотрено указание заказчиком дополнительных условий и требований выполнения работ (пункт сопровождается сноской <86> Заказчик вправе указать дополнительные условия и требования выполнения работ).
В силу изложенного, Комиссия полагает не противоречащими требованиям законодательства о контрактной системе требование заказчика о наличии на борту воздушного судна комплекса для транспортировки неонатальных пациентов.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Национальная служба санитарной авиации" на положения извещения электронного аукциона на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000122005135) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.