Инспекция Владимирского УФАС России по проведению внеплановых проверок в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Инспекция) в составе:
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" провела внеплановую проверку соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок действий заказчика - государственного учреждения - Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (600000, г.Владимир, Октябрьский пр-т, д.47б) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение в 2022 году работ по изготовлению для инвалида технического средства реабилитации - протеза бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии (извещение N 0228100000221000271).
Основанием для проведения внеплановой проверки: поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (обращение ООО "Уч-Сфера от 29.06.2022 N 2906/4)
Из обращения следует, что заказчиком при определении критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов на праве собственности или ином законном основании, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня" нарушены требования Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В результате проведения внеплановой проверки, предусмотренной частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Инспекция Владимирского УФАС России.
УСТАНОВИЛА:
Фондом социального страхования Российской Федерации инициировано проведение открытого конкурса на выполнение в 2022 году работ по изготовлению для инвалида технического средства реабилитации - протеза бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии (извещение N 0228100000221000271).
30 декабря 2021 г. был объявлен открытый конкурс в электронной форме на выполнение в 2022 году работ по изготовлению для инвалида технического средства реабилитации - протеза бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии (далее - TCP). Конкурс проводится на электронной площадке ООО "РТС-тендер" в сети "Интернет" www.rts-tender.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 258 250 (Один миллион двести пятьдесят восемь тысяч двести пятьдесят) рублей.
До окончания указанного в извещении о проведении конкурса срока подачи заявок на участие в конкурсе до 10 часов 00 минут по московскому времени 01 февраля 2022 г. были поданы 5 (Пять) заявок на участие в конкурсе.
По результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с протоколом от 02 февраля 2022 г. N 26 1-К-Протез бедра/122-ФЗ 2022 было принято решение допустить к участию в конкурсе и признать участниками конкурса 3 (Трех) участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе. 2 (Двум) участникам закупки, подавшим заявки на участие в конкурсе, было принято решение отказать в допуске к участию в конкурсе в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 54.5 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная документация содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок участников закупки конкурсной документацией установлены следующие критерии:
цена контракта;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок участников закупки Заказчиком используются Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктами 10, 27 Правил критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" разделен на 2 показателя, которые раскрывают содержание нестоимостного критерия оценки и учитывают особенности оценки закупаемых TCP по нестоимостному критерию оценки.
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению либо оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки:
значимость стоимостных критериев оценки - 40 процентов;
значимость нестоимостных критериев оценки - 60 процентов.
Величины значимости показателей нестоимостного критерия оценки конкурсной документацией установлены следующие.
Номер критерия |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Показатели критериев оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость критерия в (%) |
Коэффициент значимости критерия/ показателя |
Обозначение рейтинга по критерию/ показателю |
Стоимостной критернГ |
оценки |
||||
1. |
Сумма цен единиц работ |
Предложение участников закупки в отношении суммы цен единиц работ |
60 |
0,60 |
Ra |
Нестоимостной критерий оценки | |||||
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
Квалификация участников закупки, в том числе: |
40 |
0,40 |
Rb |
2.1. опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера |
|
0,40 |
B1 |
||
2.2. опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера |
0,60 |
b2 |
|||
Совокупная значимость всех критериев в процентах |
100 |
|
Пунктом 8.2. раздела VIII конкурсной документации "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены следующие содержание и особенности оценки закупаемых TCP по нестоимостному критерию оценки:
8.2. Нестоимостной критерий оценки:
Критерий: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Величина значимости критерия - 40 %.
Коэффициент значимости критерия оценки - 0,40.
Применяемые показатели данного критерия:
2.1. Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера:
2.1. Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера:
Оценка показателя (баллы): 100 баллов.
Коэффициент значимости показателя: 0,40.
По данному показателю оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Оценивается объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов бедра модульных, в том числе при врожденном недоразвитии), исчисляемый в количестве предоставленных протезов бедра модульных, в том числе при врожденном недоразвитии, получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом количество предоставленных протезов в каждом таком контракте должно быть не менее 1 штуки.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с указанием номера реестровой записи каждого контракта, содержащих сведения об объеме выполненных работ.
Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
2.2. Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера:
Оценка показателя (баллы): 100 баллов.
Коэффициент значимости показателя: 0,60.
По данному показателю оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов бедра модульных, в том числе при врожденном недоразвитии), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 1 258 250 (Одного миллиона двухсот пятидесяти восьми тысяч двухсот пятидесяти) рублей.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с указанием номера реестровой записи каждого контракта, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.
Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с указанным Федеральным законом.
Пунктом 3 Правил оценки заявок определено, что оценка - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями данных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В конкурсную документацию в качестве нестоимостного критерия при установлении порядка рассмотрения и оценки заявок разрешается включать критерии о квалификации участников закупки и об опыте работы, связанного с предметом контракта.
Согласно пункту 28 Правил N 1085 оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 данных Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 указанных Правил.
В соответствии с п. 11 Правил для оценки заявок по нестоимостным критериям оценки (показателям) Заказчик вправе устанавливать предельно необходимое максимальное количественное значение квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. Словосочетание "предельное необходимое максимальное значение показателя" означает, что для получения максимального количества баллов по показателю необходимо представить значение, соответствующее количеству (суммарной стоимости объема выполненных работ), установленных Заказчиком в качестве предельных, и это не обязательно должен быть один контракт с указанным количеством протезов и суммой.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчиков допускать к участию в конкурсе всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципам ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, направленным на целевое и экономически эффективное расходование бюджетных денежных средств, сокращения издержек заказчика и предполагающим наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Соответственно уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018).
Инспекцией УФАС установлено, что предусмотренные в документации критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе заинтересованным лицам, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при оказании услуг по объекту закупки. Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.
Как указывалось выше, все условия обжалуемой конкурсной документации установлены на основании и в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе, не препятствуют подаче заявок на участие любыми заинтересованными лицами, соответствующими общим и дополнительным требованиям к участникам закупки, и отражают реальную потребность заказчика.
Инспекция полагает, что в данном случае условия конкурсной документации обеспечивают равные возможности для потенциальных участников закупки, имевших намерение участвовать в конкурсе на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей в соответствии с потребностями учреждения.
В проводимом конкурсе победителем в соответствии с частью 14 статьи 54.7 Федерального закона признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер, что определяется на стадии оценки заявок.
Кроме того, конкурсная документация заказчика не содержит такого основания для отказа участникам в допуске к участию в конкурсе, как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика. Заказчик проводит закупку в виде открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки поданных заявок. Возможность участвовать в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ущемление прав заявителя и ограничение конкуренции.
Принимая во внимание социальную значимость объекта закупки, исходя из определенных целей, заказчик самостоятельно определяет необходимость в установлении критериев (показателей) для размещаемых им закупок в целях выявления лучших условий исполнения контракта, что соответствует требованиям Правил и не противоречит требованиям Федерального закона.
Таким образом, в процессе рассмотрения дела Инспекцией Владимирского УФАС установлено, что показатели нестоимостных критериев установлены в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 и учитывают особенности оценки закупаемых работ, позволяют оценить потенциального участника.
Ссылка в обращении ООО "Уч-Сфера" на Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вступило в силу 01.01.2022) необоснованна, поскольку в период объявления указанной закупки действовали Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085,
РЕШИЛА:
Признать в действиях заказчика - государственного учреждения - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отсутствие нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение в 2022 году работ по изготовлению для инвалида технического средства реабилитации - протеза бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии (извещение N 0228100000221000271).
Решение контрольного органа в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.